СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы»

11 класс контрольная работе по теме: «Металлы».


1. Химический элемент, у которого распределение электронов в атоме по электронным слоям 2, 8, 8, 1 в периодической системе Д.И. Менделеева расположен

1) в 4 периоде, I группе 2) в 4 периоде, II группе

3) в 3 периоде, I группе 4) в 3 периоде, II группе

2. Распределение электронов по электронным слоям 2, 8, 8, 2 соответствует строению атома

1) хрома 2) кальция 3) алюминия 4) калия

3. Какую электронную конфигурацию имеет атом наименее активного металла?

1) 1s2 2s1 2) 1s2 2s22p6 3s1 3) 1s1 4) 1s2 2s22p6 3s23p6 4s1

4. Какую электронную конфигурацию имеет атом наиболее активного металла?

1) 1s2 2s22p1 2) 1s 22 s22 p6 3 s1 3) 1s2 2 s2 4) 1 s2 2 s22 p6 3 s23 p1

5. Степень окисления, равную +6, атом хрома имеет в соединении

1) CrCI3 2)K2Cr2O7 3)Cr2S3 4) KCrO2

6. Наименьшую степень окисления марганец имеет в соединении

1) MnSO4 2) MnO2 3) K2MnO4 4) Mn2O3

7. Верны ли следующие суждения о щелочных металлах:

А. Во всех соединениях они имеют степень окисления +1;

Б. С неметаллами они образуют соединения с ионной связью?

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. В каком ряду простые вещества расположены в порядке уменьшения металлических свойств?

1) Ba, Sr, Ca 2) Li, Na, K 3) Be, Mg, Ca 4) AI, Mg, Na

9. Амфотерным оксидом является

1) MgO 2) P2O5 3) Cr2O3 4) SO3

10. Кислотным оксидом является

1) Fe2O3 2) K2O 3) MgO 4) CrO3

11. Какой из металлов не вытесняет водород из разбавленной серной кислоты? 1) железо 2) хром 3) медь 4) цинк

12. С водой без нагревания реагирует

1) цинк 2) медь 3) железо 4) калий

13. Восстановительные свойства железо проявляет в реакции:

  1. Fe2O3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2O

  2. 2FeCI2 + CI2 = 2FeCI3

  3. 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

  4. FeCI2 + 2KOH = Fe(OH)2 + 2KCI

14. Только восстановительные свойства проявляет

1) фосфор 2) бром 3) цинк 4) сера

15. В схеме превращений X1 X2

AI(OH)3 → Y → AI(OH)3

веществами Х1 иХ2 могут быть соответственно

1) K2SO4 и KOH 2) NaCI и HCI 3) Na2SO4 и H2SO4 4) HNO3 и NaOH

16. В схеме превращений X Y

Cr → CrCI3 → Cr(OH)3

веществами X и Y могут быть соответственно

1) CI2 и H2O 3) NaCI и KOH

2) CI2 и NaOH 4) HCI и KOH

17. Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза его водного раствора на инертных электродах.

Формула вещества

Продукты электролиза

А) AI2(SO4)3

1) гидроксид металла, кислота

Б) CsOH

2) металл, галоген

В) Hg(NO3)2

3) металл, кислород

Г)AuBr3

4) водород, галоген


5) водород, кислород


6) металл, кислота, кислород




18. Установите соответствие между формулой вещества и продуктом, который образуется на инертном аноде в результате электролиза его водного раствора

Формула вещества

Продукт электролиза на аноде

А) NiSO4

1) CI2

Б) NiCI2

2) O2

В) NiF2

3) H2

Г) K2S

4) S


5) SO2


6) HF


19. При взаимодействии раствора, содержащего 320 г гидроксида бария с раствором, содержащим 227,2 г сульфата натрия, получили 312 г сульфата бария. Определите выход продукта реакции от теоретически возможного.

20. В раствор, содержащий 1,6 г сульфата меди (II), поместили 0,48 г железных опилок. Масса получившейся в результате реакции меди составила 0,48 г. определите выход продукта реакции от теоретически возможного.

21. Осуществите превращения:

1 2 3

AI → AICI3 → AI(OH)3 → AI2O3

Уравнения 1,2 приведите в ионном виде.

22. Осуществите превращения:

1 2 3

Fe → FeCI2→ Fe(OH)2 → Fe(OH)3


Уравнение 2 приведите в ионном виде, к уравнению 3 приведите электронный баланс.


Упражнение. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ.

  1. Определите вид химической связи в веществах: Na2O, CuSO4, HNO3, Fe(OH)3, K2CO3, KOH, H2S, SO3 , Mg, MgO, F2, CH4.

  2. Определите вид химической связи в веществах: Na2SO4, H2SO3, Zn(OH)2, CO2 , KNO3, LiOH, H2, К2O Cl2O7, СuCl2, Al(OH)3, K.

  3. Определите вид химической связи в веществах: Na2SO4, H2SO4, N2O3, Zn (OH)2, CO, KNO2, RbOH, HCl, Mg, КСl, N2, H2S.

  4. Определите вид химической связи в веществах: KOH, CuO, Zn, H3PO4, Pb(OH)2, BaCO3, P2O5, H2SiO3, Fe, S, KNO3.

  5. Определите вид химической связи в веществах: Cl2O7, CaCO3, SO3, Al(OH)3, Mg, KCl, HNO3, NaOH, Cl2, Al , MgO, H2SO4 .

  6. Определите вид химической связи в веществах: CuSO4, P4 , HNO3, Fe(OH)3, KOH, H2S, SO3, Mg, Na2O, Cu, СаО, P2O5.

  7. Определите вид химической связи в веществах: Na2SO4, H2 , H2SO3, Cu(OH)2, CO2, CuO, H3PO4, S8, Al2O3, HCl, NaOH, Ba.

  8. Определите вид химической связи в веществах: O3, , MgO, KOH, Pb, CO3, H2SiO3, KNO3 MgO, H2SO4, Be(OH)2, CuS, LiOH.


Упражнение. ОВР


Используя метод электронного баланса, составьте уравнения реакций. Определите окислитель и восстановитель.

В-1

  1. Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2S + H2O

  2. Р + HIO3 + H2O → H3PO4 + HI

  3. KClO3 + Na2SO3 → KCl + Na2SO4

  4. KМnO4 + HBr → Br2 + KBr + MnBr2 + H2O

В-2

  1. FeS + HNO3 → Fe(NO3)2 + S + NO + H2O

  2. AsH3 + HNO3→H3AsO4 + NO2 + H2O

  3. Br2 + HNO2 + H2O = HNO3 + HBr

  4. Mg + HNO3,конц = Mg(NO3)2 + N2O + H2O


Контрольная работа «Вещества и их свойства»



Вариант 1


1.Назовите вещества среди перечисленных ниже веществ, у которых сильнее выражены:

А.Кислотные свойства:

а) Н2SO4 или H2TeO4 б) NH3 или H2S.

Б.Основные свойства:

a) NaOH, Mg(OH)2, Al(OH)3. б) Fe(OH)2, Fe(OH)3.

В. Свойства восстановителя:

а) Mg, Ca, Sr; б) К, Ca, Sc.

Г. Свойства окислителя: а) H2S, SO2, SO3.

Объясните почему.


2.С какими из перечисленных веществ может вступать гидроксид калия:

Mg, HNO3, CaO, CuSO4, CO2?

Напишите уравнения реакций.



Вариант 2


1.Назовите вещества среди перечисленных ниже веществ, у которых сильнее выражены:

А.Кислотные свойства:

а) Н2SO4 или H2SO3 б) HNO3 или H3PO4

Б.Основные свойства:

a) NaOH, KOH, LiOH б) Cu(OH)2, CuOH

В. Свойства восстановителя:

а) Li, Be, B. б) NH3, HNO3, HNO2.

Г. Свойства окислителя: а) S, P, Cl.

Объясните почему.


2.С какими из перечисленных веществ может вступать разбавленная серная кислота: Mg, HNO3, CaO, BaCl2, CO2,Cu?

Напишите уравнения реакций.




Вариант 4


1.Назовите вещества среди перечисленных ниже веществ, у которых сильнее выражены:

А.Кислотные свойства:

а) HF, HCl, HBr. б) HClO, HClO4,HClO3

Б.Основные свойства:

a) Mn(OH)2, Mn(OH)3. б) Ca(OH)2, Ba(OH)2.

В. Свойства восстановителя:

а) CH4, C, H2CO3 б) К, Na, Li.

Г. Свойства окислителя: а) H2S, H2SO3, H2SO4.

Объясните почему.


2.С какими из перечисленных веществ может вступать концентрированная азотная кислота: Сг, H2SO3, CaO, Cu(OH)2, CO2, Cu?

Напишите уравнения реакций.




Вариант 3


1.Назовите вещества среди перечисленных ниже веществ, у которых сильнее выражены:

А.Кислотные свойства:

а) Н2S или H2Te б) H2SO3 или H24

Б.Основные свойства:

a) Sn(OH)2, Pb(OH)2, Ge(OH)2. б) Cr(OH)2, Cr(OH)3.

В. Свойства восстановителя:

а) Mg, Al, Si; б) Si, SiH4, SiO2.

Г. Свойства окислителя: а) NH3, HNO3, HNO2.

Объясните почему.


2.С какими из перечисленных веществ может вступать гидроксид натрия:

Mg, H2SO4, CaO, FeCl3, SO2?

Напишите уравнения реакций.




Упражнение. Окислительно-восстановительные реакции

Используя метод электронного баланса, составьте уравнения реакций. Определите окислитель и восстановитель.

  1. I2 + Cl2 + H2O → HIO3 + HCl

  2. HCl + CrO3 → Cl2 + CrCl3 + H2O

  3. MnO2 + O2 + KOH → K2MnO4 + H2O

  4. C + HNO3,конц → CO2 + NO2 + H2O

  5. H2SO3 + HClO3 → H2SO4 + HCl

  6. Au + HNO3 + HCl → AuCl3 + NO + H2O

  7. FeS + HNO3 → Fe(NO3)2 + S + NO + H2O

  8. P + HClO3 + H2O → H3PO4 + HCl

  9. H2S + Cl2 + H2O → H2SO4 + HCl


Упражнение

Химическое равновесие.

Предложите все способы смещения равновесия в правую сторону:


В

В-2

  1. CO2 + C(ТВ)  2 СО - Q

  2. H2 + Cl2  2HCl + Q

  3. C2H4(г) + H2(г)  C2H6(г) +Q

  4. N2O  2NO +Q

  5. PCl3(г) + Сl2(г)  PCl5(тв) +Q

  6. SO2 + O2  2 SО3 + Q

-1

  1. 2NO + Cl2  2 NOCl + Q

  2. 3Fe2O3(тв) + CO  2 Fe3O4 + CO2 + Q

  3. C2H4 + H2O C2H5OH

  4. N2 + O2  2NO - Q

  5. CaCO3 (ТВ)  СО2 + CaO - Q

  6. H2 + Br2  2HBr + Q



Упражнение

ГИДРОЛИЗ

I. Какой характер имеет среда при гидролизе:

  1. Соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой?

  2. Соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой?

  3. Соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой?

  4. Соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой?


II. Лабораторная работа.

Перед вами на столе находится растворы следующих солей:NaNO3; K2S; AlCl3; (NH4)2S.

С помощью индикатора, определите среду каждого раствора, дайте характеристику природе соли. Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

III. Выберите соответствие:

1. Cu(NO3)2 а) рН

2. Na3PO4 б) рН = 7

3. K2SO4 в) рН 7


Тест оксиды и гидриды неметаллов


В-1

1.Назовите вещества, у которых сильнее выражены:

А.Кислотные свойства:

а) HF, HCl, HBr.

б) HClO, HClO4,HClO3

Б.Основные свойства:

a) Mn(OH)2, Mn(OH)3.

б) Ca(OH)2, Ba(OH)2.

Ответ обоснуйте.

2.Какие оксиды, из числа приведенных ниже, имеют кислотный характер?

1) P2O5 , 2) Mn2O7 , 3) SO3, 4) Na2O, 5)Al2O3

3. Какая из приведенных ниже групп формул оксидов характеризуется возрастанием основного характера?

1) CaO, Al2O3, CO2

2) Cl2O7, Al2O3, Na2O

В-2

1.Назовите вещества, у которых сильнее выражены:

А.Кислотные свойства:

а) Н2S или H2Te

б) H2SO3 или H24

Б.Основные свойства:

a) Sn(OH)2, Pb(OH)2, Ge(OH)2.

б) Cr(OH)2, Cr(OH)3.

Ответ обоснуйте.

2.Какие оксиды, из числа приведенных ниже, имеют кислотный характер?

1) N2O5, 2) MgO, 3) CO, 4) N2O, 5)Cl2O7.

3.Какая из приведенных ниже групп формул оксидов характеризуется уменьшением основного характера?

  1. Cr2O3, PbO, CO

  2. CaO, ZnO, Cl2O7


В-3

1.Назовите вещества, у которых сильнее выражены:

А.Кислотные свойства:

а) Н2SO4 или H2SO3

б) HNO3 или H3PO4

Б.Основные свойства:

a) NaOH, KOH, LiOH

б) Cu(OH)2, CuOH

Ответ обоснуйте.

2.Какие оксиды, из числа приведенных ниже, имеют кислотный характер?

1) Cl2O7, 2) ZnO, 3) Al2O3 , 4) Mn2O7 , 5) SiO2

3.Какая из приведенных ниже групп формул оксидов характеризуется уменьшением основного характера?

1) BaO, BeO, SiO2 . 2) ZnO, Cl2O7, CaO.

В-4

1.Назовите вещества, у которых сильнее выражены:

А.Кислотные свойства:

а) Н2SO4 или H2TeO4

б) РH3 или H2S.

Б.Основные свойства:

a) NaOH, Mg(OH)2, Al(OH)3.

б) Fe(OH)2, Fe(OH)3.

Ответ обоснуйте.

2.Какие оксиды, из числа приведенных ниже, имеют кислотный характер?

1) SO3, 2) Na2O, 3) Al2O3, 4) N2O5, 5) Mn2O7

3.Какие оксиды, из числа приведенных ниже, имеют амфотерный характер?

1) SO2, 2) FeO, 3) Cl2O7, 4) ZnO, 5) Al2O3 , 6) Na2O, 7) Cr2O3.


Контрольная работа по теме «Химические реакции» (вариант1)

В-1


  1. Определите тип реакции:

С2Н4 + Н2  С2Н6

Na Cl + AgNO3 = AgCl + NaNO3

CaO + H2O = Ca(OH)2 + Q

  1. Предложите все способы смещения равновесия в правую сторону:

H2 + Br2  2HBr + Q

CO2 + C(ТВ)  2 СО - Q

PCl3(г) + Сl2(г)  PCl5(тв) +Q

3. Задача. Во сколько раз увеличится скорость прямой и обратной реакции: 2NO + Cl2  2 NOCl , при увеличении давления в 3 раза? В какую сторону сместится равновесие?

4. В каком из растворов щелочная среда:

КCl, Cu(NO3)2, Na2SiO3? Докажите это уравнением реакции.


В-2


1. Определите тип реакции:

С(тв) + СО2  2СО - Q

2KMnO4 = K2MnO4 + O2 + MnO2

K2O + H2O = 2KOH + Q

2. Предложите все способы смещения равновесия в правую сторону:

N2 + O2  2NO - Q

SO2 + O2  2 SО3 + Q

N2O  2NO +Q

3. Задача. Во сколько раз увеличится скорость прямой и обратной реакции:

H2 + Cl2  2 HCl , при увеличении давления в 4 раза? В какую сторону сместится равновесие?

4. В каком из растворов кислая среда:

Na2CO3, AlCl3, КNO3? Докажите это уравнением реакции.


В-3

1.Определите тип реакции:

СuO+ Н2  Сu + H2O + Q

Na2CO3 + 2HNO3 = NaNO3 + H2O + CO2

2NO + Cl2  2 NOCl + Q

2.Предложите все способы смещения равновесия в правую сторону:

H2 + Cl2  2HCl + Q

CaCO3 (ТВ)  СО2 + CaO - Q

C2H4(г) + H2(г)  C2H6(г) +Q

3. Задача. Во сколько раз увеличится скорость реакции Zn + 2НCl Н2 + ZnCl2 при увеличении температуры от 00С до 400С, если температурный коэффициент скорости равен 3 ?

4. В каком из растворов кислая среда:

К2SO4, Zn (NO3)2, К2S? Докажите это уравнением реакции.


В-4

1.Определите тип реакции:

Zn + 2НCl Н2 + ZnCl2

2NH4NO3 = 2N2 +4H2O + O2 - Q 3Fe + 2O2 = Fe3O4 + Q

2.Предложите все способы смещения равновесия в правую сторону:

C2H4 + H2O C2H5OH

3Fe2O3(тВ) + CO  2 Fe3O4 + CO2 + Q

N2 (г) +3H2 (г)  2NH3 (г) +Q

3. Задача. Во сколько раз увеличится скорость реакции:

СН4 + 2О2 СО2 + 2H2O,

при увеличении давления в 3 раза?

4. В каком из растворов щелочная среда:

MgCl2, KNO3, Na2SO3? Докажите это уравнением реакции.


Контрольная работа «Химические реакции» (вариант 2)



В-1

1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

S + HNO3 = H2SO4 + NO2 + H2O

NH3+ O2 = NO + H2O


2. Запишите уравнение реакции в полном и сокращенном виде:

CaCO3 + HCl =

NaOH + AlCl3 =


3. Запишите уравнение гидролиза, определите среду раствора:

Na2SO4

K2S

PbCl2



В-2

1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

P + KClO3 = KCl + P2O5

ZnS + O2 = ZnO + SO2


2. Запишите уравнение реакции в полном и сокращенном виде:

NiSO4 + KOH =

Na2S + HCl =


3. Запишите уравнение гидролиза, определите среду раствора:

CuCl2

K2CO3

LiCl


Контрольная работа

«Химические реакции»

В-3

1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

Zn + HNO3 = Zn(NO3)2 + NO + H2O

FeCl3 + KI = FeCl2 + I2 + KCl


2. Запишите уравнение реакции в полном и сокращенном виде:

MgCO3 + HNO3 =

NaOH + FeCl3 =


3. Запишите уравнение гидролиза, определите среду раствора:

Mg (NO3)2

K2SO4

Na2SiO3



Контрольная работа

«Химические реакции»

В-4

1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

As + HNO3 + H2O = H3 AsO4+ NO

NH3+ O2 = NO + H2O


2. Запишите уравнение реакции в полном и сокращенном виде:

H3 PO4 + NaOH =

BaCO3 + HCl =


3. Запишите уравнение гидролиза, определите среду раствора:

K2SO4

Mn (NO3)2

NaNO3


Контрольная работа «Решение задач. Химические реакции» (вариант 3)


В-1

  1. При охлаждении реакционной смеси с 50 до 20 оС скорость реакции уменьшилась в 27 раз. Вычислите температурный коэффициент реакции.

  2. Температурный коэффициент реакции равен 2. На сколько градусов нужно повысить температуру, чтобы скорость реакции возросла в 16 раз?

  3. Во сколько раз увеличится скорость реакции 4NH3 +5O2 4NO + 6H2O при увеличении давления в 2 раза?

  4. Как сместить равновесие в сторону прямой реакции:

а) 2SO2(г) + O2  2SO3(г) + Q

б) 2 C2H2 + 5O2  4 CO2 + 2 H2O+ Q

в) C4H10  C4H8 + H2 Q.

5. Рассчитайте количество теплоты, выделившееся при сжигании 10г железа по уравнению: 3Fe + 2O2  Fe3O4 + 1116 кДж.



В-2

  1. Определите во сколько раз увеличилась скорость реакции при повышении температуры с 50 до 80 оС , если температурный коэффициент реакции равен 3.

  2. Как изменится скорость реакции 2А(г) + В(г)  2АВ при повышении давления в 3 раза?

  3. Во сколько раз увеличится скорость реакции 2Р+ 5Cl2  2РCl5 при увеличении концентрации исходных веществ в 2 раза?

  4. Как сместить равновесие в сторону прямой реакции:

а) 2NО(г) +Cl2  2NOCl (г) + Q

б) 2 CО(г) + 5O2  2CO2(г) + Q

в) C2H4(г)  C2H2(г) + H2 (г) Q.

  1. Рассчитайте количество теплоты, выделившееся при сжигании 1кг угля, если тепловой эффект химической реакции 393,5 кДж.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по теме «СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА»

В - 1

  1. Определите вид химической связи в веществах: Na2O, CuSO4, HNO3, Fe(OH)3, K2CO3,KOH, H2S, SO3.

  2. Изобразите электронное строение молекул образованных элементами: а) Мg и О, б) Р и Cl

  3. К 150 г 10%-го раствора соли добавили 50 г воды, найдите процентную концентрацию полученного раствора.

  4. Объясните, какое пространственное строение имеет молекула ВеCl2, укажите вид гибридизации, форму молекулы.


В-2

  1. Определите вид химической связи в веществах: Na2SO4, H2SO3, N2O3, Zn (OH)2, CO2 , KNO3, LiOH, HCl.

  2. Изобразите электронное строение молекул образованных элементами: а) Аl и О, б) С и Cl

  3. К 30 г 20%-го раствора соли добавили 10 г воды, найдите процентную концентрацию полученного раствора.

  4. Объясните, какое пространственное строение имеет молекула ВCl3, укажите вид гибридизации, форму молекулы.




В-3

  1. Определите вид химической связи в веществах: KOH, CuO, H3PO4, Pb(OH)2, BaCO3,P2O5, H2SiO3, KNO3.

  2. Изобразите электронное строение молекул образованных элементами: а) Na и P, б) N и H

  3. К 800 г 20%-го раствора соли добавили 100 г воды, найдите процентную концентрацию полученного раствора.

  4. Объясните, какое пространственное строение имеет молекула CH4, укажите вид гибридизации, форму молекулы.




В-4

  1. Определите вид химической связи в веществах: Cl2O7, CaCO3, Al(OH)3, KCl, HNO3, NaOH, MgO, H2SO4 .

  2. Изобразите электронное строение молекул образованных элементами: а) Ca и Cl, б)Si и H

  3. К 250 г 2%-го раствора соли добавили 150 г воды, найдите процентную концентрацию полученного раствора.

  4. Объясните, какое пространственное строение имеет молекула NH3, укажите вид гибридизации, форму молекулы.

  5. ТЕСТ

Строение атома и ПСХЭМ

Вставьте пропущенные слова в тексте.

  1. Атом - это частица , состоящая из ...

  2. Атомное ядро состоит из ... и ...

  3. Протон - элементарная частица, имеющая массу приблизительно ... и заряд
    равный .... Для протона принято обозначение

  4. Нейтрон - элементарная частица, имеющая массу приблизительно ... и заряд
    равный .... Для нейтрона принято обозначение ….

  5. Порядковый номер химического элемента показывает ... или число элементарных
    частиц - ... , входящих в состав атомного ядра.

  6. Химический элемент - это ... заряд ядра.

7. Определить состав атомного ядра - это значит найти число ... и ...


Упражнение. Строение вещества

Даны вещества: ВеСl2, BF3, CF4, PF5, SF6, IF6.

Ответьте на вопросы:

  1. Что различного у всех этих веществ?

  2. Как изменяется степень окисления центрального атома?

  3. Что общего у этих веществ?

  4. Как будет изменяться тип гибридизации центрального атома?

: :

Задание №

Вариант 1

1. Какие элементы, порядковые номера которых приведены ниже,

а) являются р-элементами

1) 4, 2) 11, 3) 20, 4) 29, 5) 38, 6) 55, 7) 89

б) являются s – элементами:

1) 14, 2) 18, 3) 20, 4) 24, 5) 38, 6) 40, 7) 52, 8) 82?

2. На основании положения элемента в периодической системе выведите формулы его высшего оксида и гидроксида и укажите их характер:

Элемент

Оксид

Гидроксид

Характер

Zn




Ag




P




Sn





3. Как изменяются свойства элементов с увеличением порядкового номера элемента в периодах:

а) металлические уменьшаются, неметаллические увеличиваются;
б) металлические и неметаллические увеличиваются;
в) металлические и неметаллические уменьшаются;
г) металлические увеличиваются, неметаллические уменьшаются?

4. Металлический характер свойств элементов в ряду Mg—Са—Sr—Ва:

1.уменьшается;

2.возрастает;

3.не изменяется;

4.уменьшается, а затем возрастает.


5. Выберите электронную формулу атома натрия:

а) 1s22s22p1;
б) 1s22s22p63s23p3;
в) 1s22s22p63s1;
г) 1s22s22p63s2


6. Сравните валентные возможности атомов хлора и фтора.



Вариант 2

1. Какие элементы, порядковые номера которых приведены ниже,

а) являются s-элементами:

1) 14, 2) 18, 3) 20, 4) 24, 5) 38, 6) 40, 7) 52, 8) 82.

б) являются d- элементами:

1) 4, 2) 11, 3) 20, 4) 29, 5) 38, 6) 55, 7) 89.

2.На основании положения элемента в периодической системе выведите формулы его высшего оксида и гидроксида и укажите их характер:

Элемент

Оксид

Гидроксид

Характер

Sr




Cr




РЬ




S





3. У какого элемента в большей степени выражены металлические свойства?

1) калий,
2) цезий,
3) рубидий,
4) серебро,
5) натрий,
6) алюминий.

4. Неметаллический характер свойств элементов в ряду N—P—As—Sb—Bi:

(1)уменьшается;

(2)возрастает;

(3)не изменяется;

(4)уменьшается, а затем возрастает.

5. Выберите электронную формулу атома фосфора:

а) 1s22s22p1;
б) 1s22s22p63s23p3;
в) 1s22s22p63s1;
г) 1s22s22p63s2

6. Сравните валентные возможности атомов серы и хлора


Упражнение 1. МЕТАЛЛЫ

Ответьте на вопросы:

  1. Каких элементов больше: металлов или неметаллов?

  2. Где в ПСХЭМ располагаются металлы?

  3. Каковы особенности строения атомов металлов?

  4. Какая химическая связь существует у металлов?

  5. Какой металл лучше всех проводит электрический ток?

  6. Назовите самые легкоплавкие и самые тугоплавкие металлы.

  7. От чего зависит масса веществ? Назовите самые легкие и самые тяжелые металлы.

  8. Назовите самые мягкие и самые твердые металлы.

  9. Объясните явление аллотропии (полиморфизма)?


Упражнение 2. Металлы.


Нахождение в ПСХЭМ.

  1. Изобразите схематично, где располагаются металлы в ПСХЭМ.

  2. Выберите и запишите правильный ответ: металлические элементы – это s, p,d или f элементы.


Строение атома.

  1. Укажите число электронов на последнем уровне металлов: …) ? - ?.

  2. Запомните: Ме0 – nе-  Ме+n - всегда!!!

восстановитель

Химические свойства.

Укажите стрелками направление изменения свойств:

г руппа г руппа г руппа г руппа


Ме свойства Rа ЭО - е- (восстановитель)

электроотрицть

период период период период


Физические свойства:

  1. Дайте объяснение понятия «Металлическая связь».

  2. Приведите примеры металлов:

- самый легкий металл…

- самый тяжелый металл…

- самый мягкий металл…

- самый тугоплавкий металл…

- лучше всех проводит электрический ток…

- самый пластичный металл…

- лучший металлический блеск (оптические свойства) имеет…

- жидкий металл…

Упражнение

ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.


З

Простые вещества

аполните схемы: 1.





Примеры….. Примеры…..





2 .





Примеры….. Примеры….. Примеры…



Основания


3 .





Примеры….. Примеры….. Примеры…


4.

Кислоты






Примеры….. Примеры…





5.




Примеры….. Примеры….. Примеры…


Упражнение

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ


  1. Прочитайте §17 (с.176-178), рассмотрите схему 7, заполните схему названиями классов веществ.


Н еорганические вещества










Приведите примеры формул под названиями каждого класса веществ.

  1. На какие группы делятся оксиды? Приведите примеры.

  2. Как классифицируют основания? Приведите примеры.

  3. Кислоты классифицируют:

  • по числу атомов водорода, способных замещаться на металл,

  • по наличию кислорода

  • по степени диссоциации.

Запищите примеры для каждого случая.

  1. Какие классы веществ относятся к гидроксидам? Приведите примеры.

  2. Какие группы солей существуют? Приведите примеры.


Упражнение

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.


Органические вещества можно классифицировать: по характеру углеродной цепи, функциональным группам, качественному составу.

Найдите в тексте § ответы на следующие вопросы:

  1. Известно, что атомы углерода образуют различного вида цепи. Назовите виды цепей в органических соединениях.

  2. Какие связи бывают в органических соединениях?

  3. Какие функциональные группы бывают в органических соединениях?

  4. Заполните следующие таблицы:

Ациклические

углеводороды

Предельные

Непредельные

алканы

алкены

алкадиены

алкины

Общая формула





Формула и названия веществ

(по 2 примера )






Циклические

соединения

Карбоциклические

Гетероциклические

Циклоалканы

(алициклические)

Ароматические

(арены)

Общая формула




Формула и

названия веществ

(по 2 примера )





Функциональные

группы

Спирты

Альдегиды

Карбоновые

кислоты

Полифункциональные орг.соед.

Функциональная

группа





Формула и

названия веществ

(по 2 примера )








Упражнение

НЕМЕТАЛЛЫ.


  1. Прочитайте текст учебника стр. 72-73. Заполните таблицу.

Критерии различий

Металлы

Неметаллы

  1. Строение атома.

  2. Положение в ПСХЭМ

  3. Физические свойства:

    • Агрегатное состояние

    • Цвет

    • Температуры плавления

  4. Кристаллические решетки

  5. Окислительно-восстановительные свойства.




  1. Прочитайте стр. 73-75. Заполните трехчастный дневник.

Цитата

Комментарии

Вопрос к цитате







Упражнение

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ


Задание №1.


1. Определите класс веществ:

а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН3 б) СН2 = С – СН2 - СН3

l

О СН3

в) СН3- СН2-СН2-СН2- С/ / г) СН3-СН2-СН2-ОН

\ ОН


д) СН3 - СН = СН – СН = СН - СН3 е) СН3 – О – СН2- СН3


2. Определите класс веществ:

а) СН3 - СН2 - СН = СН - СН2 - СН3 б) СН3 - СН – СН2 - СН3

l

СН3

О

в) СН3- СН2-СН2-СН2- С/ / г) СН3-СН2-СН2- СН2-СН2-ОН

\ Н

СН2


д) СН3 - С С – СН2 – СН2 - СН3 е)

СН2 СН2


Назовите все вещества.


3. Для вещества: СН3 – СН= С- СН2 - СН3

l

СН3

Напишите 1 изомер и 1 гомолог. Назовите вещества.



4. Для вещества: СН3 – СН2 - СН- СН2 - СН3

l

СН3

Напишите 1 изомер и 1 гомолог. Назовите вещества.



5. Напишите уравнения реакций по схеме: СН4→ СН3Br→ С2Н6→ С2Н4 → С2Н5ОН


Назовите все вещества.



6. Напишите уравнения реакций по схеме: С2Н5ОН→С2Н4→ С2Н6→ С2Н5Сl→С4Н10


Назовите все вещества.


Задание №2

  1. Выберите признаки, характерные для изомеров и гомологов:

а) одинаковый качественный состав;
б) разный качественный состав;
в) одинаковый количественный состав;
г) разный количественный состав (отличаются на группу атомов –СН2–);
д) различное химическое строение;
е) сходное химическое строение;
ж) различные свойства;
з) сходные свойства.

  1. Д

    ля вещества заданного строения составьте структурные формулы одного гомолога и одного изомера. Укажите, к какому классу органических веществ они относятся.




В-5

СН СН 1 СН2 = СН2 2 С2Н5Сl 3 СН3 - СН2 -ОН 4 СН2 = СН2



5


Упражнение

ПОЛИМЕРЫ

Ответьте на вопросы, используя ранее полученные знания на уроках химии, биологии, личного опыта:

  1. Верно ли утверждение, что полимеры – это органические вещества, молекулы которых состоят из большого количества повторяющихся группировок, соединенных между собой химическими связями.

  2. Перед вами лежат: деревянная палочка, пластмассовая палочка, шерстяная нить, бумага. Что объединяет эти предметы? Найдите среди представленных предметов лишний.

  3. Верно ли утверждение, что синтетические полимеры можно назвать «бессмертными жителями» Земли?

  4. Верно ли, что по-латински слово «смола» переводится как «резина»?

  5. Скажите на языке индейского племени тупи-гуарани «плачущее дерево».

  6. Перед вами на столе лежат: кусок автошины (ластик), пуговица, пенопласт, полиэтиленовый пакет – найдите ближайшего родственника жевательной резинки.

  7. О каком веществе идет речь:

    • Сначала его получали при большом давлении, которое создавали в стволах артиллерийских орудий.

    • Сейчас его получают при низком давлении в присутствии катализаторов.

    • Обладает

    • Изделия из него, плавающие в море, тюлени принимают за любимых медуз.

    • Про него сказал отец Лыков: «Стекло, а гнется»

    • Это самый распространенный упаковочный материал.

Изучите текст §10, стр. 87- 92.

Заполните таблицу:


Строение полимеров

Рисунок

Пример

Влияние строения на свойства полимеров

По структуре основной цепи

1.

2.

3.




По пространственному строению

1. Стереорегулярные

2. Нестереорегулярные





По составу главной цепи

  1. Гомоцепные

  2. Гетероцепные






Домашнее задание. §10, стр.87-89. Выучить определения и пример: «реакция полимеризации»,

«реакция поликонденсации», «реакция сополимеризации». Упр. №3, 6 стр.98.


Контрольная работа по теме «Химические реакции»


1 вариант

2 вариант

На «3»


  1. Дайте характеристику каждой реакции с точки зрения различных признаков классификации:


а) 2H2O ↔ 2H2↑+ O2↑- Q


б) 2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2↑+ Q


а) 2H2 + О2 ↔ 2H2О + Q


б) Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 + Q


  1. Рассчитайте скорость реакции H2 + Cl2 = 2HCl


если в начальный момент реакции концентрация хлора была 3 моль/л, а через 20 с стала равной 1,2 моль/л.

если за 30 с концентрация хлороводорода изменилась с

0,8 моль/л до 2 моль/л

  1. В какую сторону сместится равновесие реакции а) при повышении температуры

б) при повышении давления

2CO + O2 ↔ 2CO2+ Q


2H2S + 3O2 ↔ 2SO2 + 2H2O +Q

На «4»

  1. Во сколько раз изменится скорость реакции, температурный коэффициент которой равен 3,

если температуру понизить с 60 до 20 градусов.


если температуру повысить с 30 до 80 градусов.

На «5»

  1. Приведите пример реакции,

идущей без изменения состава веществ и их количества.

идущей с изменением состава и количества участвующих и образующихся веществ.


Контрольная работа по теме «Химические реакции»


1 вариант

2 вариант

На «3»


  1. Дайте характеристику каждой реакции с точки зрения различных признаков классификации:


а) 2H2O ↔ 2H2↑+ O2↑- Q


б) 2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2↑+ Q


а) 2H2 + О2 ↔ 2H2О + Q


б) Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2 + Q


  1. Рассчитайте скорость реакции H2 + Cl2 = 2HCl


если в начальный момент реакции концентрация хлора была 3 моль/л, а через 20 с стала равной 1,2 моль/л.

если за 30 с концентрация хлороводорода изменилась с

0,8 моль/л до 2 моль/л

  1. В какую сторону сместится равновесие реакции а) при повышении температуры

б) при повышении давления

2CO + O2 ↔ 2CO2+ Q


2H2S + 3O2 ↔ 2SO2 + 2H2O +Q

На «4»

  1. Во сколько раз изменится скорость реакции, температурный коэффициент которой равен 3,

если температуру понизить с 60 до 20 градусов.


если температуру повысить с 30 до 80 градусов.

На «5»

  1. Приведите пример реакции,

идущей без изменения состава веществ и их количества.

идущей с изменением состава и количества участвующих и образующихся веществ.


Контрольная работа №1

по темам «Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева».


Вариант 1.

I. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне в атоме серы:

А)3 Б) 4 В)6 Г)16.

2. В одном периоде находятся элементы: А) с одинаковыми химическими свойствами; Б) с одинаковым радиусом атомов; Б) с одинаковым числом валентных электронов; В) с зарядом ядра, последовательно возрастающим на 1.

3. В ряду химических элементов Li-Na-K-Rb металлические свойства: А) усиливаются Б) не изменяются В) ослабевают Г) изменяются периодически.

4. К S-элементам относится: А) магний Б) сера В) хлор Г) медь.

5. Электронная конфигурация ... 4s 2 соответствует элементу: А) кальций Б) криптон В) кадмий Г)цинк.

6. Сравните атомы, поставив знаки или = вместо * :

а) заряд ядра: Al * Si; О * S.

б) число электронных слоев: Al * Si; О * S.

в) число электронов на внешнем слое: С * N; Mg * Са.

г) радиус атома: А1 * Si; О * S.

д) металлические свойства: Al * Si; О * S.

е) неметаллические свойства: Al * Si; О * S.

7. Общее число электронов у атома родия: А)25 Б)34 В)45 Г)81



Контрольная работа №1

по темам «Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева».

Вариант 2.

I. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне в атоме алюминия:

А)3 Б) 4 В)6 . Г)16.

2. В одной группе находятся элементы

  1. с одинаковым числом протонов; Б) с одинаковым радиусом атомов;

  2. с одинаковым числом валентных электронов;

Г) с зарядом ядра, последовательно возрастающим на 1.

3.В ряду химических элементов Na-Mg-Al-Si металлические свойства А) усиливаются Б) не изменяются В) ослабевают Г) изменяются периодически

4. Электронная конфигурация ...3s Зр соответствует элементу

А) кальций Б) алюминий В) кадмий Г) цинк.

5. К S-элементам относится

А) хлор Б) сера В) водород Г) медь

6.Сравните атомы, поставив знаки или = вместо * :

а) заряд ядра: С * N; Mg * Са.

б) число электронных слоев: С * N; Mg * Са.

в) число электронов на внешнем слое: С * N; Mg * Са.

г) радиус атома: С * N; Mg * Са.

д) металлические свойства: С * N; Mg * Са.

е) неметаллические свойства: С * N; Mg * Са.

7. Общее число электронов у атома марганца : А)25 Б)34 В)45 Г)81







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!