Примерные контрольно-измерительные материалы.
Русский язык. 5 класс.
Входная диагностика.
Осенний лес.
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются пурпурные пятна кленов и осин. Медленно кружатся, падают с берез легкие желтые листья.
Тихо в осеннем печальном лесу. Шелестит под ногами сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.
Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Еще цветут последние осенние цветы.
Еще зеленый стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди, но уже оголились вершины берез. Хорошо в осеннем цветистом лесу.
Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.
Разбор по составу слова осенние.
Морфологический разбор пятна.
Синтаксический разбор 2 предложения.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы
«Повторение изученного в начальных классах»
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Оформление предложения. |
1.2 | Перенос слов. |
1.3 | Безударные гласные, проверяемые ударением. |
1.4 | Гласные после шипящих. |
1.5 | Непроизносимые согласные в корне слова |
1.6 | Правописание окончаний глаголов |
1.7 | Правописание падежных и родовых окончаний |
1.8 | Знаки препинания в конце предложения; в простом и сложном предложениях. |
1.9 | Морфемный разбор слова. |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов метапредметногосодержания |
2.1 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение |
2.2 | Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую |
2.3 | Осуществлять контроль своей деятельности |
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся.
Код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
3.2 | Обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки |
3.3 | Проводить морфемный анализ слова, опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы
Контрольная работа состоит из диктанта и грамматического заданиия.
Задания базового уровня, повышенного - нет.
No задания | Количество баллов |
1 | Отметка «5» –без ошибок или и 1 негрубая «4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» -5 и более ошибок |
2 | Максимальное количество баллов –прозведены морфемные разборы) 9 |
3 | Максимальное количество баллов – 9:
Минус 1 балл за каждую неверно указанную морфему или основу слова. |
На выполнение отводится 40 минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице .
Таблица 1
Контрольный диктант
«Повторение изученного в начальных классах»
Наступила осень. Светит грустное2 солнце. На стройных берёзках2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны.
Я иду по лесной тропинке. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом.
Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.
Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы
: «Синтаксис и пунктуация»
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Правописание безударных гласных в корне слова |
1.2 | Правописание –тся-ться |
1.3 | Правописание предлогов |
1.4 | Правописание непроизносимой согласной в корне слова |
1.5 | Правописание приставок |
1.6 | Правописание падежных и родовых окончаний |
1.7 | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. |
1.8 | Озаглавить текст. |
1.9 | Знаки препинания в конце предложения; в простом и сложном предложениях, |
1.10 | Синтаксический анализ простого предложения |
1.11 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
1.12 | Прямая речь. |
1.13 | Однородные члены предложения |
1.14 | Морфемный анализ слова |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся.
Код | Описание элементов метапредметногосодержания |
2.1 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение |
2.2 | Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую |
2.3 | Осуществлять контроль своей деятельности |
Код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
3.2 | Обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки |
3.3 | Опознавать предложения простые и сложные |
3.4 | Находить грамматическую основу предложения, проводить синтаксический анализ предложения |
3.5 | Распознавать главные и второстепенные члены предложения |
3.6 | Проводить морфемный анализ слова, опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы
Контрольная работа состоит из диктанта и грамматических заданий.
Задания базового уровня, повышенного - нет.
На выполнение отводится 40 минут
No задания | уровень | Что проверяется | Тип задания |
1 | Базовый | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8,1.9, 1.10, 3.1, 3.2. | Диктант |
2 | базовый | 1.14, 3.6. | Морфемный разбор слов |
3 | базовый | 1.10,3.4 | Синтаксический разбор |
Контрольный диктант
по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете2 и и…чезло.
Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их по р…ке. Дождь пойдёт прогов…рила2 Нина.
Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к.мыш и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал Бежим ребята
Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю.4 Они пов…сали в траве и в кажд…й капле отр…жалось со…нце. (По В.П.Астафьеву)
Задания.
1. Озаглавь текст.
2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2.
4. Сделай синтаксический разбор предложения под цифрой 4 .
5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.
6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.
7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по теме: «Морфемика. Орфография».
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц |
1.2 | Правописание корней |
1.3 | Правописание корней с беглыми гласными |
1.4 | Правописание Ъ и Ь |
1.5 | Правописание приставок |
1.6 | Правописание падежных и родовых окончаний |
1.7 | Знаки препинания в конце предложения; в простом и сложном предложениях, |
1.8 | Озаглавить текст. |
1.9 | Морфемный анализ слова |
1.10 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс 5 класса
Код | Описание элементов метапредметногосодержания |
2.1 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение |
2.2 | Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую |
2.3 | Осуществлять контроль своей деятельности |
Код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
3.2 | Обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки |
3.3 | Опознавать предложения простые и сложные |
3.4 | Проводить морфемный анализ слова, опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы
Контрольная работа состоит из диктанта и грамматических заданий.
Задания базового уровня, повышенного - нет.
На выполнение отводится 40 минут.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1
Таблица 1
No задания | уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
1 | Базовый | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8,1.9,1.10,3.1, 3.2. | Диктант | 30мин. |
2 | базовый | 1.9, 3.4. | Морфемный разбор слов | 5мин |
Контрольный диктант
по теме: «Морфемика. Орфография».
(Озаглавить.)
Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.
(За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.
Шумит з..л..той дождь.
Грамматическое задание.
1.Озаглавьте текст.
2.Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.
3.Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.
4.Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы
1. Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц |
1.2 | Правописание корней |
1.3 | Правописание Ъ и Ь |
1.4 | Правописание приставок |
1.5 | Правописание падежных и родовых окончаний |
1.6 | Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. |
1.7 | Знаки препинания в конце предложения; в простом и сложном предложениях, |
1.8 | Синтаксический анализ простогопредложения |
1.9 | Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения |
1.10 | Второстепенные члены предложения |
1.11 | Распространенные и нераспространенные предложения |
1.12 | Однородные члены предложения |
1.13 | Морфемный анализ слова |
2. Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе
3. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс 5 класса
Код | Описание элементов метапредметногосодержания |
2.1 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение |
2.2 | Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую |
2.3 | Осуществлять контроль своей деятельности |
Код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации |
3.2 | Обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки |
3.3 | Опознавать предложения простые и сложные |
3.4 | Находить грамматическую основу предложения, проводить синтаксический анализ предложения |
3.5 | Распознавать главные и второстепенные члены предложения |
3.6 | Проводить морфемный анализ слова, опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; |
Спецификация КИМ
для проведения итоговой контрольной работы
Содержание контрольных измерительных заданий определяется рабочей программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М., а также содержанием_учебника 5 класса «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакциейН.М.Шанского. Контрольная работа состоит из диктанта и 2 грамматических заданий.
Все 3 задания базового уровня, повышенного - нет.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения представлено в таблице 1
N задания | уровень | Что проверяется | Тип задания |
1 | Базовый | 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 3.1, 3.2. | Диктант |
2 | базовый | 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1,11,.3.4, 3.5. | Синтаксический разбор предложения |
Предметными результатами освоения обучающими программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека
и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых основ лингвистики;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного
языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметными результатами освоения обучающими программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной
и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свѐрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
На выполнение 3_ заданий отводится 45__ минут. Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов, указанных в таблице 2.
Таблица 2
No задания | Количество баллов |
1 | Отметка «5» –без ошибок или и 1 негрубая «4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» -5 и более ошибок |
2 | Максимальное количество баллов –10 (верно указаны все члены |
| предложения, верно дана характеристика предложения) Минус 2 балл за каждый неверно указанный член предложения или пункт характеристики предложения. |
3 | Максимальное количество баллов – 16:
Минус 1 балл за каждую неверно указанную морфему или основу слова. |
Итого | 36 баллов |
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3.
Таблица 3.
Баллы | Отметка |
36 – 33 балла | Отметка «5» |
32 – 27 баллов | Отметка «4» |
21 – 26 баллов | Отметка «3» |
Менее 20 баллов | Отметка «2» |
Менее 11 баллов | Отметка «1» |
Итоговый контрольный диктант
5 класс
Грибной поход. В конце лета в окрестных лесах много грибов.
И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберезовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили березки. Среди них попадались осины и одиночные сосны.
Вокруг берез разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зеленой траве хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, желтые рыжики.
Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжелыми полными корзинами и ведрами.
Ветер играл березовыми и сосновыми верхушками. Внизу было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.
(105 слов) ( По В.Тетюреву)
Задания:
1) Произвести синтаксический разбор предложений: 1 вар.: Грибы мы срезали...; 2 вар.: Ветер играл ... .
2) Обозначить морфемы в словах: 1 вар. : обступили, подосиновики, местных; 1 2 вар. : подберезовики, срезали, окрестных.