СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы для проведения итогового контроля по предмету «Русский язык» 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы

для проведения  итогового контроля

по предмету «Русский язык»

10 класс

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для проведения итогового контроля по предмету «Русский язык» 10 класс»

Контрольно-измерительные материалы

для проведения итогового контроля

по предмету «Русский язык»

10 класс

КИМы составлены учителем русского языка и литературы Казаковой Л.В.

Учебный год: 2019-2020

  1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся

Код и наименование раздела

Элементы содержания

Требования, проверяемые в ходе работы


задания, тип

Трудные вопросы ЕГЭ

Трудные вопросы PISA

2.2 Фонетика.

2.2.2 Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.

Уметь различать гласные и согласные звуки, уметь определять изменения в речевом потоке.

1,Б


2.3. Состав слова (морфемика) и словообразование

2.3.1 Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.

Уметь различать морфемы, находить и определять их в слове. Уметь находить чередующиеся звуки

1,Б



2.5 Морфология

2.5.5 Основные морфологические нормы литературного языка (существительное, прилагательное, числительное, глагол)

Знать основные морфологические нормы литературного языка

2,Б



2.5.2 Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Уметь различать самостоятельные служебные части речи, знать их морфологические признаки

3,Б



2.6 Синтаксис

2.6.6 Второстепенные члены предложения и способы их выражения

Находить второстепенные члены предложения и знать способы их выражения

4,Б



2.6.14 Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка

Знать основные синтаксические нормы современного русского языка

5,Б



2.6.7 Предложения односоставные.

Уметь определять односоставные предложения

6.Б



2.6.6 Главные члены предложения и способы их выражения

Уметь находить главные члены предложения и способы их выражения

7,Б



2.6.9 Вводные, вставные слова и конструкции

Уметь находить вводные слова , вставные конструкции

6.Б



2.6.8 Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Уметь определять однородные и обособленные члены предложения

9,П



2.6.5 Предложения простые и сложные

Уметь различать простые м сложные предложения

8,Б



2.7. Орфография

2.7.1.1 Правописание гласных и согласных в корне слова.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии

6,Б



2.7.1.3 Правописание гласных и согласных в приставках и на стыке приставки и корня.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии

4,Б



2.7.1.8 Правописание гласных и согласных букв в суффиксе

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии

4,Б



2.7.1.6 Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии

3,Б



2.7.1.8 Н и НН в суффиксах разных частей речи

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии

9.П



2.8. Пунктуация

2.8.2.2 Знаки препинания в простом осложнённом предложении (обособленные определения, приложения и обстоятельства, однородные члены)

Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

8,Б



2.8.2.3 Знаки препинания в СП

Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

7,Б



2.8.2.3 Знаки препинания в простых и сложных предложениях

Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

6,Б



1.6 Текст

1.6.4 Основные выразительные средства языка и речи.

владеть навыками информационной

переработки прочитанного текста; создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и

определённой стилевой разновидности языка

10,П

11,П



2.4. Лексика

2.4.2 Лексическое значение слова.

определять лексическое значение слов

соблюдать лексические нормы в устных и

письменных высказываниях

2,Б



2.6 Синтаксис

2.6.1 Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса

Уметь находить словосочетания в предложениях и определять их вид

1,Б



2.6.4 Грамматическая основа предложения

Уметь находить грамматическую основу предложения

5,Б



2.6.2 Синтаксические связи слов в словосочетании

Уметь определять вид связи в словосочетаниях

2,Б



2.3. Состав слова (морфемика) и словообразование

2.3.2 Основные способы образования слов

Уметь определять основные способы образования слов

1,Б



2.5 Морфология

2.5.2 Самостоятельные и служебные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

Знать признаки морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи, их синтаксическую роль

9,П




2.6.11 Сложные предложения с разными видами связи

Уметь определять сложные предложения с разными видами связи

10,П



1.6 Текст

2.6.13 Текст. Виды связи предложений в тексте. Основные средства связи предложений в тексте

Знать основные признаки текста

11,П





2.Спецификация

Итоговой контрольной работы по русскому языку в 10 классе

1.Назначение КИМ

Форма проведения: контрольная работа

Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 10 класса. КИМ предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.

2.Используемые источники при составлении КИМ:

Оценочные материалы с сайта ФИПИ, материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку( сайт Решу ЕГЭ), сборник «Русский язык. Тематический контроль» под ред. И.П.Цыбулько,



3. Характеристика заданий

Часть работы

Тип заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

1

Часть1

Задания с выбором ответа

8

8

2

Часть 2

Задания с кратким ответом

3

10

3

Часть3

Творческое задание

1

13


Итого


12

31



4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Базовый

11

18

Повышенный

1

13

Итого

12

31



5. Рекомендации по проведению

Время работы 40 минут. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

6. Критерии оценивания

Правильно выполненная работа оценивается 30 баллами.

Каждое правильно выполненное задание 1−8 оценивается 1 баллом, задание 10 оценивается 2 баллами.

Задание 11 оценивается на основе системы критериев (максимально 13 баллов). Практическая грамотность при выполнении заданий 9 и 11 оценивается интегрально (максимально 7 баллов).

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом


Перепишите текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки. Восстановите слитные, раздельные и дефисные написания. Расставьте пропущенные знаки препинания.


Ко..есп..ндент: (От)куда по..вляют..ся новые вирусы гриппа А в том числе «сви(н/нн)ой» и «птичий»?

Н.В. Каверин: В пр..роде сущ..ствует (не)малое ко(л/лл)ич..ство вирусов гриппа А и пор..жают они (не)только человека но и различ..ных ж..вотных и птиц.. . Вирусы эти для каждого вида свои однако они измен..ч..вы (к)тому(же) быстро эв..люц..онируют и скрещ..вают..ся друг(с)другом. Иногда возн..ка..т вирус который способ..н зар..зить (не)только «свой» вид но и другие.

Вирусы птич..его гриппа в...бще говоря зар..жают одних только птиц.. но в тыс..ч.. девят..сот девяност.. с..дьмом году в Гонконге в р..зультате случайного скрещ..вания с участием трёх вирусов – гуси(н/нн)ого, ути(н/нн)ого и пер..пели(н/нн)ого – (в)первые получился вирус (под)типа H5N1 который ин..ц..ировал восем..надцать случ..ев зар..жения людей. В Гонконге ун..ч..тож..ли всех кур и этот вирус и..че(с/з). Но (в)скоре в Китае по..вился вирус очень похож..й на вирус из Гонконга. (С)тех пор он гуля..т (по)всему Восточ..ному (полу)шарию выз..вая вспышки забол..вания у птиц.. и людей – уже бол..е (четырех)сот случаев. К счастью этот вирус пока (не)передаёт..ся от человека к человеку. Вирус H5N1 у человека слабо зад..вает (носо)глотку (по)этому человек (не)чихает и окружающ..е не инф..ц..руют..ся.

Что к..сает..ся «сви(н/нн)ого» гриппа то его вирусы гораздо ближе к вирусам гриппа человека чем «птичьи» (по)этому часто пер..дают..ся от человека к человеку.

Бывают и бол..е ре..кие случ..и. Вирус вызвавший (пан)демию 1968 года получился в р..зультате скрещ..вания вирусов гриппа человека и вирусов птич..его гриппа. Это скрещ..вание произошло в орг..низме свиньи (свиньи могут зар..жат..ся вирусами гриппа человека а так(же) (не)которыми вирусами птич..его гриппа).


(Из интервью академика Н.В. Каверина журналу «Наука и жизнь», 2010 г.)



Корреспондент: Откуда появляются новые вирусы гриппа А, в том числе «свиной» и «птичий»?

Н.В. Каверин: В природе существует немалое количество вирусов гриппа А, и поражают они не только человека, но и различных животных и птиц. Вирусы эти для каждого вида свои, однако они изменчивы, к тому же быстро эволюционируют и скрещиваются друг с другом. Иногда возникает вирус, который способен заразить не только «свой» вид, но и другие.

Вирусы птичьего гриппа, вообще говоря, заражают одних только птиц, но в тысяча девятьсот девяносто седьмом году в Гонконге в результате случайного скрещивания с участием трёх вирусов – гусиного, утиного и перепелиного – впервые получился вирус подтипа H5N1, который иниции­ровал восемнадцать случаев заражения людей. В Гонконге уничтожили всех кур, и этот вирус исчез. Но вскоре в Китае появился вирус, очень похожий на вирус из Гонконга. С тех пор он гуляет по всему Восточному полушарию, вызывая вспышки заболевания у птиц и людей – уже более четырехсот случаев. К счастью, этот вирус пока не передаётся от человека к человеку. Вирус H5N1 у человека слабо задевает носоглотку, поэтому человек не чихает и окружающие не инфицируются.

Что касается «свиного» гриппа, то его вирусы гораздо ближе к вирусам гриппа человека, чем «птичьи», поэтому часто передаются от человека к человеку.

Бывают и более редкие случаи. Вирус, вызвавший пандемию 1968 года, получился в результате скрещивания вирусов гриппа человека и вирусов птичьего гриппа. Это скрещивание произошло в организме свиньи (свиньи могут заражаться вирусами гриппа человека, а также некоторыми вирусами птичьего гриппа).

(Из интервью академика Н.В. Каверина журналу «Наука и жизнь», 2010 г.)




Выберите для рассмотрения одно из предложенных ниже высказываний.

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора высказы­вания. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой текст объёмом менее 70 слов, то такая работа оценивается нулём баллов.

Высказывания

1. «Дружба довольствуется возможным, не требуя должного».

Аристотель


2. «Природный ум может заменить любое образование, но никакое образование не может заменить природного ума».

А. Шопенгауэр


3. «Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догады­ваемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит».

Л.Н. Толстой



Критерии оценивания задания 11


К1

Аргументация учащимся собственного мнения по проблеме, отражённой в высказывании



Учащийся выразил своё мнение по проблеме, отражённой в высказывании (согласившись или не согласившись с пози­цией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргу­ментов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)

3

Учащийся выразил своё мнение по проблеме, отражённой в высказывании (согласившись или не согласившись с пози­цией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргу­ментов, опираясь на знания, жизненный опыт),

или

привёл только 1 аргумент (аргумент взят из художественной, публицис­тической или научной литературы)

2

Учащийся выразил своё мнение по проблеме, отражённой в высказывании (согласившись или не согласившись с пози­цией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт

1

Учащийся выразил своё мнение по проблеме, отражённой в высказывании (согласившись или не согласившись с пози­цией автора), но не привёл аргументов,

или

мнение учащегося заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или

мнение учащегося вообще не отражено в работе

0

К2

Смысловая цельность, речевая связность и последова­тельность изложения



Работа учащегося характеризуется смысловой цель­ностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа учащегося характеризуется смысловой цель­ностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1


В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки

и/или

налицо 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

К3

Точность и выразительность речи



Работа учащегося характеризуется точностью выраже­ния мысли, разнообразием грамматического строя речи.


Высший балл по этому критерию учащийся получает только в случае, если высший балл получен по критерию К5

2

Работа учащегося характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа учащегося характеризуется разнообразием граммати­ческого строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа учащегося отличается бедностью словаря и одно­образием грамматического строя речи

0


К4

Соблюдение языковых норм



Грамматических ошибок нет

2

Допущено 1–2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

К5

Соблюдение речевых норм



Не допущено речевых ошибок

2

Допущено 1–2 ошибки

1

Допущено более 2 ошибок

0

К6

Соблюдение этических норм



Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущены этические ошибки (1 или более)

0

К7

Соблюдение фактологической точности



Фактические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (1 или более)

0

Максимальное количество баллов за письменную работу
(К1–К7)

13

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

Работа, написанная без опоры на авторское высказывание (не по предложен­ному высказыванию), не оценивается.


Критерии оценки соблюдения норм орфографии и пунктуации

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет,

или

допущено не более 1 ошибки

4

допущено 2 ошибки

3

допущено 3 ошибки

2

допущено 4 ошибки

1

допущено 5 или более ошибок

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет,

или

допущено не более 2 ошибок

3

Допущено 3 ошибки

2

Допущено 4 ошибки

1

Допущено 5 или более ошибок

0

Максимальное количество баллов за списывание текста и сочинение по критериям ГК1−ГК2

7

Грамотность письменной речи оценивается с учётом суммы ошибок, допу­щенных при списывании текста (задание 9) и в сочинении (задание 11).

В случае если сочинение отсутствует или задание 11 не зачтено, то по каж­дому из критериев ГК1 и ГК2 ставится не более 1 балла.


7.Максимальное количество баллов за работу: 30

8. Шкала перевода баллов в отметку:

Количество баллов

0-10

11-18

19-25

26-30

Отметка

2

3

4

5


9. Варианты



1

Найдите предложение с ошибкой в образовании формы слова.

1)

В ходе исследования психологами было опрошено более шестиста респон­дентов.

2)

В две тысячи пятнадцатом году в посёлок планируют провести оптоволоконный кабель для подключения к скоростному Интернету.

3)

Вскоре я познакомился с обеими нашими соседками и нашёл их очень милыми дамами.

4)

Речка протекала в каких-то полутораста метрах от деревенской околицы.



2

Найдите предложение с ошибкой в образовании формы слова.

1)

В транспортную компанию приглашаются опытные слесари по обслужива­нию автомобилей.

2)

При подключении прибора возникает ток силой до 16 ампер.

3)

Дневной рацион животных составляет более пяти килограммов свежих фруктов и зелени.

4)

Лекции на курсах читают кандидаты и докторы наук, семинары ведут опытные преподаватели средней и старшей школы.



3

Найдите предложение с ошибкой в образовании формы слова.

1)

Подниматься по северному склону горы более опасно, чем по южному.

2)

Иван Петрович Никонов – старейший член нашего трудового коллектива.

3)

Армия Кутузова, покинув столицу, оказалась в более лучшем стратеги­ческом положении, чем войска Наполеона.

4)

В срочном порядке на предприятии были приняты строжайшие меры безопасности.



4

Найдите предложение с грамматической ошибкой.

1)

Лодка медленно плыла вдоль возвышавшейся над берегом скалы, оканчивавшейся острым пиком.

2)

Приведённые в докладе факты свидетельствуют о больших успехах современной психологической науки.

3)

Не любя жизнь, не сможешь по-настоящему понять её.

4)

Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.




5

Найдите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.


1)

Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Сперанского, теперь вновь подняли голову.

2)

Вся приглашённая на просмотр фильма публика, в основном московские режиссёры и сценаристы, с нетерпением ожидала начала сеанса в фойе.

3)

В этом кафе подавали удивительно вкусное какао с молоком и ванилью.

4)

Когда перед дворцом собралась уже немалая толпа народу, премьер-министр вынужден был выйти на балкон, чтобы успокоить их.



6

Найдите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.


1)

Оплачивайте телефонные разговоры заранее, используя кредитную карту.

2)

Управляющий, казалось, был полон учтивостью и радушием.

3)

Мужчина бросился наперерез велосипедисту, крича и размахивая руками.

4)

По окончании института Наталия Ивановна пошла работать терапевтом в районную поликлинику.



7

Найдите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.


1)

Очень важно, чтобы детдомовские воспитанники быстрее осваивали правила социума и интегрировались в общество.

2)

М. Ю. Лермонтов в полной мере проявил себя не только как лирический поэт, но и как оригинальный и глубокий прозаик.

3)

Друзья пытались узнать дорогу до ближайшей гостиницы и сколько стоит там поселиться.

4)

Атмосферу эпохи в комедии отражают как действующие лица, так и внесценические персонажи, которые упоминаются в диалогах и монологах.




8

Найдите предложение с ошибочно употреблённым словом (с нарушением лексической сочетаемости).


1)

Высокую значимость для развития науки в стране имеет социальный статус учёного.

2)

Весной на рынках традиционно дорожают цены на свежие фрукты и овощи.

3)

Нас поселили в обычной деревенской избе – импровизированной гости­нице для командированных.

4)

Участники семинара обсудили приоритеты в научном исследовании ближнего космоса.




9

Перепишите текст. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки. Восстановите слитные, раздельные и дефисные написания. Расставьте пропущенные знаки препинания.


Ко..есп..ндент: (От)куда по..вляют..ся новые вирусы гриппа А в том числе «сви(н/нн)ой» и «птичий»?

Н.В. Каверин: В пр..роде сущ..ствует (не)малое ко(л/лл)ич..ство вирусов гриппа А и пор..жают они (не)только человека но и различ..ных ж..вотных и птиц.. . Вирусы эти для каждого вида свои однако они измен..ч..вы (к)тому(же) быстро эв..люц..онируют и скрещ..вают..ся друг(с)другом. Иногда возн..ка..т вирус который способ..н зар..зить (не)только «свой» вид но и другие.

Вирусы птич..его гриппа в...бще говоря зар..жают одних только птиц.. но в тыс..ч.. девят..сот девяност.. с..дьмом году в Гонконге в р..зультате случайного скрещ..вания с участием трёх вирусов – гуси(н/нн)ого, ути(н/нн)ого и пер..пели(н/нн)ого – (в)первые получился вирус (под)типа H5N1 который ин..ц..ировал восем..надцать случ..ев зар..жения людей. В Гонконге ун..ч..тож..ли всех кур и этот вирус и..че(с/з). Но (в)скоре в Китае по..вился вирус очень похож..й на вирус из Гонконга. (С)тех пор он гуля..т (по)всему Восточ..ному (полу)шарию выз..вая вспышки забол..вания у птиц.. и людей – уже бол..е (четырех)сот случаев. К счастью этот вирус пока (не)передаёт..ся от человека к человеку. Вирус H5N1 у человека слабо зад..вает (носо)глотку (по)этому человек (не)чихает и окружающ..е не инф..ц..руют..ся.

Что к..сает..ся «сви(н/нн)ого» гриппа то его вирусы гораздо ближе к вирусам гриппа человека чем «птичьи» (по)этому часто пер..дают..ся от человека к человеку.

Бывают и бол..е ре..кие случ..и. Вирус вызвавший (пан)демию 1968 года получился в р..зультате скрещ..вания вирусов гриппа человека и вирусов птич..его гриппа. Это скрещ..вание произошло в орг..низме свиньи (свиньи могут зар..жат..ся вирусами гриппа человека а так(же) (не)которыми вирусами птич..его гриппа).


10

Найдите высказывания, не соответствующие содержанию текста. Укажите их номера в порядке возрастания. Перенесите получившуюся последовательность цифр в бланк ответов № 1 справа от номера задания 10, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.


1)

Новый опасный вирус способен возникнуть при скрещивании уже существующих вирусов, причём скрещиваемые вирусы могут пора­жать разные виды живых существ.

2)

Вирус гриппа птиц H5N1 при заражении людей легко передаётся от человека к человеку при чихании.

3)

В 1997 году среди жителей Гонконга вспыхнула эпидемия птичьего гриппа, поразившая тогда более четырёхсот горожан.

4)

Два вируса, характерные для двух разных видов живых существ, способны скрещиваться в организме живого существа третьего вида.

5)

Вирусы способны не только к скрещиванию между собой, но и к эволюции, что способствует их изменчивости.

6)

Зафиксированы случаи возникновения нового вируса в результате скрещивания свиного и птичьего вирусов.







11

Выберите для рассмотрения одно из предложенных ниже высказываний.

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора высказы­вания. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 80 слов.

Если сочинение представляет собой текст объёмом менее 80 слов, то такая работа оценивается нулём баллов.

Высказывания

1. «Дружба довольствуется возможным, не требуя должного».

Аристотель


2. «Природный ум может заменить любое образование, но никакое обра­зование не может заменить природного ума».

А. Шопенгауэр


3. «Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догады­ваемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит».

Л.Н. Толстой








Ключи к заданиям 1−8 и 10


задания

Ответ

1

1

2

4

3

3

4

4

5

4

6

2

7

3

8

2

10

236




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!