Спецификация
итогового теста по географии в 10 классе
Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Экономическая и социальная география мира. 10-11 кл. Учебник. Базовый уровень. Ч. 1. ФГОС. – М.: Русское Слово, 2017.
Цель: оценка уровня общеобразовательной подготовки и уровня сформированности предметных и метапредметных УУД в соответствии с требованиями ФГОС у обучающихся за курс географии 10 класса.
Элементы содержания
Страны современного мира
География населения мира
Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы
Мировое хозяйство и научно-техническая революция
Общая характеристика современного мирового хозяйства
Обобщенный план итогового теста
Номер части | Количество заданий | Что проверяется | Оценивание | Максимальный балл |
Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Часть I | 14 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных | Определять по карте расположение географических объектов Определять принадлежность стран мира к определенному типу, оценивать уровень социально-экономического развития стран Называть/определять основные районы размещения ведущих полезных ископаемых Приводить примеры различных методов рационального и нерационального природопользования Объяснять динамику населения мира и его отдельных регионов Оценивать уровень урбанизации и объяснять причины этого Объяснять особенности возрастного состава населения отдельных стран и регионов мира Характеризовать распространение религий в странах мира Характеризовать отраслевую структуру мирового хозяйства, объяснять влияние на неё научно-технической революции (НТР) Приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда Анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира Определять старые, новые и новейшие отрасли промышленности Оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве Называть (определять) мировых лидеров в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции Определять географические особенности развития транспорта Использовать ведущие понятия социально-экономической географии | Познавательные УУД: анализировать и обобщать тематический материал; классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию; пользоваться навыками анализа и синтеза; определять понятия; выявлять причинно-следственные связи размещения и структуры населения, природных ресурсов, отраслей мирового хозяйства по планете; находить и распознавать ответы на вопросы, узнавать в них проявление тех или иных изученных географических процессов или закономерностей. Регулятивные УУД: определять цель и проблему в процессе деятельности; выбирать средства достижения цели; производить адекватную самооценку производимой деятельности. Коммуникативные УУД: выделять главную и второстепенные идеи в тексте; интерпретировать географические тексты и социально-экономические статистические данные; оценивать точность, последовательность и полноту имеющейся информации для построения действия; осуществлять коммуникативную рефлексию собственных действий. | По 1 баллу за каждое правильно выполненное задание | 14 |
Часть II | 2 задания на установление соответствия | | Познавательные УУД: анализировать и сравнивать ресурсообеспеченность регионов и стран мира; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта с целью выявления общих закономерностей, определяющих данную страну. Регулятивные УУД: планировать и осуществлять собственную познавательную деятельность; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; оценивать степень успешности своей деятельности. Коммуникативные УУД: интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных; выделять главные мысли в тексте; осуществлять коммуникативную рефлексию собственных действий. | По 1 баллу за каждое правильно выполненное задание | 4 |
2 задания с кратким ответом | |
Часть III | 2 задания со свободным развернутым ответом повышенного уровня | Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития Оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира | Познавательные УУД: Регулятивные УУД: определять цель и проблему в деятельности; выбирать средства достижения цели (индивидуально); осуществлять рефлексию достижения цели. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его; создавать письменные тексты для решения конкретных задач общения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей. | По 2 балла за каждое правильно выполненное задание | 4 |
Система оценивания
Набранный балл | Оценка |
16 - 22 | 5 |
12- 15 | 4 |
8 - 11 | 3 |
Менее 7 баллов | 2 |
Время выполнения работы – 1 урок (45 минут).
Распределение заданий по темам курса «География. Экономическая и социальная география мира»
Темы курса «География. Экономическая и социальная география мира» | Число заданий |
Страны современного мира | 4 |
География населения мира | 3 |
Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы | 5 |
Мировое хозяйство и научно-техническая революция | 4 |
Общая характеристика современного мирового хозяйства | 4 |
Итого | 20 |
Вариант 1
ИНСТРУКЦИЯ
Уважаемые десятиклассники!
При выполнении контрольной работы вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Задания с выбором одного ответа из четырех предложенных
Какой буквой на политической карте мира обозначено государство Сомали?
А) А Б) В В) С Г) D
Выберите страну, относящуюся к НИС:
А) Республика Корея Б) Бразилия В) Индия Г) Чехия
Укажите страны, являющиеся крупными экспортерами каменного угля:
А) Австралия, ЮАР, США В) Колумбия, Бразилия, Индия
Б) Канада, Франция, Турция Г) Норвегия, Великобритания, США
Что из перечисленного ниже является примером рационального природопользования в хозяйственной деятельности:
А) молевой сплав леса по рекам
Б) использование макулатуры в качестве сырья
В) размещение химических производств на берегах рек
Г) запрет на использование систем оборотного водоснабжения
В какой из перечисленных стран доля городского населения в общей численности населения наименьшая:
А) Норвегия Б) Аргентина В) Бразилия Г) Пакистан
В какой из перечисленных стран доля детей в возрастной структуре населения наибольшая:
А) Ирландия Б) Эфиопия В) Великобритания Г) Канада
В какой стране преобладает национальная религия – иудаизм:
А) Болгария Б) Франция В) Швеция Г) Израиль
Какой стране принадлежит указанная в таблице отраслевая структура хозяйства?
Отраслевая структура | Доля ВВП, % |
Промышленность Сельское хозяйство Сфера услуг | 27 50 23 |
А) Япония Б) Канада В) Австрия Г) Лаос
Какие страны специализируются на экспорте продукции лесной промышленности:
А) Россия, Канада В) Финляндия, Норвегия
Б) Франция, Швеция Г) Швейцария, Великобритания
Укажите старую отрасль промышленности:
А) автомобилестроение В) судостроение
Б) алюминиевая Г) химия органического синтеза
Добыча нефти — отрасль международной специализации:
А) Нигерии Б) Швеции В) Марокко Г) Польши
Какая из перечисленных стран входит в число мировых лидеров но выращиванию риса?
А) Аргентина Б) Индонезия В) Алжир Г) Греция
В мировом грузообороте лидирует транспорт:
А) морской Б) воздушный В) железнодорожный Г) автомобильный
В каком из следующих высказываний содержится информация о проявлении международной экономической интеграции:
А) к началу XXI века в более чем 80 странах мира доля непроизводственной сферы в ВВП превышала 50%
Б) по запасам природного газа в мире особо выделяются 2 региона – Зарубежная Азия и СНГ
В) в странах Северной Америки и Западной Европы темпы экономического роста в конце XX века были ниже среднемировых
Г) страны ЕС сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы
Часть 2
Задания на установление соответствия
Установите соответствие между видом ресурсов и относящимися к нему природными ресурсами.
ВИД РЕСУРСОВ | ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ |
1) исчерпаемые невозобновимые 2) исчерпаемые возобновимые 3) неисчерпаемые | А) почвы Б) природный газ В) энергия ветра |
Установите соответствие между страной и её столицей: к каждому элементу 1-го столбца подберите соответствующий элемент из 2-го столбца:
СТРАНА | СТОЛИЦА |
1) Италия 2) Перу 3) Монголия | А) Лима Б) Братислава В) Рим Г) Улан-Батор |
Задания с кратким ответом
Определите страну по краткому описанию:
Эта островная страна — одна из наиболее развитых стран мира. По форме правления – конституционная монархия. Характерной особенностью её природы являются частые землетрясения, наличие действующих вулканов. Страна занимает ведущие места в мире по производству различных видов продукции машиностроения, производству электроэнергии, выплавке стали. Вокруг её столицы образовалась крупная агломерация.
Используя данные приведённой ниже таблицы, сравните обеспеченность стран углем. Расположите страны в порядке уменьшения в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
Страна | Запасы угля, млрд т | Добыча угля, млн т |
ЮАР | 130 | 206 |
Бразилия | 12 | 29 |
Индия | 29 | 282 |
Часть 3
Задания с развернутым ответом
Объясните выражение: «Морская вода – это жидкая руда»
Почему некоторые развитые страны закупают сырье в одной стране, производят его обработку в другой стране и лишь окончательные операции проводят у себя?
Вариант 2
ИНСТРУКЦИЯ
Уважаемые десятиклассники!
При выполнении контрольной работы Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Задания с выбором одного ответа из четырех предложенных
Какой буквой на политической карте мира обозначено государство Таиланд?
А) А Б) В В) С Г) D
Какая страна относится к странам с переходной экономикой:
А) Польша Б) Швеция В) Италия Г) Греция
Какие страны являются главными экспортерами железной руды:
А) Бразилия и Австралия В) Индия и ФРГ
Б) ЮАР и Япония Г) США и Канада
Примером нерационального природопользования является:
А) посадка лесополос
Б) строительство очистных сооружений
В) сплав леса по рекам
Г) рекультивация земель
Для какой из перечисленных стран характерна миграционная убыль населения:
А) Норвегия Б) Бельгия В) Мексика Г) Австралия
В какой из перечисленных стран доля лиц старше 65 лет в возрастной структуре населения наибольшая:
А) Венесуэла Б) Германия В) Кения Г) Алжир
В какой стране Европы преобладают мусульмане:
А) Греция Б) Франция В) Польша Г) Албания
Какой стране принадлежит указанная в таблице отраслевая структура хозяйства?
Отраслевая структура | Доля ВВП, % |
Промышленность Сельское хозяйство Сфера услуг | 31 2 67 |
А) Норвегия Б) Танзания В) Индия Г) Ангола
Выберите страны, в которых большая часть электроэнергии производится на ГЭС:
А) Норвегия, Бразилия, Киргизия В) ФРГ, Великобритания, Швейцария
Б) Китай, Россия, США Г) Таджикистан, Украина, Польша
Укажите новейшую отрасль промышленности:
А) автомобилестроение В) микробиологическая
Б) текстильная Г) черная металлургия
Электронная промышленность является отраслью международной специализации
А) Пакистана Б) Республики Корея В) Лаоса Г) Нигерии
В какой из перечисленных стран в структуре сельского хозяйства преобладает животноводство:
А) Финляндия Б) Греция В) Куба Г) Индия
В мировом пассажирообороте лидирует транспорт:
А) железнодорожный Б) автомобильный В) воздушный Г) водный
В каком из следующих высказываний содержится информация об отрасли международной специализации:
А) по запасам природного газа в мире особо выделяются 2 региона – Зарубежная Азия и СНГ
Б) на мировой рынок поступает 10-15% производимого в мире зерна, в основном пшеницы и кукурузы
В) в США и странах Западной Европы темпы экономического роста в конце XX века были ниже среднемировых
Г) основа экономики Саудовской Аравии – нефтяная промышленность, которая обеспечивает более 90% её экспортной выручки
Часть 2
Задания на установление соответствия
Установите соответствие между видом ресурсов и относящимися к нему природными ресурсами.
ВИД РЕСУРСОВ | ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ |
1) неисчерпаемые 2) исчерпаемые возобновимые 3) исчерпаемые невозобновимые | А) медные руды Б) энергия приливов В) лесные |
Установите соответствие между страной и её столицей: к каждому элементу 1-го столбца подберите соответствующий элемент из 2-го столбца:
СТРАНА | СТОЛИЦА |
1) Болгария 2) Хорватия 3) Норвегия | А) Вена Б) София В) Осло Г) Загреб |
Задания с кратким ответом
Определите страну по краткому описанию:
Эта европейская страна граничит с Россией. Она является республикой, не входит в НАТО. Однородное по национальному составу население относится к уральской языковой семье. В промышленности, наряду с машиностроением и химией, очень большое значение имеет лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, а ведущей отраслью сельского хозяйства является молочное животноводство.
Используя данные приведённой ниже таблицы, сравните обеспеченность стран площадью пашни. Расположите страны в порядке увеличения в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
Страна | Площадь пашни, млн га | Численность населения, млн чел. (2008 г.) |
США | 185,7 | 304 |
Индия | 166,1 | 1148 |
Бразилия | 43,2 | 196 |
Часть 3
Задания с развернутым ответом
Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?
Чем объяснить миграцию черной металлургии в развивающиеся страны?
Вариант 1
Часть 1
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ | В | А | А | Б | Г | Б | Г | Г | А | В | А | Б | А | Г |
Количество баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часть 2
№ вопроса | 15 | 16 | 17 | 18 |
Ответ | 1Б 2А 3В | 1В 2А 3Г | Япония | ЮАР, Бразилия, Индия |
Количество баллов | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часть 3
№ вопроса | 19 | 20 |
Ответ | В морской воде содержится более 90 химических элементов, в том числе ионы металлов. Из морской воды можно получить натрий, кальций, марганец, золото и др. | Закупают там, где есть сырье. Обрабатывают там, где дешевая рабочая сила и неразвитое законодательство. Конечный продукт производят у себя с целью установления на него высоких цен и контроля над рынком. |
Количество баллов | Максимальный балл – 2 Ответ включает все 2 названных элемента – 2 балла Ответ включает любой из названных выше элементов – 1 балл Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок 2 и 1 балла - 0 баллов | Максимальный балл – 2 Ответ включает все 2 названных элемента – 2 балла Ответ включает любой из названных выше элементов – 1 балл Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок 2 и 1 балла - 0 баллов |
Вариант 2
Часть 1
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ | Г | А | А | В | В | Б | Г | А | А | В | Б | А | Б | Г |
Количество баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часть 2
№ вопроса | 15 | 16 | 17 | 18 |
Ответ | 1Б 2В 3А | 1Б 2Г 3В | Финляндия | Индия, Бразилия, США |
Количество баллов | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часть 3
№ вопроса | 19 | 20 |
Ответ | Данные проблемы актуальны для всех стран мира и ни одна из них не может решить их самостоятельно, т.к происходящее в одной стране влияет и на другие страны (в первую очередь на соседние страны) | Во-первых, в развивающихся странах происходит индустриализация. Во-вторых, развитые страны избавляются от экологически «грязных» производств |
Количество баллов | Максимальный балл – 2 Ответ включает все 2 названных элемента – 2 балла Ответ включает любой из названных выше элементов – 1 балл Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок 2 и 1 балла - 0 баллов | Максимальный балл – 2 Ответ включает все 2 названных элемента – 2 балла Ответ включает любой из названных выше элементов – 1 балл Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок 2 и 1 балла - 0 баллов |