СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

К учебнику Быстровой

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 8 класс»

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 КЛАСС

Входная диагностика

(Текст диктанта см.: рубрика «Проверяем себя» (задание 2, стр. 25). В классе с низким уровнем подготовки обучающихся можно провести контрольное списывание.

Грамматическое задание

Вариант 1

Вариант 2

  1. Объяснить графически постановку знаков препинания

в предложениях 1-6 в предложениях 7-11

  1. Сгруппировать слова из предложений (см. задание 1) по пяти видам изученных орфограмм (орфограммы обозначить)

  1. Выполнить фонетический разбор слов

цветёт сирень

  1. Выполнить морфемный разбор слов

Незримая, посветлев, душноватые, празднично

собирается отцветают

  1. Выполнить морфологический разбор слов

льётся, медового, теперь, зарослей,

мелькающими украшавших

  1. Выполнить синтаксический разбор предложений

4 8



Р.Р.-3. Контрольное сочинение № 1

(Стр. 89, задание 7 рубрики «Проверяем себя»)


Комплексная контрольная работа № 1.

(Упр. 124, стр. 105-106 учебника.)


Р.Р.-4. Контрольное изложение № 1

Озаглавить текст (Музыка в кино)

Редко можно найти такой фильм, где бы отсутствовала музыка. В хорошем фильме движущееся изображение и звуки жизни, музыка создают единый образ. При совпадении со зрительным восприятием эмоциональное воздействие музыки в огромной степени возрастает.

Приведём классический пример. Психическая атака из фильма «Чапаев» режиссёров братьев Васильевых.

Раннее утро. Чапаевцы, предупреждённые о наступлении врага, заняли позиции. Комдив на коне внимательно всматривается в даль. Тишина. Лишь отдельные порывистые реплики выдают волнение бойцов.
Но вот из-за горизонта доносится сухая барабанная дробь. Появляется строй офицеров с винтовками. Бой барабанов нарастает. Колонна врага движется, словно на параде – в чётком строю. Напряжение достигает предела. Появились конные белоказаки. Чапаевцы вот-вот дрогнут. И тут врывается вихревая, энергичная музыка. Стремительно несёт красная конница. Впереди – легендарный Чапаев. Отборные части белых бегут. Победа!
Две силы борются в этой сцене. И им соответствует музыкальное оформление – бездушный треск барабанов и ликующая, праздничная музыка чапаевской атаки. У зрителей радостно загораются глаза, когда, сопровождая лавину красных конников, вспыхивает победная музыка. И они восторженно аплодируют.

В «Чапаеве» немало музыки, великолепно написанной композитором Гавриилом Поповым. Тут и народные песни, обработанные им и звучащие удивительно вовремя. «Ревела буря, гром гремел» - песня о Ермаке. Как настораживает она нас, эмоционально подготавливает к близкой трагедии. И на другое утро Чапаев погибает в волнах реки Урал.
Музыка – великая сила в кино! Она помогает зрителям заметить то, что без неё мы бы не увидели. Она, как вспышка при фотосъёмке, освещает внутренний мир людей, действующих на экране. Всё незримое становится зримым. Музыка в фильме может многое. Она способна опоэтизировать самые суровые события, раскрыть их героический смысл.
Нередко музыка, умышленно используемая по контрасту с происходящим на экране, выходит за рамки обычного эмоционального комментария и вызывает эмоции большого накала. В фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека», снятом по удивительно правдивому рассказу Михаила Шолохова, в сцене, где военнопленные отбираются фашистами для газовых камер Освенцима, звучит мелодия популярной в 30-х годах песенки. И трагедия гибели тысяч людей ощущается ещё сильнее. Музыка помимо нашей воли воздействует на нас, обостряет наши чувства, вызывает эмоциональный отклик. (323 слова) (По Л. Тарасову)


Комплексная контрольная работа № 2.

Диктант

За первым мысом на нас дохнуло застоявшейся теплотой, а под стеной Карадага мы вступили в давно забытое и далёкое лето. Это было самое тёплое место в Крыму. На морских побережьях меня поражала резкая смена холода и тепла на расстоянии каких-нибудь десяти километров. Горные

хребты пересекали приморскую страну и делили её на маленькие области. Каждая из них обладала своей растительностью, климатом и пейзажем.

Я впервые увидел Карадаг. Величие этого зрелища могло сравниться только со зрелищем Сахары, неизмеримых рек, беснующихся океанов, громадных водопадов и разрушительных извержений.

Я увидел окаменелое извержение, поднявшее к небу пласты земной коры. Могучие жилы лавы вздымались столбами из зелёных морских глубин и останавливали далёкие облака. Море не набегало волнами на каменные стены, а вспухало и медленно подымалось вверх, с гулом заливая пещеры. Потом оно так же медленно уходило вниз, как бы падало в пропасть.

Вода в бухте отражала скалы. Скалы были чёрные, красные и жёлтые, как охра. Изредка их перерезали пласты зелёных, белых и синеватых пород. Но у всех этих красок было общее свойство — их покрывал сизый налёт, свойственный окалине. Очевидно, это были следы космического огня и

пепла. (180 слов) (По К. Паустовскому)

Грамматические задания


  1. Во всех предложениях текста подчеркнуть определения, указать способ их выражения.

  2. Выполнить синтаксический разбор словосочетаний: пересекали долину, общее свойство.

  3. Из 1 и 2 предложения выписать сказуемые, определить их вид.


Комплексная контрольная работа № 3

Диктант

На Прорве

Прорва - заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой. По утрам на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка с червяками-подлистниками.

На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места. Одно из них — это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

Я разбиваю палатку. Вечером зажигаю фонарь и даже читаю в палатке.

Шатры черных ив свисают над головой. Слово «полночь» приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма над ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах – все это полночь. (155 слов) (По К. Паустовскому)

Грамматические задания

  1. Составить схемы всех предложений с однородными членами.

  2. Синтаксический разбор последнего предложения


Р.Р.-5. Контрольное изложение № 2

(Текст задания 3 рубрики «Проверяем себя», стр. 79-80)


Р.Р.-6. Контрольное сочинение № 2

(Тему учитель определяет самостоятельно с учетом уровня подготовленности обучающихся)


Комплексная контрольная работа № 4

Диктант

Николай Иванович Пирогов

«Чудесным доктором» называли в народе Николая Ивановича Пирогова, замечательного врача и ученого.

Николай Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей, внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду. Из-за бедности ему пришлось оставить учение в частном пансионе, но случай помог ему. У Пироговых часто бывал Е.О. Мухин, известный московский врач, профессор университета. От его взгляда не ускользнул пытливый интерес Николая к медицине. Мухин отправил его, четырнадцатилетнего подростка, экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета. Вступительные экзамены Николай выдержал наравне со всеми.

Пирогов прекрасно окончил университет. Для подготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (ныне Тарту) – небольшой город в Эстонии. В хирургической клинике университета Пирогов, юноша двадцати двух лет, выступил с первым научным исследованием «О перевязке брюшной аорты».

Невозможно сосчитать, сколько операций сделал Пирогов в те годы в клиниках, госпиталях и больницах.

Прошло четыре года, и он, молодой ученый, уже настолько превзошел своих сверстников обширностью знаний и блестящей операционной техникой, что смог в 26 лет стать профессором Юрьевского университета. (161 слово) (По М. Поповскому)

Грамматические задания

  1. Выписать из 1-2 абзаца предложения с обособленными приложениями, указать причину обособления.

  2. Выполнить синтаксический разбор 1 предложения.

  3. Выполнить морфемный разбор слов: вступительный, подготовки, невозможно.


Тренировочный диктант с грамматическим заданием

ЛЕБЕДИ

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся с далекого юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещенные зарею розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружили над заливом, стали садиться в воду. Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины. Я сидел на маленьком островке, в своем тесном шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал. Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север. (136 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Грамматическое задание

  1. Составить схемы расстановки знаков препинания в предложениях 2, 6 (по вариантам).

  2. Выполнить синтаксический разбор 2-го предложения (I вариант); 6-го предложения (II вариант).

Р.Р.-7. Контрольное изложение № 3

Озаглавить текст

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые из разных стран единодушно решили, что это – книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое и многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги. 

И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру. 

Многие думают, что изучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно, что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. 

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – всё то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг. 

(По материалам энциклопедии) (248 слов) 


Комплексная контрольная работа № 5.

Диктант

На охоте

Через четверть часа мы уже сидели на дощанике Сучка. Нам не очень было ловко, но охотники — народ неразборчивый. Вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, выстрелы дружно раздавались вслед за ними. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно. В пылу перестрелки мы не обращали внимания на состояние нашего дощаника, как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем телом налёг на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу бледных лиц моих товарищей (вероятно, и мое лицо не отличалось тогда румянцем), в ту минуту,

признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. (166 слов) (По И. Тургеневу)


Грамматические задания

  1. Указать предложения с вводными конструкциями

  2. Синтаксический разбор первого предложения 3 абзаца.

  3. Укажите предложения со вставными конструкциями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!