СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительный материал в форме ЕГЭ по теме _Дворцовые перевороты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительный материал в форме ЕГЭ по теме _Дворцовые перевороты»

КИМ в форме ЕГЭ «Эпоха дворцовых переворотов»

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) образование Верховного тайного совета

2) ликвидация Тайной канцелярии

3) подписание Ясского мирного договора

 

 

 


2. становите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЕ

 

ГОД

А) жалованная грамота дворянству

Б) основание Московского университета

В) ссылка А. Д. Меншикова

Г) учреждение Правительствующего сената

 

1) 1785 г.

2) 1547 г.

3) 1755 г.

4) 1727 г.

5) 1826 г.

6) 1711 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 



3. Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России XVIII в.

1) дворцовый переворот; 2) славянофилы ;3) посессионные крестьяне; 4) фаворитизм; 5) выкупные платежи; 6) коллегии

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Процесс изъятия государством из церковной собственности земель, завершившийся в правление Екатерины II подписанием специального Манифеста и передачей церковных вотчин из духовной коллегии в коллегию экономии.

_______________________

5. Установите соответствие между датой и правлением императора.

Годы

Правитель

А) 1725-1727 гг.

1) Пётр II

Б) 1727-1730 гг.

2) Пётр III

В) 1730-1740 гг.

3) Екатерина I

Г) 1740-1741 гг.

4) Анна Иоанновна

Д) 1741-1761 гг.

5) Иван Антонович

Е) 1761-1762 гг.

6) Елизавета Петровна



А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 





6. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Ночной порою много стрельцов собралось в замке, или Кремле, причём никого не допускали, кроме определённых и известных лиц. Сие вызвало такую тревогу среди партии младшего царя, что все, кто смог получить весть об этом, поспешили в Преображенское. Вскоре после полуночи несколько стрельцов явились в Преображенское и уведомили царя, что множество стрельцов или солдат гвардии по приказу собираются в Кремле, должны с оружием прийти в Преображенское и умертвить разных лиц, особливо Нарышкиных. Предупреждённый об этом, царь поднялся с постели весьма спешно, не надев сапог, вышел в конюшню, где велел оседлать коня, и поехал в соседний лес, куда к нему доставили одежду и облачение. Одевшись, он с теми, кто был наготове, во весь опор поскакал в монастырь Святой Троицы.

Он прибыл туда в 6-м часу дня весьма утомлённым. Будучи препровождён в покои, он немедля бросился на кровать и горько залился слезами, рассказывая аббату, в чём дело, и прося защиты и помощи».


Б) Как скоро императрица скончалась, то, по обыкновению, открыли двери у той комнаты, где она лежала, и все, сколько ни находилось при дворе, в оную впущены. Принцесса Анна сидела в углу и обливалась слезами. Герцог Курляндский громко рыдал и метался по горнице без памяти. Но спустя минут пять, собравшись с силами, приказал он внести декларацию касательно его регентства и прочитать перед всеми вслух. Когда генерал-прокурор князь Трубецкой с означенною декларацией подступил к ближайшей на столе стоявшей свече, и все присутствующие за ним туда обратились, то герцог, увидя, что принц Брауншвейгский за стулом супруги своей стоял, там и остался, спросил его неукоснительно: не желает ли и он послушать последней воли императрицы? Принц, ни слова не вещав, пошёл, где куча бояр стояла, и с спокойным духом слушал собственный свой, или паче супруги своей, - приговор. После сего герцог пошёл в свои покои, а принцесса купно с принцем опочивали в сию ночь у колыбели молодого императора».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Упоминаемым в отрывке монархом является Пётр Первый

  2. Монарх, о начале правления которого идёт речь в отрывке, получил трон, будучи грудным ребёнком.

  3. Описываемые в отрывке события происходят в XVII веке

  4. Упоминаемая в отрывке принцесса была дочерью царя Ивана V Алексеевича

  5. Описываемые в отрывке события относятся к эпохе дворцовых переворотов

  6. Участниками событий, о которых идёт речь, были братья Орловы.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Фрагмент А

Фрагмент Б





7. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют положение крепостных крестьян в XVIII в.? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) отруб 2) барщина 3) оброк 4) выкупные платежи 5) отходничество 6) полюдье

 

 

 



8. Заполните пропуски в данных предложениях

А) Екатерине I управлять государственными делами помогал ……………….. Б) После за­вер­ше­ния Се­ми­лет­ней войны Рос­сия вер­ну­ла Прус­сии все за­хва­чен­ные у неё тер­ри­то­рии, по­то­му что такова была воля ………………. В) В правление Елизаветы I началась…….. война.

Пропущенные элементы: 1) Русско-турецкая 2 ) Петр II 3) Семилетняя 4) Бирон 5) Петр III 6) Меньшиков

А

Б

В

 

 

 

9. Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVII—XVIII вв. и их произведениями.

 

ФАМИЛИИ

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

A) В. Н. Татищев

Б) А. Н. Радищев

B) Д. Г. Левицкий

Г) В. И. Баженов

 

1) «Путешествие из Петербурга в Москву»

2) «История Российская с самых древнейших времён»

3) картина «Екатерина-законодательница»

4) комедия «Недоросль»

5) дом Пашкова в Москве

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

 

 

 

 



10. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите имя императрицы, о которой в нем говорится.

«... Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней – сама императрица... Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении...»

___________________

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

 

Век

Событие истории

России

Событие истории

зарубежных стран

Х в.

___________(А)

Образование Священной

Римской империи

XV в.

Издание Судебника

Ивана III

___________(Б)

___________(В)

___________(Г)

Франко-прусская война

___________(Д)

Издание манифеста

о вольности дворянской

___________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) начало правления Фёдора Алексеевича

2) XVII в.

3) открытие Америки Христофором Колумбом

4) XIX в.

5) казнь английского короля Карла I

6) «Бостонское чаепитие»

7) XVIII в.

8) отмена подушной подати

9) убийство киевского князя Игоря Старого


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


12. Прочтите отрывок из воспоминаний.

«И тако Мы, в разсуждении упомянутых обстоятельств, по данной Нам от всевышнего власти, из высочайшей Нашей императорской милости, отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству вольность и свободу, кои могут службу продолжать как в Нашей империи, так и в прочих европейских союзных Нам державах, на основании следующего узаконения:
1) Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать, сколь долго пожелают и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время кампании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы или абшида просить да не дерзают, но по окончании как внутрь, так и вне государства; состоящие в военной службе могут просить у командующих над ними об увольнении из службы или отставки и ожидать резолюции;
3) Кто ж, будучи в отставке, некоторое время или после военной, находясь в статской и других наших службах, пожелает паки вступить в военную службу, таковые приняты будут, если их к тому достоинства окажутся, теми же чинами, в каковых они состоят, с переименованием военных чинов…
4) Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в своё отечество, когда только о том учинено будет надлежащее обнародование, то всякий в таком случае повинен со всевозможною скоростию волю нашу исполнить под штрафом секвестра его имения».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Документ был издан в 1762 году.

  2. Автором документа была Екатерина II.

  3. Основные положения этого документа были подтверждены в документе, изданном следующим правителем.

  4. Автор документа находился у власти более 30 лет.

  5. Документ не предусматривал ни при каких условиях возможности возврата на службу в случае ухода в отставку.

  6. Согласно этому документу дворяне освобождались от обязательной службы.

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

13. Кто занимал российский престол во время войны, событиям которой посвящена схема? В ответ запишите имя и отчество правителя.

______________________________________

14. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».

______________________________________

15. Напишите название крепости, обозначенной на схеме цифрой «2».

______________________________________

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В ходе войны, событиям которой посвящена схема, военные действия велись, в том числе, на территории государства, обозначенного на схеме цифрой «3».

2) В ходе войны, событиям которой посвящена схема, российские войска не смогли овладеть крепостью, обозначенной на схеме цифрой «2».

3) Командующим российскими войсками в войне, событиям которой посвящена схема, был А. В. Суворов.

4) По итогам войны, событиям которой посвящена схема, обозначенная на схеме цифрой «4» крепость перешла России.

5) В период войны, событиям которой посвящена схема, в России произошло восстание под предводительством Е. И. Пугачёва.

6) Во время войны, событиям которой посвящена схема, военные действия происходили как на суше, так и на море.

 

 

 


17. Установите соответствие между деятелями культуры и краткими характеристиками их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) Б. Ф. Растрелли

Б) Ф. С. Конь

B) Ф. О. Шехтель

Г) Феофан Грек

 

1) Средневековый зодчий времени правления Бориса Годунова.

2) Архитектор, основоположник русского ампира, создатель Казанского собора в Санкт-Петербурге.

3) Архитектор XVIII в., наиболее яркий представитель так называемого «елизаветинского барокко».

4) Архитектор, занимался реконструкцией Москвы после пожара 1812 г.

5) Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском зодчестве рубежа XIX−XX вв.

6) Иконописец, мастер монументальных фресковых росписей, работал над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 



Рассмотрите изображение и выполните задания 18,19


18. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Марка посвящена мореплавателю, открывшему Антарктиду.

2) В честь данного мореплавателя названо одно из морей, омывающее территорию России.

3) Марка была выпущена в период руководства Л. И. Брежнева.

4) В год выпуска марки был совершен первый пилотируемый космический полёт.

5) Мореплаватель, которому посвящена марка, погиб в ходе путешествия, маршрут которого на ней изображён

 

 


19. Кто из правителей России, представленных ниже, были современниками мореплавателя, которому посвящена изображённая выше почтовая марка? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.





 

 



Часть 2


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из указа императрицы

«Сенат наш… всеподданнейше нам доносил, что действительный наш камергер и кавалер поданным в Сенат доношением, с приложением проекта и штата об учреждении в Москве одного университета и двух гимназий, следующее представлял: как наука везде нужна и полезна и как способом той просвещённые народы превознесены и прославлены над живущими во тьме неведения людьми, в чём свидетельство видимое нашего века от Бога дарованного, к благополучию нашей империи…

Пространная наша империя… Санкт-Петербургскою Академиею, которую мы между многими благополучиями своих подданных… немалою суммою против прежнего к вящей пользе и к размножению и ободрению наук и художеств всемилостивейше пожаловали, хотя оная со славою иностранною и с пользою здешнею плоды свои и производит, но одним оным учёным корпусом довольствоваться не может, в таком рассуждении, что за дальностию дворяне и разночинцы к приезду в Санкт-Петербург многия имеют препятствия, и хотя ж первые к надлежащему воспитанию и научению к службе нашей, кроме Академии, в Сухопутном и Морском кадетских корпусах, в Инженерстве и Артиллерии открытый путь имеют, но для учения вышним наукам желающим дворянам, или тем, которые в вышеписанные места для каких-либо причин не записаны, и для генерального обучения разночинцам, упомянутый наш действительный камергер и кавалер изъяснял… об учреждении вышеобъявленнаго… университета для дворян и разночинцев… [что его учреждение] в Москве тем способнее будет: …великое число в ней живущих дворян и разночинцев; …положение оной среди Российскаго государства, куда из округ лежащих мест способно приехать можно; …почти всякой у себя имеет родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может; …великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не токмо учить науке не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют, и только чрез то младыя лета учеников, и лучшее время к учению пропадает…»

20. Укажите год, когда был издан данный указ. Назовите императрицу, издавшую данный указ. Укажите «камергера и кавалера», фамилия которого пропущена в тексте.

21. Укажите три любых положения указа, которые объясняют потребность в открытии университета в Москве.

22. Укажите любые три университета, основанные в России в течение 100 лет после открытия университета, о котором идёт речь в отрывке.

23. В XVIII в. в России существовали гвардейские полки. Укажите название одного из них. Объясните, в чём отличие гвардии XVIII в. от стрельцов XVII в. (приведите не менее двух отличий).

24. По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Правители эпохи дворцовых переворотов действовали вопреки государственным интересам России». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

24. Правильный ответ должен содержать аргументы:

1)  в подтверждение, например:

— правители этого периода проявляли мало внимания к делам государственного управления, предпочитая им увеселения (охота Петра II, шутовские забавы Анны Иоанновны);

— в эпоху дворцовых переворотов процветал фаворитизм, часто у власти оказывались люди, мало годные к делам управления (Бирон при Анне Иоанновне, Алексей Разумовский при Елизавете), фавориты чрезвычайно дорого стоили для казны (роскошные дворцы Алексей Разумовского);

— произошёл отказ от ряда петровских преобразований (закрывались коллегии, было умалено значение Сената, сгнил флот, при Петре II произошёл фактический перенос столицы в Москву);

— многое в эпоху дворцовых переворотов зависело от прихотей правителей в ущерб государственным интересам (заключение Петром III союза с Фридрихом Великим и отказ от всех завоеваний периода Семилетней войны);

— значительно расширились дворянские привилегии, что наносило вред государственным интересам (освобождение от службы создавало проблемы для наполнения государственного аппарата и офицерского корпуса; расширяющиеся права по отношению к крепостным провоцировали недовольство последних, выразившееся впоследствии в пугачёвщине).

2)  в опровержение, например:

— продолжен был курс на европеизацию России и развитие её культуры и образования (открытие Академии наук, Академии художеств, Московского университета);

— предпринимались меры по развитию российской экономики (например, прикрепление к мануфактурам работников при Анне Иоанновне привело к развитию российской металлургии; отмена внутренних таможен при Елизавете Петровне – к развитию внутренней торговли);

— преемники Петра, пусть и не всегда удачно, но стремились реализовать намеченные им задачи во внешней политике (сохранение завоеваний в Северной войне в результате Русскошведской войны 1741–1743 гг., попытка завоевания выхода в Чёрное море при Анне Иоанновне, усиление международного престижа России в Семилетней войне).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!