СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 9 класса»

п/п

урока

Тема урока

Дата

8

Контрольный диктант

19.09

12

ОГЭ. Сжатое изложение

27.09

20

Контрольный диктант по итогам 1 четверти

18.10

30

Контрольная работа по теме «ССП»

17.11

31

РР Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи

28.11

45

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

22.12

52

РР Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (упр.166)

23.01

61

Контрольная работа-тест «СПП»

13.02

63

Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение»

16.02

69

РР Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему

6.03

72

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

15.03

73

РР Сочинение-рассказ//отзыв по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202)

16.03

75

Контрольная работа-тест по разделу «БСП»

22.03

85

Контрольный диктант по разделу «СП с различными видами связи»

20.04

89

ОГЭ. Контрольная работа по синтаксису.

3.05

95

Итоговый контрольный диктант

17.05



1. Входной контрольный диктант

             

Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.

  Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей. Его пугали незнакомые страшные запахи, резкие и чуть слышные. Но он, побеждая страх, без конца исследовал все звуки и запахи, чтобы, встретив их в другой раз, уже идти им навстречу, или уходить, или вообще не обращать внимания.

  В его теперешней жизни было одно счастливое обстоятельство, о котором он сначала не догадывался: ему не нужно никого было бояться, кроме человека. Ему не страшны были ни волки, ни рыси,  ни крошечные куницы – все те ужасные существа, от которых плохо приходится мелкому зверю и птице. Его никто не трогал, и не нужно было ему ни прятаться, ни убегать, чувствуя за собой легкий и страшный топот погони. Наоборот, все его боялись, так как здесь, в лесу, он, сам того не подозревая, был самым крупным и опасным зверем.

              (По Ю.Казакову. 171 слово)

 

Грамматическое задание.


1.  Выполните синтаксический разбор предложения

I вариант:  Разорив муравейник, Тэдди двинулся дальше, перевалил через широкий холм, поросший сухим еловым лесом с голыми вершинами, прошел оврагом, наткнулся на малинник и не вышел из него до самого вечера.

II вариант:  Поначалу Тэдди пугали налеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей.

 

2.  Выписать по одному словосочетанию с видами подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.


4. Фонетический разбор:


I вариант -   плеск

                       II вариант- треск

2. Сжатое изложение

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями, теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и есть к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.



МИКРОТЕМЫ

  1. Ускорение темпа жизни привело к пониманию значимости времени. В силу того, что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

  1. Сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения, поэтому мы стремимся обособиться.

  1. Несмотря на это, отношения с друзьями на первом месте. Мы знаем, с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в трудную минуту.



3. Контрольный диктант
с грамматическим заданием за 1 четверть.


Гроза.

Мы шли узкой тропинкой, а по ней взад и вперед ползали маленькие красные змейки, извиваясь у нас под ногами. Далеко где-то рокотал гром, его ворчливые звуки все приближались. Падали капли дождя. Трава металлически шелестела. Нам негде было укрыться.

Грянул гром, и тучи дрогнули, охваченные синим огнем. Крупный дождь полился ручьями, и удары грома начали непрерывно рокотать в пустынной степи. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Все дрожало. Молнии, слепя глаза, рвали тучи. Дивный хаос увлекал и настраивал на героический лад, охватывая душу грозной гармонией.

И мне захотелось принять участие в ней, выразить чем-нибудь чувство восхищения перед этой силой. Пламя, охватившее небо, казалось, горело и в моей груди. Я запел громко, во всю силу. Я чувствовал себя в полном родстве со всеми звуками.


Грамматическое задание.

( на выбор)

  1. Выполнить синтаксический р-р первого предложения

1в. - первого абзаца,

2в. - второго абзаца.


  1. Выполнить морфемный р-р слов

1в. - извиваясь, ворчливые, шелестела,

2в. - сгибаемая, охваченные, дрожало.


  1. Выписать из текста тропы


4. «Сложносочинённые предложения»


Вариант 1

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

  1. тоже, либо, зато;

  1. и, да, тоже;

  1. да, не то...не то;

  2. однако, или, но.


2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?

Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

  1. соединительный;

  1. противительный;

  1. разделительный.


3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

  1. Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

  1. Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

  1. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).

  2. Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).


4. Укажите сложносочинённое предложение:

  1. Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

  1. Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

  1. Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

  2. Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.


5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

  1. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

  1. Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).

  1. Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

  1. И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).


6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.


7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).

1)1 2) 2; 3) 3; 4) 4.


8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

  1. Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.

  2. Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каве­рин).


9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

  1. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

  2. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).

  3. Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

10. Сколько простых предложений в составе сложного?

Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

1) 2; 2) 3.


11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

  1. их не зовёт;

  2. не зовёт его;

  3. не зовёт рожок.


12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала поля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­вый мороз (Пришвин).


13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Так навеки и осталась церковь (I) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5)диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).

1) 1,2,3,4,5,6;

2)2,3,4,5,6;

3)2,3,4,5.


14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

  1. И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

  2. Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).

  3. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

  4. Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).












«Сложносочинённые предложения»


Вариант 2

1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

  1. то...то, зато;

  2. или, либо;

  3. да, также;

  4. однако, но.


2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

  1. противительный;

  2. соединительный;

3) разделительный.


3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).


4. Укажите сложноподчинённое предложение:

  1. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).

  1. Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.

  1. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит арома­том.

  2. Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).


5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

  1. Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

  1. У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

  1. Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

  2. Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.


6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

1)1,2,3; 2)1; 3)1,3; 4) 2, 3.


7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

  1. Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похо­жий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).

  1. Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).


8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

  1. Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторо­ну катка, к детской площадке (Каверин).

  1. Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).

  1. Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).



9. Сколько простых предложений в составе сложного?

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­вовалось недомогание (Чехов).

1) 2; 2) 3.


10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

  1. отдохнув и напившись, мы;

  1. понесла нас;

  1. она понесла.


11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

  1. Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

  1. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
    она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).

  1. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).


12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).

1)1,2,3,4; 2)1,4; 3)4.


13. В каком предложении не нужны знаки препинания?

  1. Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).

  1. Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).

  1. В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).

  2. Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).


14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).

  1. На небе были звезды, и светился изредка застилаемый ды­мом месяц (Л. Толстой).






Сложносочинённые предложения


Вариант 3

1. В каком ряду перечислены противительные союзы?

  1. да, также, и;

  1. зато, однако, но;

  1. либо, но, и;

  2. тоже, или, да.


2. Укажите, какой союз соединяет части сложносочинённого предложения:

Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский).

  1. соединительный;

  1. противительный;

  1. разделительный.


3. Укажите синтаксическую характеристику предложения:

Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки (Сергеев-Ценский).

  1. сложносочинённое предложение с союзом и;

  1. простое предложение с однородными членами.


4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором нет об­щего второстепенного члена:

  1. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.

  1. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

  1. Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы.

  2. Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали молчании.


5. Укажите предложение, в котором только одна запятая:

  1. Он спал с незанавешенными окнами и сад и луна всю ночь смотрели в них.

  1. Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.

3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню.

4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи под­ходили кони и глядели на нас умными глазами.


6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

  1. Льды быстро сгустились, и судну приходилось идти тихим ходом.

  1. Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев.

  1. На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.

4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его до­машняя гостиница в сезоны охоты была всегда полна.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.

  1. простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая не нужна;

  1. сложное предложение, перед союзом и запятая нужна;

  1. сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна;

  2. простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая нужна.


8. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

  1. То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору (С. Щедрин).

  1. Потом все стихло, и только морская даль все так же моно­тонно, негромко шумела (Паустовский).

  1. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (Пушкин).


9. Сколько простых предложений в составе сложного?

Это были люди искусства и таланта а у меня не было никакого таланта и я конечно совершенно напрасно расстроилась и напрасно думала об этом (Каверин).

1) 2; 2) 3.


10. Сколько грамматических основ в предложении?

Пламя рдеет пламя пышет искры брызжут и летят а на них прохладой дышит из-за речки темный сад (Тютчев).

1) 2; 2)3; 3) 4.


11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами (Горький).

  1. Цыганок остановился и подскочив;

  1. Она плыла, разводя, подняв, глядя;

  1. Цыганок остановился и пошел.


12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.

  1. Кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в
    знакомое село (Бунин).

  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, круп­ный дождь.


13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник (1)или вырастет на мгновение серая каменная баба (2) или перебежит дорогу суслик (3) и опять бегут мимо глаз бурьян (4) холмы (5) грачи (Чехов).

1) 1,2,3,4,5;

2) 2,3,4,5;

3) 1,2,4,5.


14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

  1. Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали в молчании (Короленко).

  1. Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел (Мамин-Сибиряк).





Ответы к тесту «Сложносочиненное предложение»


Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

2

2

2

2

2

3

1

3

4

2

1

4

1

4

4

5

3

2

1

6

4

2

2

7

3

2

2

8

2

3

1

9

3

2

2

10

1

3

3

11

3

3

3

12

2

1

2

13

2

3

1

14

3

2

2




Критерии оценивания


За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Всего баллов – 14


14-13 баллов ="5"

12-9 баллов ="4"

6-7 баллов = "3"

5-0 баллов = "2"




5. Лингвистическое изложение


У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
        В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. 
        Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.


МИКРОТЕМЫ

  1. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

  1. В век компьютерных технологий игрушка всё-таки остаётся незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.

  1. Игрушка – это ключ к созданию маленького человека. Необходимо тщательно выбирать игрушку для формирования положительных качеств ребёнка.

6. Контрольный диктант

с грамматическим заданием за 2 четверть.


Наедине с природой.


Я сидел на лесной полянке, любовался зеленью лета. А вблизи игриво журчал ручеек. Светлый, чистый, прозрачный, он брал истоки из энергично бьющих ключей. Зачерпнешь в ладони родниковой водицы и видишь в них кусочек синеющего неба.

Мне захотелось пройти по течению говорливого ручейка. Его поверхность была словно выпитой из зеркального стекла. Ни днем, ни ночью не смолкает его мелодично поющая струна. Я шел вдоль ручейка, а он журчал все звонче и звонче. В летнюю пору, в зной не один человек преклонил здесь колена, чтобы утолить жажду. Солнце играло в переливах воды, будто сверкало бриллиантами. А ручеек искрился и пел о радости лета, рассказывая, как дорога родниковая водичка для всего живого.

7. Контрольное тестирование по теме «Сложноподчиненные предложения»

1 вариант


1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало.

2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении: Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

8. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

9.Какая схема соответствует предложению: Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знали.

А. [ ], ( ), ( ). Б. [ ], [ ], ( ), ( ).

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б. Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В. На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

Контрольное тестирование по теме «Сложноподчиненные предложения»

2 вариант


1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь..

Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

2. Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.

6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. придаточное времени

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была школа, куда меня направили.

Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

8. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?

А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

9.Какая схема соответствует предложению: Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знали.

А. [ ], ( ), ( ). Б. [ ], [ ], ( ), ( ).

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А. В то время как мы готовили материалы экспедиции, начальник отряда договаривался с проводниками.

Б. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

В. Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.

11. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.





Ответы к тесту «Сложноподчиненное предложение»

1 вариант:

1.в

2.а

3.На речной пройме, которая заливается в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.

4.Вечерняя заря погасла, когда мы вернулись из леса.

5.Несмотря на суровый северный климат, там произрастает много редких растений.

6.а

7.б

8.а

9.б

10.б

11.Умение сказать именно то, что нужно и именно так, чтобы нас слушали и понимали, есть, без сомнения, великое умение, которое дается очень немногим,и которым никто не имеет права пренебрегать.



2 вариант:

1.в

2.б.

3.Когда вошел в комнату, я увидел брата, который приехал из города.

4.Я учился в школе, когда мой брат уже работал на заводе.

5.Кулибин не получил специального образования, несмотря на это он был одаренным механиком.

6.в

7.в.

8.а

9.б

10.б

11.Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на теплый день, озяб от холода и усталости и пошел искать машину.



Критерии оценивания


За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Всего баллов – 11


«5» - 10-11 б

«4» - 8-9 б

«3» - 6-7 б

«2» - менее 6 б











8. Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»


Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция. а не Голландия. как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привезли в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием. что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших цветов и оттенков, в том числе и мифического черного (синего и черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которой является этот нежный цветок. (163 слова)

9. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему


Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? 

 Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять. 

Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.


МИКРОТЕМЫ

  1. С течением времени трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными. Как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

  1. Подростку нужно реализовать себя в общении со сверстниками и показать свои качества перед тем, кто готов его понять.

  1. Любовь больше дружбы, она предполагает полное взаимное доверие, раскрывающее все лучшие свойства личности.

10. Контрольный диктант
с грамматическим заданием за 3 четверть
.

Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак.

Что я было принял за рощу, оказалось темным и круглым бугром. «Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в третий раз. Я узнал, наконец, куда я зашел. Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга.

Грамматическое задание на усмотрение учителя.

11. Контрольная работа-тест «Бессоюзное сложное предложение»

1 вариант


  1. Какое из следующих утверждений является неверным ?

А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят

от содержания входящих в них простых предложений.

Б. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе

предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

  1. Допишите предложения, образуя бессоюзные сложные

А. Совесть потеряешь... (условие)

Б. Предметы потеряли свою форму (пояснение)

В. Мы хорошо отдохнули (вывод или результат)

  1. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки не расставлены).

А. Как дерево роняет тихо листья так я роняю грустные слова.

Б. Для счастья нужен мир и не нужна война.

В. Деревья гибнут лес не умирает.

  1. Перестройте сложные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. У меня в руках новая книга и я чувствую, что в мою жизнь вошло

что-то живое, говорящее, чудесное.

Б. Дождик кончился сразу, а туча пошла дальше, и показалось

солнышко.

  1. Продолжите предложение Юноша говорил мало..., чтобы предложения получились следующих типов:

А. Простое с однородными членами (без союзов);

Б. Бессоюзное сложное, между частями которого нужно поставить

запятую.

  1. Запишите предложения, соответствующие схемам:

А. [ ] : [ причина ] Б. [ сущ. ], ( который )

  1. Какова роль двоеточия в предложении Был праздник, послеобеденное время: хутор казался необитаемым?

А. Указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Б. Отделяет прямую речь от слов автора.

В. Выделяет вводное предложение.

  1. Начертите схемы к следующим предложениям (знаки не расставлены):

А. Догорал апрельский свежий ветер по лугам холодный сумрак лёг.

Б. Зазвучали шорохи рассвета и небо стало багровым.

  1. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении:

Пробовал бежать – ноги от страха не двигались.

А. Содержание первой части предложения противопоставлено

содержанию второй части.

Б. Предложение рисует быструю смену событий.

В. Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём

говорится в первой части.

  1. Запишите предложение, расставляя знаки препинания.

Край тёмной тучи выдвинулся из-за густых вершин над поляной ветви сосен замыкавших поляну закачались под дуновением ветра и лесной шум пронёсся глубоким усилившимся аккордом..

«Бессоюзное сложное предложение»

2 вариант


  1. Какое из следующих утверждений является верным?

А. Если части сложного бессоюзного предложения осложнены, между

ними ставится точка с запятой.

Б. Придаточные обстоятельственные предложения относятся к

существительному в главном и отвечают на вопросы : Какой? Чей?

  1. Допишите предложения, образуя бессоюзные сложные.

А. Мы пришли вовремя... (вывод или результат);

Б. Я взглянул на небо... (следствие);

В. Здесь нельзя проехать... (причина).

3. Укажите бессоюзное сложное предложение (знаки не расставлены).

А. Влага под землёю весной просочится ещё выше поднимется в поле

пшеница.

Б. Мы любим дом где любят нас.

В. Всё проходит да не всё забывается.

4. Перестройте сложные предложения в бессоюзные. Запишите их,

расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5.Продолжите предложение Лес шумел глухо..., чтобы предложения

получились следующих типов:

А. Бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить

двоеточие.

Б. Простое с однородными членами (без союзов).

  1. Запишите предложения, соответствующие схемам:

А. [ ] ,но [ ] Б. [ время ] - [ ]

  1. Какова роль тире в предложении: Увидишь его, узнаешь его – махни ему платком.

  2. Начертите схемы к следующим предложениям (знаки не расставлены):

А. Хороши хлеба душа спокойна будут все сыты.

Б. И мы умели беречь хлеб знали ему цену.

  1. Укажите, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении: Люди делятся на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А. Второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в

первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предлож.

  1. Запишите предложение, расставляя знаки препинания.

Пробираясь бегом к своей хате я невольно всматривался в ту сторону

где накануне слепой дождь дожидался ночного пловца луна катилась

по небу и мне показалось что кто-то в белом сидел на берегу.










Ответы к тесту «Бессоюзное сложное предложение»


1 вариант

  1. Б.

  2. А. Совесть потеряешь – испортишь жизнь окружающим.

Б. Предметы потеряли свою форму: на них повлияла сырость.

В. Мы хорошо отдохнули : теперь будем хорошо учиться.

  1. В.

4. А. У меня в руках новая книга и я чувствую : в мою жизнь вошло что-то

живое, говорящее, чудесное.

Б. Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко.

  1. А. Юноша говорил мало, скупо и невнятно.

Б. Юноша говорил мало, он совсем не думал о нас.

  1. А.

  2. А. [ ], [ ]

Б. [ ], и [ ]

  1. А.

10. Край тёмной тучи выдвинулся из-за густых вершин над поляной; ветви сосен, замыкавших поляну, закачались под дуновением ветра, и лесной шум пронёсся глубоким усилившимся аккордом.

2 вариант

  1. А.

  2. А. Мы пришли вовремя : нас похвалили за это.

Б. Я взглянул на небо: в вышине парил орёл.

В. Здесь нельзя проехать: сплошные рытвины и грязь.

3. А.

4. А. Было решено отправиться пораньше: мы встали чуть свет.

Б. Я подошёл к окну и увидел: ночью снег запорошил весь сад.

5. А. Лес шумел глухо: деревья качались, задевая друг друга ветвями.

Б. Лес шумел глухо, мрачно, настороженно.

7. Условие.

8. А. [ ] - [ ]: [ ].

Б [ ], [ ].

9. Б.

10. Пробираясь бегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону,

где накануне слепой дождь дожидался ночного пловца; луна катилась по

небу, и мне показалось, что кто-то в белом сидел на берегу.


12. Контрольный диктант по разделу «СП с различными видами связи»

Старый музыкант.

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.) (По А. Платонову.)

13. Контрольная работа синтаксису

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Огарков поехал дальше, (1) всюду натыкаясь на группы идущих к востоку людей. Но и они были не из его дивизии, (2) и это обеспокоило Огаркова. Он хлестнул коня, (3) но конь, (4) видимо, (5) устал и упорно двигался шагом, (6) заметно припадая на левую заднюю ногу. (Казакевич Э.)

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Спутанная трава в саду полегла, (1) и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, (2) цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, (3) ни проехать, (4) и пастухи перестали гонять в луга стадо. (Паустовский К.)

3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

А пароход подходил все ближе. Черный, (1) кряжистый, (2) точно скала,(3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в ее светлой равнине, (5) хотя рев его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Фраерман Р.)

4. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Соболев Л.)

5. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)

6. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении: 

Приманить и поймать тетерева-одиночку довольно трудно: он очень подозрителен. (Дубровский Е.)

1)Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.


7. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Ехал сюда – рожь начинала желтеть. (Пришвин М.)

1)Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.

2)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

4)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.


8. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.

1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (Алексеев М.)
2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован.(Алексеев М.)
3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька.(Алексеев М.)

4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (Акимов И.)


9. Определите вид придаточного предложения (например: обстоятельственное условия)

А)Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг ,отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Б)Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.

В)Все бросились к месту где приземлился самолет.

Г)Теплоход остановился у того берега где раскинулась ярмарка.

Д)Мы не знали о чем они договорились.

Е)Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно.


10. Укажите вид предложения: 

Артамонова вдруг обняла скука, как будто пред ним широко открыли дверь в комнату, где всё знакомо и так надоело, что комната кажется пустой.(Горький М.)

1)Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением 

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением

11. Укажите вид предложения: 

Только теперь увидел Фрол, что совсем рассвело, что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана, что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы. (Иванов А.)

1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением


12. Укажите вид предложения: 

Хотя фронт придвинулся к самому каналу, шестая батарея оставалась маленьким островком, до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны. (Яковлев Ю.)

1) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением

2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением

3) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением


13. Укажите предложение, где на стыке союзов (1) необходимо поставить запятую.

1) Я думаю, что (1)когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать (М. Г.)

2) Он сказал, что (1) если будет свободен, то вечером придёт ко мне.

3) Я уже подумал, что (1) если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки (П.)

4) За огородом следовали крестьянские избы, которые (1 )хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но показывали довольство обитателей (Т.)


14. Прочитай текст. 
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

А) В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

Б) Какое из данных слов пропущено в предложении №3?

1) Постольку

2) Всегда

3) Сразу

4) Поэтому







ОТВЕТЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2,3

1,4

5

2

1

1

2

3

А – обстоят. времени

Б – обстоят. места

В – определительное

Г – определительное

Д - изъяснительное

Е – обстоятельственное степени и следствия

1

3

2

1

А - 3,5

Б - 4


Критерии оценивания:

Работа состоит из 14 тестовых заданий, за правильное выполнение которых дается по 1 баллу. Задание №9 включает в себя 6 вопросов, каждый из которых оценивается 1 баллом. Задание №14 содержит 2 вопроса, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов за всю работу – 19.


Шкала перевода первичных баллов в школьную отметку:

Оценка «5» - 18-19 баллов

Оценка «4» - 15-17 баллов

Оценка «3» - 10-14 баллов

Оценка «2» - 0-9 баллов



14. Итоговый контрольный диктант


Утро в степи.


Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.


Грамматические задания.


  1. Обозначьте морфемы в словах: предрассветные, разноцветными, неугомонные.

  2. Подчеркните грамматические основы в 3 предложениях (по выбору).

Критерии оценки диктантов


При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие

существенного значения для характеристики грамотности. При

подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым

относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок

(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. .

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.


Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.


Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В IV классе до-пускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.


Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуацион-ных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.


При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.


Критерии оценки изложений


При оценке речевого оформления изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.


«5»

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием ис­пользуемых синтаксических конструкций, точностью словоупот­ребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (име­ются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единич­ные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно раз­нообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержа­нии и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность '

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб­ки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических оши­бок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изло­жения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встречается неправильное словоупотреб­ление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа­нии и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных оши­бок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Критерии оценки сочинений


При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.


«5»

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием ис­пользуемых синтаксических конструкций, точностью словоупот­ребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (име­ются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единич­ные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно раз­нообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержа­нии и не более 3 — 4 речевых недочетов.

Грамотность '

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб­ки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических оши­бок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изло­жения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встречается неправильное словоупотреб­ление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа­нии и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных оши­бок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


33




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!