Биология 5 класс.
Проверочная работа по теме : «Биология- наука о живом мире»
1 вариант
Часть 1.
1.Живые организмы, в отличие от тел неживой природы:
А) неподвижны
Б) состоят из химических веществ
В) имеют клеточное строение
Г) имеют форму
2. Раздражимость-это:
А) способность организма реагировать на изменения в окружающей среде
Б) выделение организмом ненужных веществ
В) поступление в организм воздуха
Г) поступление в организм питательных веществ
3. Важной способностью живых организмов является способность к
А) листопаду
Б) размножению
В) полету
Г) впитывание воды корнями
4. Исследование, в котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:
А) наблюдение
Б) измерение
В) рассматривание
Г) эксперимент
5. Увеличительный прибор:
А) предметный столик
Б) микроскоп
В) тубус
Г) штатив
6. Если окуляр дает 10- кратное увеличение, а объектив- 30-кратное, то микроскоп увеличивает объект в :
А) 150 раз
Б) 200 раз
В) 250 раз
Г) 300 раз
7. Зрительная трубка микроскопа называется:
А) объективом
Б) окуляром
В) тубусом
Г) штативом
8. Важнейшая часть клетки, в которой хранится информация о строении и функциях называется
А) органоид
Б) ядро
В) хлоропласт
Г) вакуоль
9. Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме:
А) вода
Б) белки
В) жиры
Г) минеральные соли
10. Первый ученый, обнаруживший с помощью микроскопа клетки
А) Ч. Дарвин
Б) М. Шлейден
В) Р. Гук
Г) В. Вернадский
Часть 2
11. К биологическим наукам относят:
А) ботаника
Б) астрономия
В) физика
Г) физиология
Д) химия
Е) зоология
12. Органические вещества клетки- это:
А) белки
Б) вода
В) жиры
Г) минеральные соли
Д) углеводы
Е) ионы
13. Причитайте текст и ответьте на вопросы.
В стеблях льна, конопли, крапивы имеются узкие, сильно вытянутые клетки. У льна длина клеток достигает 4 мм, а у крапивы-8 мм, но в поперечнике они так малы, что различимы лишь при большом увеличении микроскопа . Они имеют очень прочные клеточные стенки. Волокна из стеблей льна используют для изготовления высококачественных льняных ниток и тканей.
Назовите особенности строения волокон льна, крапивы?
Как строение связано с функцией этих клеток?
К какому виду ткани , их можно отнести?
Биология 5 класс.
Проверочная работа по теме : «Биология- наука о живом мире»
2 вариант
Часть 1.
1. Клеточное строение имеют:
А) все тела в природе
Б) только грибы и растения
В) только животные
Г) все живые организмы
2. Все живые организмы способны к :
А) росту
Б) передвижению на четырех конечностях
В) впитыванию воды корнями
Г) улавливанию солнечного света зелеными листьями
3. Пример развития живого организма:
А) увеличение толщины стебля
Б) появление новых органов растения- цветка и плода
В) увеличение длины стебля
Г) изменение окраски зайцев зимой
4.Для выявления общих признаков животных, растений, грибов используется метод:
А) описания
Б) сравнения
В) эксперимента
Г) деления
5. Самый простой увеличительный прибор:
А) микроскоп
Б) телескоп
В) лупа
Г) весы
6. Объектив микроскопа находится:
А) на нижнем конце тубуса
Б) над предметным столиком
В) на верхнем конце тубуса
Г) на предметном столике
7. Если окуляр дает 10- кратное увеличение, а объектив- 15-кратное, то микроскоп увеличивает объект в :
А) 150 раз
Б) 200 раз
В) 250 раз
Г) 300 раз
8.Органоид зеленого цвета в клетках растений называется:
А) митохондрия
Б) ядро
В) хлоропласт
Г) цитоплазма
9.К неорганическим веществам клетки относятся:
А) белки
Б) жиры
В) нуклеиновые кислоты
Г) минеральные соли
10. Учение о биосфере создал:
А) Аристотель
Б) К Линней
В) Ч. Дарвин
Г) В. Вернадский
Часть 2
11. К биологическим наукам относятся:
А) ботаника
Б) астрономия
В) физика
Г) физиология
Д) химия
Е) микология
12. Неорганические вещества клетки- это:
А) белки
Б) вода
В) жиры
Г) минеральные соли
Д) углеводы
Е) ионы
13. Причитайте текст и ответьте на вопросы.
Эта ткань находится в листьях. Она состоит из клеток содержащих большое количество хлоропластов. Клетки расположены в несколько столбиков, а в глубине листа располагаются рыхло с пустотами- межклетниками. В этих клетках происходит образование на свету из неорганических веществ – органических и кислорода.
Назовите особенности строения клеток?
Как строение связано с функцией этих клеток?
К какому виду ткани их можно отнести?
Эталон ответов
1 вариант
1.в
2. а
3. б
4. г
5.б
6. г
7. в
8. б
9.а
10. в
11. аге
12.авд
13.
№п/п | Критерии ответа | Количество баллов |
1 | У льна и крапивы длинные , сильно вытянутые клетки. Клетки длинные и прочные, поэтому из них делают ткани. Ткань механическая | |
2 | Ответ содержит все названые элементы | 3балла |
3 | Ответ содержит 2 из названых элементов | 2 балла |
4 | Ответ содержит 1 элемент | 1 балл |
5 | Ответ не верен | 0 баллов |
2 вариант.
1.г
2. а
3.б
4.б
5.в
6.а
7.а
8.в
9.г
10.г
11.аге
12.бге
13.
№п/п | Критерии ответа | Количество баллов |
1 | Клетки содержат хлоропласты. Клетки располагаются столбиками, что обеспечивает фотосинтез, и образуют межклетники, что способствует образованию кислорода Ткань основная фотосинтезирующая | |
2 | Ответ содержит все названые элементы | 3балла |
3 | Ответ содержит 2 из названых элементов | 2 балла |
4 | Ответ содержит 1 элемент | 1 балл |
5 | Ответ не верен | 0 баллов |
Спецификация
проверочной работы№1 по биологии в 5 классе
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение проверочной работы
работа позволяет установить уровень освоения обучающимися в 5 классе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на конец изучения раздела «Биология- наука о живых организмах» по биологии. Предлагаемая работа предполагает включение заданий предметного, метапредметного и личностного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура итоговой комплексной работы за 5 класс разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: текст с изм. и доп. На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (с. 22-36, 79-82, 215-218);
На основании этих документов и материалов разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования перечень планируемых результатов освоения предметного содержания курса биологии по программе основной образовательной школы за 5 класс . Этот перечень (см. Кодификатор) используется в качестве содержательной и критериальной основы при разработке инструментария для проведения процедур оценки качества образования (оценки индивидуальных достижений учащихся).
Структура диагностической работы.
Формат заданий имеет три уровня сложности : часть А – базовый уровень. На вопросы предполагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть один. Часть В - более сложный уровень. Задания, представляемые в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Часть С – уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развернутый ответ. Работа выполняется в 2 вариантах.
Распределение заданий диагностической работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «биология» представлено в таблице.
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Коды проверяемых элементов содержания |
Что изучает биология | 7 | 7 | 1.1- 1.3 |
Клеточное строение организмов | 6 | 8 | 2.4 |
Итого | 13 | 17 | |
Система оценивания итоговой работы.
За правильный ответ на задания: части А – 1 балл; части В – 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С – 3 балла (при наличии полного ответа). Максимальное количество баллов: 17 баллов.
4. Форма проведения итоговой работы.
К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении такого задания нужно указать букву правильного ответа. Если номер указан не тот, его можно зачеркнуть крестиком, а затем указать букву правильного ответа.
Ответы к заданиям 11-12, 13 нужно указать в отведенном для этих ответов месте. В случае записи неверного ответа рекомендуется зачеркнуть его и записать рядом новый.
Выполнять задания нужно в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать те задания, которые не удается выполнить сразу, и перейти к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям. Нужно постараться выполнить как можно больше заданий.
Шкала оценивания результатов учащихся.
Количество баллов | Отметка |
17-15 | 5 |
14-11 | 4 |
7-10 | 3 |
0-6 | 2 |
Критерии оценивания
Оценка «2» ставится, если учащийся набрал менее 33% от общего числа баллов, 6 баллов и менее.
Оценка «3» - если набрано от 33% до 56% баллов, от 7 до 10 баллов.
Оценка «4» - если ученик набрал от 57% до 85% баллов ,от 11 до 14 баллов
Оценка «5» - если ученик набрал свыше 86% баллов, от 15 до 17 баллов
Уровень сформированности УУД
Низкий | Базовый | Повышенный |
до 6 баллов | 7-14 | 15-17 |
7. Продолжительность контрольной работы.
На выполнение диагностической работы отводится 40 минут. Работа выполняется обучающимися на бланках ответов.