Контрольно-измерительные материалы
для проведения административного контроля за 3 четверть
По предмету «Литература»
8 класс
КИМы составлены учителем русского языка и литературы Казаковой Л.В.
Учебный год: 2019-2020
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Код раздела и элемента | Элементы содержания | Требования, проверяемые в ходе работы | Номер задания, тип задания | Трудные вопросы ВПР | Трудные вопросы ОГЭ | Трудные вопросы ЕГЭ | Трудные вопросы PISA |
1 | Основные теоретико-литературные понятия | Знание изученных теоретико-литературных понятий Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, анализировать; предметные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры | 4,Б | | + | + | - |
1.1 | Художественная литература как искусство слова. Художественный образ | | | | | | |
1.2 | Литературные роды и жанры | Знание изученных теоретико-литературных понятий | 8,Б | - | + | + | - |
1.3 | Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм | Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять авторскую позицию, оценку, настроение Метапредметные: умение классифицировать материал; предметные: умение анализировать литературное произведение, понимание принципа организации системы образов; | 7,Б | - | + | + | - |
1.4 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; | Предметные: умение анализировать литературное произведение, понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. | 9,Б 10,Б | - | _ | _ | - |
1.5 | Система образов, образ автора, автор- повествователь, литературный герой, лирический герой | Предметные: умение анализировать литературное произведение, понимать и интерпретировать характеры героев; определять приемы и средства их создания | 2-1,П 2-2,П | - | - | - | - |
2 | Язык художественного произведения. | | | | | | |
2.1 | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. | Предметные: умение анализировать литературное произведение, владение литературоведческой терминологией, определение роли изобразительно-выразительных средств | 11,Б 12,Б 13,Б 2-9,П 2-10,П | - | + | + | - |
6 | Из русской литературы XVIII в. Н.М.Карамзин | Предметные: знание имен авторов, заложивших определенные литературные традиции, связанные с изученным материалом; умение анализировать литературное произведение; находить в произведении черты, сближающие его с фольклором, произведениями древнерусской литературы, восходящие к | 1,Б | - | - | - | - |
7 | Из русской литературы первой половины XIX в. | | | | | | |
7.1 | А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» | Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять конфликт, видеть главный принцип композиции малой формы, понимать, какой элемент композиции сюжета представляет эпизод. | 2,Б 6,Б 2-5,П 2-6,П | - | - | - | - |
7.2 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» | Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять конфликт, видеть главный принцип композиции малой формы, понимать, какой элемент композиции сюжета представляет эпизод. | 2-3,П 2-4,П | - | - | - | - |
7.3 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». | Предметные: знание признаков знакомых жанров; умение анализировать литературное произведение. Умение анализировать литературное произведение, видеть в тексте значимые детали, интерпретировать символы. | 3,Б | - | + | + | - |
8 | Из русской литературы второй половины XIX в | | | | | | |
| Л.Н. Толстой «После бала» | Предметные: умение анализировать литературное произведение, определять конфликт, видеть главный принцип композиции малой формы, понимать, какой элемент композиции сюжета представляет эпизод. | 5,Б | - | + | + | - |
| | | | | | | |
2.Спецификация
административной контрольной работы по литературе в 8 классе
1.Назначение КИМ
Форма проведения: контрольная работа
Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе учащихся 8 класса. КИМ предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2.Используемые источники при составлении КИМ: сборник «Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 класс»/Е.Л.Демиденко; оценочные материалы с сайта ФИПИ
3. Характеристика заданий
№ | Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
1 | Часть1 | С выбором одного ответа из трех предложенных | 13 | 13 |
2 | Часть 2 | Развернутый ответ на заданную тему | 8 | 16 |
| Итого | | 21 | 29 |
4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый | 13 | 13 |
Повышенный | 8 | 16 |
Итого | 21 | 29 |
5. Рекомендации по проведению
Время работы 40 минут. При проведении работы дополнительные материалы не используются.
6. Критерии оценивания
Часть 1 |
За каждое верно выполненное задание- 1 балл За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. |
Часть 2 |
За задание второй части выставляется по 2 балла за верный ответ, 0 баллов , если ответа нет или дан неверный ответ |
7.Максимальное количество баллов за работу: 29
8. Шкала перевода баллов в отметку
Количество баллов | 0-10 | 11-19 | 20-26 | 27-29 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
| | | | |
9. Варианты КИМ
Вариант 1
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
А1. Годы жизни Н.М.Карамзина:
а) 1799 - 1837;
б) 1766 - 1826;
в) 1828 - 1910.
А2. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;
б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) Береги честь смолоду.
А3. В произведении Н.В.Гоголя «Ревизор» главным героем, наказывающим пороки и утверждающим положительные идеалы, является:
а) ревизор;
б) Городничий;
в) смех.
А4. Хлестаковщина - это:
а) стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на самом деле, ничем не подкреплённое бахвальство;
б) стремление модно одеваться;
в) погоня за чинами.
А5. Чем закончилась любовь Ивана Васильевича к Вареньке в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?
а) свадьбой;
б) любовь так и сошла на нет;
в) разводом.
А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?
а) прошлогодний журнал;
б) трость;
в) заячий тулуп.
А7. К какому литературному направлению можно отнести произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
а) романтизм;
б) реализм;
в) классицизм.
А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь.
А9. Тема произведения - это:
а) главная идея;
б) объект отражения;
в) композиция.
А10. Композиция произведения – это:
а) тема;
б) завязка и развязка;
в) последовательность частей и элементов произведения.
А11. Образное средство языка:
а) кульминация;
б) эпитет;
в) зачин.
А12. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «И облачко за облачком, // Покинув тайный свой ночлег, // К востоку направляло бег»?
а) сравнение;
б) олицетворение;
в) метонимия.
А13 Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… тоской // Опять моя заныла грудь»?
а) сравнение;
б) эпитет;
в) метафора.
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне 16 лет. Тут судьба моя переменилась».
Б2. Какому герою произведения М.Ю.Лермонтова принадлежат эти слова:
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами мне облегчить грудь,
Но людям я не делал зла…»?
Б3 К кому обращён монолог Мцыри?
Б4. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?
Б5. Укажите год рождения А.С.Пушкина.
Б6. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).
Б7. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «От этих сладостных имён»?
Б8. Какой троп использует С.А.Есенин в следующей стихотворной строке: «Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана»?
Вариант 2
Блок 1. (А). Задание с выбором ответа.
А1. Годы жизни А.С.Пушкина:
а) 1799 - 1837;
б) 1766 - 1826;
в) 1828 - 1910.
А2. Какой эпиграф предшествовал произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»?
а) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;
б) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
в) Береги честь смолоду.
А3. Проблема чести возникает в произведении:
а) «Капитанская дочка»;
б) «Песнь о вещем Олеге»;
в) «Ревизор».
А4. Тема рассказа Л.Н.Толстого «После бала»:
а) повествование о любви Ивана Васильевича;
б) рассказ о полковнике;
в) показ николаевской России.
А5. Чем заканчивается комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»?
а) свадьбой;
б) немой сценой;
в) отъездом Хлестакова за границу.
А6. Что пожаловал Петруша Гринёв вожатому (Пугачёву)?
а) заячий тулуп;
б) трость;
в) прошлогодний журнал.
А7. К какому литературному направлению можно отнести пьесу Фонвизина «Недоросль»?
а) романтизм;
б) реализм;
в) классицизм.
А8. Определите жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
а) баллада;
б) элегия;
в) поэма-исповедь.
А9. Идея произведения - это:
а) то, о чём написал автор;
б) композиция;
в) главная обобщающая мысль произведения.
А10. Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
в) первое появление главного героя.
А11. Образное средство языка:
а) кульминация;
б) зачин;
в) эпитет.
А12. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «… и одна // Лишь тучка кралася за ней»?
а) олицетворение;
б) сравнение;
в) метонимия.
А13. Какое средство выразительности использует М.Ю.Лермонтов в строках: «Я был чужой // Для них навек, как зверь степной»?
а) сравнение;
б) олицетворение;
в) метонимия.
Блок 2. (Б) Задание с кратким ответом.
Б1. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали».
Б2. Укажите героя произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» по данному отрывку: «(он) был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен. Он с большой весёлостью описал мне семейство коменданта, его общество и край…»
Б3. Какому герою произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» принадлежат эти слова: «С хорошенькими актрисами знаком… С Пушкиным на дружеской ноге…»?
Б4. Каким стихотворным размером написано произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
Б5. С каким зверем вступил в схватку Мцыри?
Б6. Укажите год рождения М.Ю.Лермонтова.
Б7. Напишите имя императрицы, способствующей счастью Петра Андреевича и Марьи Ивановны («Капитанская дочка» А.С.Пушкина).
Б8. Какой троп использует М.Ю.Лермонтов в следующей стихотворной строке: «И гордый непреклонный взор»?
Ответы
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
А1 | б | а |
А2 | в | б |
А3 | в | а |
А4 | а | в |
А5 | б | б |
А6 | в | а |
А7 | а | в |
А8 | в | в |
А9 | б | в |
А10 | в | а |
А11 | б | в |
А12 | б | а |
А13 | в | а |
Б1 | Петруша Гринёв | Вожатый (или) Пугачёв |
Б2 | Мцыри | Швабрин |
Б3 | К монаху | Хлестакову |
Б4 | С барсом | Ямбом |
Б5 | 1799 | С барсом |
Б6 | Екатерина II | 1814 |
Б7 | Эпитет | Екатерина II |
Б8 | Сравнение | Эпитет |