Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Серебрянская средняя общеобразовательная школа – детский сад»
Раздольненского района Республики Крым
Контрольно – измерительные материалы
Крымоведение
5 класс
Составил учитель:
Сидякина Дарья Михайловна
с. Серебрянка
Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений
Цель: познакомиться с историей исследований Крымского полуострова, оценить вклад в изучение Крыма выдающихся путешественников и ученых разных эпох.
Оборудование: краеведческая литература, энциклопедии, справочники, ресурс Интернет, портреты ученых.
Ход работы
Используя различные источники информации, заполните таблицу.
Выдающиеся исследователи Крыма
Исследователь | Вклад в изучение Крыма |
Гомер (VIII – VII вв. до н.э.) | Первые упоминания о Крыме (Киммерии), таврах, особенностях климата («холодные зимы») |
Стефан Византийский (V – VI вв.) | |
Эвлия Челеби (XVII в.) | |
Карл – Людвиг Иванович Габлиц (XVII в.) | Автор первого научного описания природы Крымского полуострова |
Петер Симон Паллас (XVIII – XIX вв.) | |
Владимир Иванович Вернадский | |
Василий Васильевич Докучаев | |
Николай Алексеевич Головкинский | |
Терентий Иванович Вяземский | Основатель Карадагской научной станции |
Христиан Христианович Стевен | |
Николай Петрович Краснов | |
Евгений Львович Марков | |
Александр Евгеньевич Ферсман | |
Подготовьте интересное сообщение или электронную презентацию о наиболее заинтересовавшем вас исследователе.
Урок обобщения. Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.
Цель: научиться находить и обозначать на контурной карте границу Республики Крым, крайние точки и омывающие моря; определить положение своего региона и населенного пункта на карте Крыма.
Оборудование: атлас, карта административно – территориального деления Крыма, физическая карта Крыма, контурная карта, чертежные принадлежности.
Ход работы
На контурной карте Крыма подпишите:
Крайние точки Крымского полуострова - Перекопский перешеек, м. Кара – Мрун, м. Сарыч, м. Фонарь;
Омывающие моря - Черное и Азовское моря;
Крупные заливы - Каркинитский, Каламитский, Феодосийский, Сиваш, Казантипский, Арабатский и Керченский пролив;
Столицу Республики Крым – город Симферополь;
Города – Севастополь, Евпатория, Керчь, Ялта, Феодосия;
Отдельным цветом выделите территорию своего района. Обозначьте пунсоном и подпишите название своего населенного пункта.
Урок обобщения. Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района
Цель: закрепление теоретических знаний о формах рельефа Крымского полуострова и формирование навыков их нанесения на контурную карту.
Оборудование: физическая карта Крыма, контурная карта, чертежные принадлежности.
Ход работы
На контурную карту Крыма нанесите:
Крымские горы;
г. Роман – Кош;
Керченское холмогорье;
Тарханкутскую возвышенность;
Центрально – Крымскую равнину;
Северо – Крымскую низменность.
Опишите формы рельефа, преобладающие в вашей местности.
В какой части Крыма находится ваш населенный пункт – в равнинной, предгорной или горной?
Какие формы рельефа расположены поблизости от вашей школы и в пределах вашего региона?
Удобна ли земная поверхность вашей местности для ведения хозяйственной деятельности и жизни человека? В чем это удобство (или неудобство) проявляется?
Какие изменения рельефа происходят в вашей местности под влиянием деятельности человека?
Урок обобщения. Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц
Цель: научиться измерять показатели погоды и фиксировать полученные данные; научиться анализировать и описывать изменения погоды за месяц.
Оборудование: метеорологические приборы, чертежные принадлежности.
Ход работы
Заполните календарь погоды
Месяц |
Дата | Температура | Облачность | Направление ветра | Осадки | Особые атмосферные явления |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Итоги наблюдений
Месяц
Самая высокая температура воздуха дата
Самая низкая температура воздуха дата
Средняя температура воздуха
Количество безоблачных дней
Количество пасмурных дней
Количество дней с осадками
Особые атмосферные явления
Урок обобщения. Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма
Цель: закрепить знания о расположении крупных гидрологических объектов на территории Крыма.
Оборудование: физическая карта Крыма, контурная карта, чертежные принадлежности.
Ход работы
Обозначьте на контурной карте крупнейшие водные объекты, которые вы изучили и записали в тетрадь на протяжении темы:
- реки;
- озера;
- водопады;
- водохранилища;
- Северо – Крымский канал.
2. Проанализируйте распространение крупных водных объектов по территории Крыма и сделайте вывод о том, какие части Крыма лучше обеспечены пресной водой, а какие – хуже.
Урок обобщения и закрепления знаний «Почвы Крыма. Растительный и животный мир Крыма и своей местности» (тестирование)
1 вариант
Часть А
1.Столица Республики Крым - город:
А) Севастополь Б) Симферополь В) Керчь
2. Наивысшая точка Крымского полуострова – гора:
А) Чатыр-Даг Б) Ай-Петри В) Роман-Кош
3. Плоские, безлесые вершины Крымских гор называются:
А) плато Б) яйла В) нагорье
4.Самое крупное озеро Крыма:
А) Сасык-Сиваш Б) Сакское В) Красное
5.Изучал почвы Крыма, создал науку-почвоведение:
А) Х.Х.Стевен Б) В.В.Докучаев В) Геродот
6.Самые плодородные почвы в Крыму:
А) черноземы Б) солонцы В) каштановые
7. Выберите растение, которое является эндемиком Крыма:
А) липа Б) цикламен Кузнецова В) рябина Г) ольха
8. Выберите растение, которое является реликтом Крыма:
А) земляничник мелкоплодный Б) дуб пушистый В) орешник
Часть В
1. Расположите последовательно формы рельефа с запада на восток:
А) Центрально-Крымская низменность; Б) Тарханкутская возвышенность;
В) Керченская холмисто-грядовая равнина
2. Установите соответствие между термином и его значением:
Значение
1.Эндемик А) Растения, животные сохранившиеся с доледниковых эпох
2.Реликт Б) Верхний рыхлый плодородный слой земли
3.Почва В) Место впадения реки в море, озеро
4.Устье Г) Растения, животные обитающие на определенной территории
3.Вставьте пропущенные слова в текст и запишите.
Крымский полуостров равноудален от __________и___________. Крымский полуостров глубоко выдаётся в _________ море, которым омывается с юга и запада, с востока омывается _____________ морем. На севере соединяется с континентом узким __________ перешейком. На востоке находится________________пролив, который соединяет Крым с _________ краем.
2 вариант
Часть А
1. Город-герой, база ВМФ России в Республике Крым - город:
А) Севастополь Б) Симферополь В) Керчь
2. Крымские горы расположены:
А) на севере Крыма Б) на юге Крыма В) на западе Крыма
3. Форма рельефа Крымских гор, при которой южный склон крутой, а северный- пологий называется:
А) плато Б) куэста В) нагорье
4.Самая крупная река Крыма:
А) Бельбек Б) Черная В) Салгир
5. Изучал горные породы и минералы Крыма:
А) Х.Х.Стевен Б) А.Е.Ферсман В) Геродот
6. Самые плодородные почвы в Крыму:
А) черноземы Б) солонцы В) каштановые
7. Выберите растение, которое является эндемиком Крыма:
А) дуб Б) боярышник Поярковой В) клен Г) ольха
8. Выберите растение, которое является реликтом Крыма:
А) можжевельник высокий Б) ольха В) орешник
Часть В
1. Расположите последовательно формы рельефа с севера на юг:
А) Центрально-Крымская низменность; Б) Крымские горы;
В) Северо-Крымская низменность
2. Кто лишний и почему?
А) лещина; Б) типчак; В) граб; Г) дуб пушистый
3. Вставьте пропущенные слова в текст и запишите.
Крымский полуостров равноудален от __________ и___________.
На севере Крымский полуостров соединяется с материковой частью узким___________ перешейком. По этому перешейку проходит сухопутная граница Республики Крым с соседней областью Украины _________. На востоке находится___________________ пролив, который соединяет _________ море и ___________ морей.