Контрольно-измерительные материалы
для проведения текущего контроля по теме « Творчество А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Теркин»(главы)»
По предмету «Литература»
8 класс
КИМы составлены учителем русского языка и литературы Казаковой Л.В.
Учебный год: 2019-2020
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Код раздела и элемента | Элементы содержания | Требования, проверяемые в ходе работы | Номер задания, тип задания | Трудные вопросы ВПР | Трудные вопросы ОГЭ | Трудные вопросы ЕГЭ | Трудные вопросы PISA |
|
| | Аргументировать свою точку зрения; выразительно читать; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста; анализировать тексты с позиции идейно-тематической направленности. Определять значение картин быта XVIII в. для понимания характеров и идеи произведения Сопоставлять литературных героев с их прототипами. Установление причинно-следственных связей. Применение полученных знаний на практике. | 1.1.,Б 1.2.Б 1.3,Б 1.4.,Б 1.5,Б 1.7,Б 1.8,Б 1.10,Б 1.11,Б 13,П | | | | |
7.16 | Портрет, пейзаж. Литературный герой | Установление причинно-следственных связей. Применение полученных знаний на практике. | 1.6,Б | | | | |
7.20 | Портрет. Интерьер. Символика. Композиция литературного произведения . | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | 1.6,Б | | | | |
7.25 | Художественная деталь | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | 1.6,Б 1.9,Б 12,П | | | | |
| | Установление причинно-следственных связей. Применение полученных знаний на практике. | | | | | |
1.2.5. | Написание сочинений, писем, текстов иных жанров | соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета аргументировать собственную позицию, доказывать её, приводя аргументы из различных областей знания, жизненного и читательского опыта | | + | + | + | + |
1.4.9 | Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). | | 14,П 15,П | + | + | + | + |
2.Спецификация
контрольной работы по литературе в 8 классе
1.Назначение КИМ
Форма проведения: контрольная работа
Цель: проверить соответствие знаний, умений и основных видов учебной деятельности обучающихся требованиям к планируемым результатам обучения по теме
«А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин»(главы)».Результаты работы могут быть использованы для организации занятий по коррекции предметных и метапредметных результатов, которых достигли обучающиеся по данной теме
2.Используемые источники при составлении КИМ:
Оценочные материалы с сайта ФИПИ, Контрольные работы по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 5 класс»/Л.Н.Гороховская, О.Б.Марьина; Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 классы./Е.Л.Демиденко
3. Характеристика заданий
Распределение заданий по частям работы
Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Часть1 | Задания с выбором ответа | 5 | 5 |
Часть 2 | Задания с кратким ответом | 4 | 8 |
Часть3 | Развернутый ответ в виде небольшого сочинения | 1 | 11 |
Итого | | 10 | 24 |
4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый | 9 | 13 |
Повышенный | 1 | 11 |
Итого | 16 | 24 |
5. Рекомендации по проведению
Время работы 40 минут. При проведении работы дополнительные материалы не используются.
6. Критерии оценивания
1. Задания части 1 оцениваются :
1 балл-задание выполнено верно
0 баллов- задание выполнено неверно или не выполнено
2. Задания части 2 оцениваются :
2 балла- верно выполнено задание
0 баллов – задание выполнено неверно или невыполнено
Критерии оценивания сочинения( часть 3)
Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов | Баллы |
а) обучающийся даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию (при анализе стихотворений учитывая авторский замысел); при необходимости формулирует свою точку зрения; аргументирует свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом, не подменяя анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют | 2 |
б) обучающийся понимает суть вопроса, но не даёт на него прямого ответа, и/или искажает авторскую позицию (при анализе стихотворений искажает авторский замысел), и/или ограничивается изложением своей точки зрения, и/или не все тезисы аргументирует, и/или отчасти подменяет анализ пересказом ошибки текста, и/или допускает одну-две фактические | 1 |
в) обучающийся не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает более двух фактических ошибок | 0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдены смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения, допущено не более 1 логической ошибки. 2.Допущено более 1 логической ошибки | 1 балл 0 баллов |
Грамотность письменной речи I. Соблюдены орфографические нормы. Допущена 1 ошибка. Допущено более 1 ошибки | 2 балла 1 балл 0 баллов |
Грамотность письменной речи Соблюдены пунктуационные нормы. Допущены 1 - 2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. | 2 балла 1 балл 0 баллов |
Грамотность письменной речи Соблюдены языковые (грамматические) нормы. Допущены 1 - 2 ошибки. Допущено более 2 ошибок | 2 балла 1 балл 0 баллов |
Грамотность письменной речи Соблюдены речевые нормы. Допущены 1 - 2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. | 2 балла 1 балл 0 баллов |
ИТОГО | 11 баллов |
7.Максимальное количество баллов за работу: 24
8. Шкала перевода баллов в отметку:
Первичный балл | 24-22 | 21 - 19 | 18 - 13 | 12-8 | Ниже 8 |
Уровень | высокий | повышенный | базовый | пониженный | низкий |
Отметка | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9. Варианты КИМ
Часть I
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
И чтоб знали, чем силен, Скажем откровенно:
Красотою наделен
Не был он отменной,
Не высок, не то чтоб мал, Но герой-героем.
На Карельском воевал – За рекой Сестрою.
И не знаем почему, – Спрашивать не стали, – Почему тогда ему
Не дали медали.
С этой темы повернем, Скажем для порядка:
Может, в списке наградном Вышла опечатка.
Не гляди, что на груди, А гляди, что впереди!
В строй с июня, в бой с июля, Снова Теркин на войне.
1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
послание;
поэма;
басня;
баллада.
2.Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
открывает повествование;
завершает повествование;
является кульминацией сюжета;
является одним из этапов развития сюжета.
3.Как называется художественно-выразительное средство, использованное А. Т.Твардовским в следующих словосочетаниях: «парень обыкновенный», «в списке наградном»?
метафора;
эпитет;
олицетворение;
сравнение.
4.Из какой главы произведения А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» взят данный выше фрагмент?
«На привале»;
«От автора»;
«Переправа»;
«О войне».
5.С какой целью автор описывает героя так: «Просто парень сам собой…»?
выявляет отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни;
наделяет его чертами былинного героя;
подчёркивает романтичность характера героя;
подчёркивает схожесть героя с обычными людьми; такой, как все.
Часть 2
Задания 6- 10 требуют записи слова (нескольких слов)
6.. В строках «Красотою наделён / Не был он отменной…» использован синтаксический приём, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот синтаксический приём.
7.. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Красотою наделён …»).
8.. Укажите название стиля речи, использованного в следующих строках: «С этой темы повернём, / Скажем для порядка…».
9.. Определите размер, которым написан фрагмент.
Часть 3
10. Как воспринимаются слова А. Т. Твардовского о том, что Тёркин - «парень сам собой / Он
обыкновенный»? Поясните свою мысль.
( Дайте развернутый аргументированный ответ. Приведите необходимые цитаты. Объем не менее 70 слов)