СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы по русскому языку в 6 классы включают в себя диктанты и тесты.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 6 классе»







Контрольно-измерительные материалы по русскому языку в 6 классе

( УМК под. ред. Т.А. Ладыженской)





















Входной диктант


      Октябрь. Играют краски листопада, и насквозь просвечивается осенний лес. Замолкли птицы. Только шорох и шелест ворохов листьев под ногами подчеркивают лесную тишину.

Ветер — бессменный дворник леса. Разметал он по полянам разноцветные листья, шумными коврами устилает тропинки чащ. Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к земле. Он долго кружится, словно хочет примоститься на грибной шляпке. В ней застоялась дождевая вода. Белка жадно пьет из грибной лунки. Все лето собирала хлопотунья запасы на зиму: орехи, желуди, грибы.

Уже не попадаются комары и мухи в паутину, а висят на ней одни листочки. Веет рыжая метель.

Диктант по теме «Морфология. Словообразование»


Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.

Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах еще расстилался туман.

Узкая дорожка привела нас к речке. Легкий ветерок шевелил листь­ями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.

Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрест­ность и преобразили все вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.

К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.


Диктант по теме «Морфология. Словообразование»


Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.

Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек. По шелухе шишек можно отыскать белку.

В предзимние дни дома не сидится. Люди всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

Диктант по теме «Имя существительное»

Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
      Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.
      Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.


Диктант по теме «Имя прилагательное»


Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.

Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.













Диктант по теме «Имя числительное»


Глубина озера Байкал — 1640 метров.2 Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара.2

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.


Диктант по теме «Местоимение»


Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным сто­лом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие' голоса Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог по­нять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ёжи - смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вред и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные су­гробы, и они преспокойно спят всю зиму.


Диктант по теме «Глагол»


Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

 Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи — полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

Итоговый тест за 6 класс


Вариант 1

Часть А

1.Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог.

1. каталог 2. позвонишь

3. красивее 4. баловать

2. Найдите грамматическую ошибку.

1. пятьюдесятью книгами 2. троими подругами

3. поговорить с ним 4. её книга

3. В каком примере нет ошибки в словоупотреблении?

1. памятный сувенир 2. играть значение

3. надеть свитер 4. заглавная строка

4. Найдите ошибку в определении грамматических признаков.

1. удвоить - глагол

2. десятка - количественное числительное

3. никого – отрицательное местоимение

4. нашего – притяжательное местоимение

5. Укажите слово, в котором допущена ошибка.

1. семьдесят 2. расчитывать

3. сверхинтересный 4. кое-кто

6. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударная гласная корня?

1. см…родина, пок…затель, д…стоверный

2. уд…ление, л…скать, к…сается

3. т…чилка, с…ринка, ув…жение

4. укр…шение, локом…тив, прик…саться

7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1. оз…рение, выч…слить, пост…лить

2. прид…раться, воскл…цание, л…цевой

3. к…сательная, изл…гать, приг…рел

4. з…рница, расст…латься, выж…дать

8. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1. тр…туар, к…снуться, предл…гаешь

2. дириж…р, беч…вка, ж…рдочка

3. трущ…ба, туш…нка, пш…нка

4. ус…ный, хлес…нуть, ровес…ник

9. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?

1. дорога дли…а – в кратком прилагательном пишется столько н, сколько в полной форме длинный

2. рубаш…нка – после шипящих под ударением в суффиксах существительных пишется буква о

3. приг…рел – в безударном положении в корне – гор- пишется буква о

4. (они) кле…т – кончание – ют, так как глагол отвечает на вопрос что делают?

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?

1. постел…шь, рассматр…вал, завис…л

2. ищ…шь, человеч…к, повел…вать

3. звоноч…к, пальц…в, от времен…

4. обид…л, в отзыв…, стульч…к

11. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1. пахуч…, училищ…, заяч…ий хвост

2. обнаруж…те, тягуч…, мощ…ный

3. измаж…те, стереч…, дрож…

4. возле дач…, намаж…ся, декабр…ский

12. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

1. пр…купить, пр…чуда, пр…милый

2. непр…ступный, пр…думать, пр…одолеть

3. пр…волжский, пр…рисовать, пр…открыть

4. пр…гласить, пр…сесть, пр…добрый

13. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется одна буква н?

1. исти…ый, недюжи…ый, каме…ый

2. качестве…ый, дли..ый, мыши..ый

3. петуши…ый, мысле...ый, витами…ый

4. тополи…ый, сви…ой, овся…ый

14. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

1. что(нибудь), (зелёно)глазый, (средне)вековый

2. кое(кого), (красно)носый, (юго)западный

3. (кое)кто, (бледно)голубой, с кем(нибудь)

4. о чём(то), (русско)английский, (древне)римский

15. В каком случае не пишется слитно?

1. (не)вспомнил, (не)большие изменения

2. (не)знакомец, (не)резкие движения

3. (не)правда, а ложь; (не)гостеприимный хозяин

4. (не)спутаешь, (не)приязнь


Часть В

Прочитайте текст. Выполните задания 1-6, указывая слово или номер предложения.

(1) Вторые сутки мы были в море. (2) На рассвете первой ночи мы встретили густой туман. (3) Он закрыл горизонт, медленно рос вокруг нас и наконец задымил мачты, палубу. (4) Но к вечеру второго дня космы тумана, как живые, расползлись по пароходу.

(По И. Бунину)

1. Укажите способ образования слова медленно.

  1. Укажите слова из 3 предложения, у которых нет окончания.

  2. Укажите порядковое числительное.

  1. Укажите глаголы несовершенного вида.

  2. Укажите предложение с однородными членами.

  3. Какой художественный приём создают яркую, образную картину? ( рос вокруг нас (туман), космы тумана)

  4. Определите тип и стиль речи.


Итоговый тест по русскому языку за 6 класс


Вариант 2

Часть А

1. Укажите слово, в котором ударение падает на четвертый слог.

1. хозяева 2. языковая ( колбаса )

3. намерение 4. газопровод

2. Найдите грамматическую ошибку.

1. их сын 2. более громко

3. четверыми газетами 3. полутораста центерами

3. В каком примере НЕТ ошибки в словоупотреблении?

1. одеть пальто 2. мой автопортрет

2. молодой юноша 3. заглавная буква

4. Найдите ошибку в определении грамматических признаков.

1. своим – возвратное местоимение

2. двухэтажный – имя прилагательное

3. некто – неопределенное местоимение

4. самого - определительное местоимение

5. Укажите слово, в котором допущена ошибка.

1. тяжелый ожог 2. дезынформировать

3. преодолеть 4. январский

6. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударная гласная корня?

1. отн…шение, с…мволичный, раст…рать

2. из…бразить, сп…собный, выб…рать

3. т…желый, сф…рмулировать, выр…стать

4. нр…воучение, отв…чать, л…петать

7. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная коря?

1. разг…раются, изл…гать, г…родской

2. р…стительный, пор…сль, заст…лить

3. соб…раться, разв…вается, к…мпьютер

8. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1. к…саться, выг…реть, изл…гаешь

2. ц…кнуть, иниц…алы, ц…клон

3. распол…жение, р…сток, выр…с

4. ж…рдочка, ш…пот, ш…колад

9. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведет к орфографической ошибке?

1.Карма…ый – в суффиксах прилагательных –ан– ( -ян- ) пишется одна буква н.

2. ( не )уклюжий – не с прилагательным пишетя слитно, так как прилагательное без не- не употребляется

3. Прик…сновение – в корне с чередованием пишем букву о, так как в слове нет суффикса -а-

4. Пон…ла – в прошедшем времени глагола перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме понять

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена беква е?

1. о произведени…, рассматр…вал, на окраин…

2. посе…л, расспраш…вал, со врем…нем

3. горош…к, в колюч…м взгляде, овраж…к

4. на нижн…й ступен…, дыш…шь, ларч…к

11. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

1. декабр…ский, гоняеш…, трескуч…

2. плющ…, согнеш…, сяд…те

3. строиш…, назнач…те, январ…ский

4. заяч…е семейство, фальш…, думаеш…

12. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

1. пр…украсить, пр…готовить, пр…дание

2. пр…ехать, пр…землиться, пр…образовать

3. пр…мерзкий, пр…подаватель, пр…тащить

4. пр…усадебный, пр…чина, пр…обретение

13. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишутся две буквы и?

1. овчи…ый, были…ый, кожа…ый

2. безветре…ый, дли…ый, ветре…ый

3. дикови…ый, бездо…ый, стари…ый

4. равни…ый, багря…ый, тыкве…ый

14. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

1. (сине)глазый, (пяти)этажный, чем(либо)

2. кто(нибудь), (темно)синий, (русско)немецкий

3. (свето)чувствительный, (широко)плечий, (ярко)зеленый

4. кем(то), (черно)бровый, (бело)голубой

15. В каком случае не пишется слитно?

1. (не)вежливый человек, (не)глубокое озеро

2. (не)хотел, (не)громкий голос

3. вовсе(не)интересный фильм, сказал (не)правду

4. (не)трусость, а смелость; (не)просто разговор


Часть В


Прочитайте текст. Выполните задание 1-6, указывая слово или номер предложения.


(1)Свистит косая метель – белая метла дороги метет.(2) Дымятся трубы, крыши. (3) Рушатся с сосен белые водопады. (4) Скользит по застругам яростная поземка.(5) Февраль летит на всех парусах.

(По Н. Сладкову)


1. Укажите слово, образованное путем сложения основ.

2. Укажите слова, состоящие из корня, окончания и постфикса.

3. Укажите определительное местоимение.

4. Укажите предложение с фразеологическим оборотом.

5. Укажите предложение с однородными членами.

6. Какой художественный прием создает яркую, образную картину? (метла дороги метет, рушатся водопады)

7. Определите тип и стиль речи.



Итоговые диктанты


Осень

      Осень — причудливая волшебница. Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.
      Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром.
      Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь падает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».
      Но мчится бессердечное время, и осень уходит.


* * *

      Сквозь заросли что-то засияло жестяным блеском. Ваня приподнялся, заглянул через невысокие кусты и увидел блистающую на солнце поверхность небольшого искусственного озерца. Мальчик обогнул кусты и оказался на берегу. Кто-то выложил его ноздреватым камнем. В трещинах росли причудливые цветы и спускались прямо к воде. В ней на фоне торфяного зеленоватого дна проглядывали тускло-желтые караси.
      Ванина собачонка взгромоздилась на камень и стала лакать воду. Караси не испугались. Они будто хотели обнюхать собачью морду. Это было необыкновенное зрелище!
      Мальчик присел и опустил руку в воду. Теплая вода заколебалась, и караси исчезли. Только лучик солнца продолжал отражаться в воде. Вдруг к пальцам Вани прикоснулось что-то холодное и скользкое. Он сжал кулак и почувствовал, что у него в руке бьется, дрожит рыбина.


* * *

      Потеплело, и от зари и до зари заливаются соловьи. Майская прохлада укрощала их пение, а теперь самое время слушать неугомонную серенькую невеличку. Всю ночь не смолкает соловьиная трель в прибрежных кустах неширокой, но красивой речонки.
      Соловьи любят приречные кустарники, заросли лесных низин, в которых по утрам расстилается густой туман. Но не стоит забираться в лесную глушь, чтобы насладиться их пением. Выйдите из дома, расположитесь в тени душистой сирени. Беспредельная радость охватит вас, когда вы услышите эти безыскусные чарующие переливы. Голос певца то замирает, то громче возносится, и эхо вторит соловьиной песне.
      Трудно кому-либо состязаться с соловьем в пении. В птичьем хоре все покрывает его голос. Его воспевали в своих стихах поэты, композиторы слагали о нем песни.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!