СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по литературе для 10 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по литературе для 10 класса»

Контрольно-измерительные материалы по литературе

для проведения промежуточной аттестации Краева А.С.

за курс 10 класса


Пояснительная записка

Работа предназначена для итоговой оценки учебной подготовки учащихся, изучивших школьный курс литературы 10 класса на базовом уровне. Работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы отводится 1 час 30 минут.

При разработке содержания работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех направлений курса литературы 10 класса базового уровня: изучается литературный процесс XIX века: произведения И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, Ф.И. Тютчева, Н.А. , Некрасова, А.А. Фета, А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова.

В начале работы предлагается 10 заданий, которые проверяют понимание основных понятий, течений и направлений, художественных произведений, изученных в курсе литературы. Проверяются следующие умения: формирование аналитического навыка, развитие воображения и творческой деятельности самого обучающегося, изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа.

11 задание предполагает написание сочинения по заданной теме.

В задании 12 необходимо установить соответствие между произведением и автором.

Задание 13 – 15 предполагает развернутый ответ на поставленный вопрос (по содержанию художественных произведений).

Задания 1–10 считаются выполненными, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания 1 – 10 оцениваются 1 баллом.

Задание 11 оценивается по критериям 5 баллами (максимум).

Задание 12 оценивается 1 баллом за каждое верно установленное соответствие.

Задания 13 – 15 оцениваются 4 баллами (максимум) в соответствии с критериями.

Для каждого задания в разделе «Ответы и критерии оценивания» приведены варианты ответов, которые можно считать верными, и критерии оценивания.

Критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня - достигнут базовый уровень (50-65% - отметка - «3»); 66-84% - отметка «4», 85-100% - отметка «5»; меньше 50% - отметка «2».


Освоение программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

85-100 %

66-84 %

50-65 %

меньше 50 %

высокий

повышенный

базовый

пониженный

«5»

«4»

«3»

«2»


Полученные учащимся баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл учащегося переводится в отметку по 5-балльной шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода, которая приведена в таблице


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный балл

0 - 18

19 - 25

26 - 32

33 - 37






Контрольная работа

для проведения промежуточной аттестации по литературе

за курс 10 класса

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по литературе отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать орфографический словарь.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Таблица для внесения баллов участника

Номер задания

Сумма

баллов

Отметка

за работу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15





















Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.


Литературные течения и направления 19 века:

I. Сентиментализм. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. 

II. Классицизм. Трагедии и комедии должны были строго соблюдать правила «трех единств»: - Единство времени (требовало, чтобы все события укладывались в срок, не превышающий одних суток); - Единство места (требовало, чтобы все события происходили в одном месте); - Единство действия (предписывало, чтобы сюжет не осложнялся лишними эпизодами) Для своего времени классицизм имел положительное значение, так как писатели провозглашали важность исполнения человеком своих гражданских обязанностей.

III. Романтизм. Утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

IV. Реализм. 1) правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства. 2) Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. 19 в. ("собственно реализм"). Ведущие принципы реализма 19 - 20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения "форм самой жизни", но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме "личность и общество"


Ведущие жанры литературы 19 века:

- роман

- роман-эпопея

- поэма

- поэма-эпопея

- драма

- рассказ

- повесть


1. Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе?

1. «Шинель»

2. «Миргород»

3. «Тарас Бульба»

4. «Ночь перед Рождеством»

2. Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек»…

1. достоин уважения

2. достоин презрения

3. сам виноват в своей «малости»

4. является продуктом бесчеловечного государства

3. В финале романа «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за…

1. Свидригайлова

2. Лужина

3. Разумихина

4. Лебезятникова

4. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа

1. Пьера Безухова

2. Андрея Болконского

3. Платона Каратаева

4. Кутузова

5. Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым послужило

1. ухаживание Базарова за Фенечкой

2. оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу

3. несходство в политических взглядов

4. старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками

6. Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена

1. комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

2. пьесе А.Н. Островского «Гроза»

3. комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

4. пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

7. Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?

1. Манилов

2. Обломов

3. Чичиков

4. Раскольников

8. Кто из героев поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорил о себе: «Клеймённый, да не раб»?

1. Савелий, богатырь святорусский

2. Яким Нагой

3. Ермил Гирин

4. Гриша Добросклонов

9. Какова судьба Фирса в финале пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?

1. уезжает с Раневской за границу

2. забыт в оставленном доме

3. отвезён в больницу

4. переходит на службу к Лопахину

10. Какое военное событие не нашло отражение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?

1. Аустерлицкое сражение

2. Бородинская битва

3. Сражение при Ватерлоо

4. Шенграбенское сражение


11. Выберете одну из тем и напишите сочинение. Оно должно включать в себя вступление, основную часть и заключение (вывод). Пишите работу разборчивым почерком. При необходимости можно использовать орфографический словарь.


Темы:

  • Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?

  • Почему Катерина решила свести счёты с жизнью? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

  • Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. (По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

  • Вызывает ли у читателя симпатию Наташа Ростова? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

  • Анализ любого эпизода по прочитанному Вами художественному произведению за курс 10 класса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Соотнесите Ф.И.О. автора и произведение, которое он написал. (Запишите цифру по порядку, а напротив букву, которой соответствует название произведения автора)

1. Н.Г. Чернышевский

А) «Мороз, Красный нос»

2. И.С. Тургенев

Б) «Бесприданница»

3. Н.А. Некрасов

В) «Дворянское гнездо»

4. И.А. Гончаров

Г) «Что делать?»

5. А.Н. Островский

Д) «Обломов»



Дайте развернутые ответы на проблемные вопросы на основе анализа эпического, лирического, лиро-эпического или драматического произведения (по содержанию художественных произведений):


13. Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «темного царства»? (пьеса А.Н.Островского «Гроза») ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Какими причинами вызвано лежание Ильи Ильича Обломова (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Достоин ли Мармеладов сострадания? («Преступление и наказание»)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Ответы и критерии оценивания


1. Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе?

1. «Шинель»

2. «Миргород»

3. «Тарас Бульба»

4. «Ночь перед Рождеством»

2. Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек»…

1. достоин уважения

2. достоин презрения

3. сам виноват в своей «малости»

4. является продуктом бесчеловечного государства

3. В финале романа «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за…

1. Свидригайлова

2. Лужина

3. Разумихина

4. Лебезятникова

4. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа

1. Пьера Безухова

2. Андрея Болконского

3. Платона Каратаева

4. Кутузова

5. Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым послужило

1. ухаживание Базарова за Фенечкой

2. оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу

3. несходство в политических взглядов

4. старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками

6. Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена

1. комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

2. пьесе А.Н. Островского «Гроза»

3. комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

4. пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

7. Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?

1. Манилов

2. Обломов

3. Чичиков

4. Раскольников

8. Кто из героев поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорил о себе: «Клеймённый, да не раб»?

1. Савелий, богатырь святорусский

2. Яким Нагой

3. Ермил Гирин

4. Гриша Добросклонов

9. Какова судьба Фирса в финале пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад»?

1. уезжает с Раневской за границу

2. забыт в оставленном доме

3. отвезён в больницу

4. переходит на службу к Лопахину

10. Какое военное событие не нашло отражение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»?

1. Аустерлицкое сражение

2. Бородинская битва

3. Сражение при Ватерлоо

4. Шенграбенское сражение


11. Выберете одну из тем и напишите сочинение. Оно должно включать в себя вступление, основную часть и заключение (вывод). Пишите работу разборчивым почерком. При необходимости можно использовать орфографический словарь.


Темы:

  • Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?

  • Почему Катерина решила свести счёты с жизнью? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

  • Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. (По роману   И.А.Гончарова «Обломов»)

  • Вызывает ли у читателя симпатию Наташа Ростова? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

  • Анализ любого эпизода по прочитанному Вами художественному произведению за курс 10 класса.


Пример сочинения (возможны другие варианты)

- Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика.


Герои романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» совершенно не похожи друг на друга. И внешнее различие только подчёркивает их антагонизм. Илья Ильич Обломов, главный герой произведения, изнежен и вальяжен. Его кожа белая, тело полное, руки, не знающие труда, пухлые и мягкие. Это настоящий русский барин, медлительный и неторопливый. Его любимая одежда — халат, уютный и вместительный, как нельзя лучше подходящий Обломову. Андрей Штольц, друг главного героя, подтянутый и стройный. Он весь словно состоит из одних мышц, находящихся в непрерывном движении. Его кожа загорела от постоянного пребывания на свежем воздухе.

Штольц является антиподом, противоположностью Обломова почти во всем. Однако эти различия не мешают героям дружить уже много лет.

Итак, образ Штольца в романе не только проясняет образ Обломова, но и интересен  своей неординарностью и полной противоположностью  главному герою. Добролюбов говорит о нём: «Не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперёд!»  Добролюбов, как и все революционные демократы, видел идеал «человека дела» в служении народу, в революционной борьбе. От этого идеала Штольц далёк. Однако рядом с Обломовым и обломовщиной Штольц был всё же явлением прогрессивным.

12. Соотнесите Ф.И.О. автора и произведение, которое он написал. (Запишите цифру по порядку, а напротив букву, которой соответствует название произведения автора)

1. Н.Г. Чернышевский

А) «Мороз, Красный нос»

2. И.С. Тургенев

Б) «Бесприданница»

3. Н.А. Некрасов

В) «Дворянское гнездо»

4. И.А. Гончаров

Г) «Что делать?»

5. А.Н. Островский

Д) «Обломов»



1 – Г; 2 – В; 3 – А; 4 – Д; 5 – Б.




Дайте развернутые ответы на проблемные вопросы на основе анализа эпического, лирического, лиро-эпического или драматического произведения (по содержанию художественных произведений):


13. Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «темного царства»? (пьеса А.Н.Островского «Гроза»)

В описанном А. Островском городке Калинове чахнут чувства людей, слабеет их воля, меркнет разум под гнетом правления самодуров. Именно в таком «темном царстве» развиваются характеры детей Кабанихи — Тихона и Варвары. Окружающая атмосфера уродует каждого из них на свой лад.

Образ Тихона обезличен, он представлен жалким и подавленным. И все же материнское своеволие не уничтожило в нем до конца живые чувства. В глубине робкой души персонажа имеется теплое чувство к супруге.

Характер Варвары гораздо сильнее, чем у брата. Она не желает подчиняться патриархальным законам, которые проповедует мать, но и не протестует открыто. Но когда жизнь в доме матери сделалась невыносимой, она безвозвратно сбежала из-под замка. И вновь рушатся идеалы властной купчихи, ведь дочь посмела опозорить дом Кабановых, вырвавшись на волю.

Пожалуй, самым жалким в пьесе выглядит Борис Григорьевич, племянник Дикого. Добрый и культурный человек выделяется среди купцов, но он не способен постоять ни за себя, ни за любимую женщину. В трудный момент он плачет и мечется, но так и не находит в себе сил ответить на брань.

Таким образом, Тихона, Бориса и Варвару можно считать жертвами «темного царства».


14. Какими причинами вызвано лежание Ильи Ильича Обломова (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)?

Илья Ильич Обломов - сложный и противоречивый образ. Он ленив, целыми днями лежит в постели, не имея никаких жизненных ориентиров и целей. Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием. Внутренний мир героя полон светлых фантазий о будущем.
Детство играет важную роль в жизни и формировании характера Ильи Ильича Обломова. Он родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Обломовке, которая оставила неизгладимое впечатление в душе героя. Именно тогда зародились в нем лень и апатия.
В первую очередь, на характер Ильи Ильича повлияло воспитание. Жителей деревни не волновали «ни сильные страсти, ни отважные предприятия». Помещики Обломовы весь день готовились к обеду, после чего вся деревня погружалась во «всепоглощающий, ничем непобедимый сон».


15. Достоин ли Мармеладов сострадания? («Преступление и наказание»)

Пpи вceй внeшнeй нeпpигляднocти Ceмeнa 3axapoвичa в нeм ocтaeтcя живaя cocтpaдaтeльнaя чeлoвeчecкaя дyшa. Oн иcкpeннe любит peбятишeк жeны, a пepeд нeй иcпытывaeт глyбoкoe чyвcтвo вины, cмиpeнo вынocя ee yпpeки и дaжe пoбoи. Ho бoлee вceгo пepeживaeт o cyдьбe cвoeй дoчepи Coни. Пoзнaкoмившиcь c Pacкoльникoвым, Mapмeлaдoв paccкaзывaeт eмy o cвoeй cитyaции, ничeгo нe cкpывaя и нe пpиyкpaшивaя. Имeннo oткpoвeния этoгo cлaбoгo и вce жe coвecтливoгo чeлoвeкa пoдтoлкнyли Pacкoльникoвa к poкoвoмy шaгy. Mapмeлaдoв cмeшoн и жaлoк, нo в cвoeй бeзнaдeжнocти и пoтepяннocти вce жe вызывaeт coчyвcтвиe. Maлeнький штpиx к пopтpeтy – мятный пeтyшoк в кapмaнe, пpeднaзнaчeнный для тoгo, чтoбы пopaдoвaть peбятишeк, кoтopый нaшeлcя yжe пocлe тoгo, кaк Ceмeн 3axapoвич paccтaлcя co вceми зeмными пeчaлями и зaбoтaми, дeлaeт этoт пepcoнaж тpoгaтeльным и чeлoвeчным. И мы вмecтe c oвдoвeвшeй Eкaтepинoй Ивaнoвнoй вдpyг пoнимaeм, кaк тpyднo и нecчacтливo жил этoт чeлoвeк и кaк ocтpo нe xвaтaлo eмy пoнимaния и пoддepжки.













Оценка сочинений

Оценка "5" ставится за сочинение:

- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

- допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение,

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее;

- обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

-  логическое и последовательное изложение содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

- допускаются две - три неточности в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Оценка "3" ставится за сочинение, в котором

- в главном и основном раскрывается тема;

- в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ по теме;

- допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;

- обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- обнаруживается владение основами письменной речи, в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Оценка "2" ставится за сочинение, которое

- не раскрывает тему, что свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без вывода и обобщений;

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок, тавтологии или плеоназма.


Критерии оценивания развернутых ответов


1.

Соответствие ответа заданию

1 балл

2.

Привлечение текста произведения для аргументации

1 балл

3.

Логичность и соблюдение речевых норм

1 балл

4.

Соблюдение орфограф.,/пунктуац. норм

1 балл



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!