СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа "Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В контрольной работе 3 варианта. В каждом варианте часть А для всех одинакова, части Б, В1 - для каждого варианта разные; часть В2 в каждом варианте представлена пятью вопросами, обучающиеся должны выбрать один вопрос и самостоятельно сформулировать ответ с аргументами из произведения.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа "Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Роман "Отцы и дети".»

Контрольная работа:
« Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Роман “Отцы и дети”»

I вариант
Часть А
1. Где прошло детство будущего писателя?
- Щелыково;
- Москва;
- Спасское-Лутовиново;
- Ясная Поляна
2. Где учился будущий писатель?
- на юридическом факультете Петербургского университета
- на филологическом факультете Московского университета
- в Царскосельском лицее
- на словесном отделении философского факультета Петербургского
университета 3. Кто из критиков для молодого Тургенева был высшим авторитетом в
литературно-эстетических и общественных вопросах?
- Дмитрий Иванович Писарев
- Николай Александрович Добролюбов
- Виссарион Григорьевич Белинский
- Николай Гаврилович Чернышевский
4. «Изображая старую барыню, писатель придал ей черты своей матери, а в основу рассказа положил действительный случай из её жизни» (Обернихина Г.А.). О каком рассказе идёт речь?
- «Бурмистр»;
- «Хорь и Калиныч»;
- «Муму»;
- «Два помещика»
5. Как называется первый роман И.С. Тургенева, посвящённый передовой дворянской интеллигенции конца 1830-х – начала 1840-х годов?
- «Накануне»;
- «Новь»;
- «Рудин»;
- «Дворянское гнездо»
6. С каким журналом отказался сотрудничать Тургенев после выхода
статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?
- «Отечественные записки»
- «Русский вестник»
- «Современник»
- «Время»
7. В каком журнале в 1862 году был опубликован роман «Отцы и дети»?
- «Эпоха»;
- «Современник»;
- «Русский вестник»;
- «Время»
8. В 1879 году Тургеневу в Оксфордском университете Тургеневу была присвоена степень доктора права за то, что его произведение
содействовало освобождению крестьян. О каком произведении идёт речь?
- поэма «Помещик»;
- повесть «Затишье»;
- цикл рассказов «Записки охотника»;
- роман «Отцы и дети»
9. К какому жанру относится итоговое произведение Тургенева
«Стихотворения в прозе»?
- лирические стихотворения
- философская проза
- лиро-эпические рассказы-миниатюры
10. Какое произведение из цикла «Стихотворения в прозе» стало одним из самых популярных среди революционной молодёжи?
- «Русский язык»
- «Памяти Ю. Вревской»
- «Порог»
- «Лазурное царство»

Часть Б
11. Кому посвящён роман «Отцы и дети»?
12. Какой художественный приём использует автор в композиции
романа?
13. Когда начинаются и заканчиваются события в романе «Отцы и
дети»?
14. В честь кого назвал своё имение Николай Петрович?
15. Как представился Базаров Николаю Петровичу?
16. С кем быстрее и лучше всего находит общий язык Базаров?
17. Какое слово заменяет в романе Тургенева слово «революционер»?
18. Что, по мнению Аркадия Кирсанова, должно было пробудить
симпатию Базарова к Павлу Петровичу?
19. Кем почувствовал себя Базаров после встречи с Анной Сергеевной Одинцовой?
20. О ком Базаров сказал: «Таких людей во всём вашем свете днём с огнём не сыскать»?
Часть В1
21. Прочитайте портретные характеристики. Напишите, какому герою принадлежит каждая из них.
1) Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями, с ленивым, но мужественным голосом. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно (лицо) выражало самоуверенность и ум. Тонкие губы чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

2) «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах. Она несла большую чашку какао и, поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица. Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».

3) Он «не разделся, только китайские красные туфли без задков сменили на его ногах лаковые полусапожки. Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя... Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями».

22. Прочитайте описание комнаты, усадьбы, дома. Кому они принадлежат?
1) В противоположном углу комнатки горела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца; крошечное фарфоровое яичко на красной ленте висело на груди святого, прицепленное к сиянию; на окнах банки с прошлогодним вареньем. Под потолком, на длинном шнурке, висела клетка с короткохвостым чижом; он беспрестанно чирикал и прыгал, и клетка беспрестанно качалась и дрожала: конопляные зерна с легким стуком падали на пол. В простенке, над небольшим комодом, висели фотографические портреты.

2) Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами . Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины - и, казалось, недружелюбно глядел на гостей.

3)   Небольшой дворянский домик на московский манер находился в одной из нововыгоревших улиц города ***; известно, что наши губернские города горят через каждые пять лет. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика, и в передней встретила пришедших какая-то не то служанка, не то компаньонка. Молодые люди вошли. Комната, в которой они очутились, походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос.

23. Для речи каждого из персонажей характерна определённая лексика.
Прочитайте и определите, о речи каких героев идёт речь.
1) Чемоданишко; щегольство какое в деревне; на своем молоке обжегся, на чужую воду дует; аристократишко; дуньте на умирающую лампаду и пусть она погаснет; старая штука смерть, а каждому внове.
2) Народ свято чтит предания, он – патриархальный; в принсипы не верит, а в лягушек верит; сперва гордость сатанинская, потом глумление; ах, как я люблю это пустое существо.
3) Моя страсть – химия, я даже сама выдумала одну мастику; я заступаюсь не за бабенок, а за права женщин, которые я поклялась защищать до последней капли крови.

24. Прочитайте высказывания и определите, кто и кому говорит эти слова.
1) «В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не что мы с тобой.»
2) «А я не только боготворю его, я горжусь им, и все мое честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова:” Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания…”»
3) «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.»

25. Прочитайте отрывки из критических статей. Определите автора и название статьи.
1) « …В новом произведении г. Тургенева нет даже того психологического анализа, с которым он, бывало, прежде разбирал игру чувств у своих героев и который приятно щекотал чувство писателя; нет художественных изображений картин природы, которыми действительно нельзя было не залюбоваться и которые доставляли всякому читателю несколько минут наслаждения чистого и спокойного и невольно располагали его симпатизировать автору и благодарить его.»
2) « …Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре. Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества. …Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова. Вот великое достоинство романа…»
3) « …Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр всего романа. Он – представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах …Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принёс ему полную дань уважения. Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели…»
Часть В2
26. Сформулируйте ответ на вопрос с приведением не менее трёх аргументов из текста романа: «Почему Базарова можно назвать трагическим лицом»?
27. Базаров сказал, что Аркадий – «славный малый», но «мякенький либеральный барич». Аргументируйте своё согласие или несогласие с этим утверждением.
28. Сформулируйте ответ на вопрос с приведением не менее трёх аргументов из текста романа: «Почему счастье Базарова и Одинцовой не могло состояться?»
29. Проанализируйте сюжетные линии: Николай Петрович и жена Мария, Николай Петрович и Фенечка, ответьте на вопрос: «Как характеризует Николая Петровича Кирсанова история его любви и выбор женщин?»
30. Д.И. Писарев в статье «Базаров» утверждает: «… Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг. Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева…» Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.



Контрольная работа:
« Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Роман “Отцы и дети”»
II вариант
Часть А
1. Где прошло детство будущего писателя?
- Щелыково;
- Москва;
- Спасское-Лутовиново;
- Ясная Поляна
2. Где учился будущий писатель?
- на юридическом факультете Петербургского университета
- на филологическом факультете Московского университета
- в Царскосельском лицее
- на словесном отделении философского факультета Петербургского
университета
3. Кто из критиков для молодого Тургенева был высшим авторитетом в
литературно-эстетических и общественных вопросах?
- Дмитрий Иванович Писарев
- Николай Александрович Добролюбов
- Виссарион Григорьевич Белинский
- Николай Гаврилович Чернышевский
4. «Изображая старую барыню, писатель придал ей черты своей матери,
а в основу рассказа положил действительный случай из её жизни»
(Обернихина Г.А.). О каком рассказе идёт речь?
- «Бурмистр»; - «Хорь и Калиныч»; - «Муму»; - «Два помещика»
5. Как называется первый роман И.С. Тургенева, посвящённый передовой дворянской интеллигенции конца 1830-х – начала 1840-х годов?
- «Накануне»;
- «Новь»;
- «Рудин»;
- «Дворянское гнездо»
6. С каким журналом отказался сотрудничать Тургенев после выхода
статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?
- «Отечественные записки»
- «Русский вестник»
- «Современник»
- «Время»
7. В каком журнале в 1862 году был опубликован роман «Отцы и дети»?
- «Эпоха»;
- «Современник»;
- «Русский вестник»;
- «Время»
8. В 1879 году Тургеневу в Оксфордском университете Тургеневу была
присвоена степень доктора права за то, что его произведение
содействовало освобождению крестьян. О каком произведении идёт
речь?
- поэма «Помещик»;
- повесть «Затишье»;
- цикл рассказов «Записки охотника»;
- роман «Отцы и дети»
9. К какому жанру относится итоговое произведение Тургенева
«Стихотворения в прозе»?
- лирические стихотворения
- философская проза
- лиро-эпические рассказы-миниатюры
10. Какое произведение из цикла «Стихотворения в прозе» стало одним
из самых популярных среди революционной молодёжи?
- «Русский язык»
- «Памяти Ю. Вревской»
- «Порог»
- «Лазурное царство»

Часть Б
11. Кому посвящён роман «Отцы и дети»?
12. Какой композиционный приём лежит в основе сюжета романа?
13. С помощью чего автор помогает понять, в какое время происходят
события в романе?
14. «Мой дед землю пахал» - кому принадлежат эти слова?
15. Кто считает аристократию ведущей общественной силой?
16. Для взглядов кого было характерно в 60-ые годы
XIX века
критическое отношение к общепринятым нравственным и
культурным ценностям?
17. Кого из последователей Базарова автор показывает сатирически?
18. Как называется имение Анны Сергеевны Одинцовой?
19. Чем не готова пожертвовать Анна Сергеевна Одинцова?
20. «Это сильнее смерти и страха смерти. Только этим держится
и движется жизнь», - писал И.С. Тургенев. Что это?


Часть В1
21. Прочитайте портретные характеристики. Напишите, какому герою принадлежит каждая из них.
1) Это была «дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове.» -- Милости просим, -- отвечала она и, уставив на него свои круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик, прибавила: -- Я вас знаю, -- и пожала ему руку тоже. В маленькой и невзрачной фигурке женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: "Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?" Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят -- нарочно, то есть не просто, не естественно.

2)    Когда она говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух.

3) Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы он не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипывания.

22.
Прочитайте описание комнаты, усадьбы, дома. Кому они принадлежат?
1) Усадьба стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco {фреской (франц.).} над главным входом, представлявшею "Воскресение Христово" в "итальянском" вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами.

2) Он вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance {в стиле эпохи Возрождения (франц.).} из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином...

3)   Весь его домик состоял из шести крошечных комнат. Одна из них, та, куда он привел наших приятелей, называлась кабинетом. Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, словно прокопченными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами; по стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие-то анатомические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом; кожаный, кое-где продавленный и разорванный, диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской березы.

23. Для речи каждого из персонажей характерна определённая лексика.
Прочитайте и определите, о речи каких героев идёт речь.
1) Мне очень лестно, я старинный знакомый; я почувствовал такой восторг;
ваше посещение будет настоящим праздником; я люблю комфорт жизни; это не мешает мне быть либералом; долой авторитеты.
2) У меня здесь все по простоте, на военную ногу; позвольте попросить в кабинет к отставному ветерану; для человека мыслящего нет захолустья; я люблю философствовать, глядя на захождение солнца.
3) Читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями; не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства; нигилист это от латинского nigil, ничего, сколько я могу судить, стало быть, это слово означает человека, который… ничего не признаёт?

24.
Прочитайте высказывания и определите, кто и кому говорит эти слова.
1) «Чтоб уметь узнавать и изучать людей, во-первых, существует жизненный опыт, во-вторых, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой... Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу: ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
2) «Та осина напоминает мне мое детство; она растет на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом: я никогда не скучал возле них. Я не понимал тогда, что я не скучал оттого. Что был ребенком. Ну, теперь я взрослый, талисман не действует».
3) « Да, почему он (Аркадий) ушел вперед? Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку: по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел».

25. Прочитайте отрывки из критических статей. Определите автора и название статьи.
1) «…Новый роман Тургенева даёт нам всё то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша. …Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям.»
2) «…Всё внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, - впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения.»
3) « …Базаров есть прямой, непосредственный продолжатель Онегиных, Печориных, Рудиных, Лаврецких. Точно так, как они, он живёт пока в умственной сфере и на неё тратит душевные силы. Но в нём жажда деятельности уже дошла до последней, крайней степени; его теория вся состоит в прямом требовании дела; его настроение таково, что он неизбежно схватится за это дело при первом удобном случае.»

Часть В2
26. «Дерзость», «резкость», «злость разрушителя особенно ощущается в речи Базарова, но у него есть и «другие слова»… «Другие слова» - это другой Базаров, великодушный внимательный, отзывчивый, легкоранимый… Где, на каких страницах романа, по какому поводу и в какой обстановке Базаров произносит «другие слова»?
27. Сформулируйте ответ на вопрос с приведением не менее трёх аргументов из текста романа: «Можно ли утверждать, что Аркадий Кирсанов относится к «отцам», не к «детям»?
28. Вызывают ли у вас симпатию Виктор Ситников и Евдоксия Кукшина? Аргументируйте свой ответ.
29. Приведите примеры афоризмов Базарова. Что мы узнаём о взглядах Базарова и о чём свидетельствует такая речь главного героя?
30. В статье «Асмодей нашего времени» критик М.А. Антонович утверждает: «В спорах Базаров совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные даже самому ограниченному уму». Аргументируйте своё согласие или несогласие с этим утверждением.

Контрольная работа:
« Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Роман “Отцы и дети”»
III вариант
Часть А
1. Где прошло детство будущего писателя?
- Щелыково;
- Москва;
- Спасское-Лутовиново;
- Ясная Поляна
2. Где учился будущий писатель?
- на юридическом факультете Петербургского университета
- на филологическом факультете Московского университета
- в Царскосельском лицее
- на словесном отделении философского факультета Петербургского
университета
3. Кто из критиков для молодого Тургенева был высшим авторитетом в
литературно-эстетических и общественных вопросах?
- Дмитрий Иванович Писарев
- Николай Александрович Добролюбов
- Виссарион Григорьевич Белинский
- Николай Гаврилович Чернышевский
4. «Изображая старую барыню, писатель придал ей черты своей матери,
а в основу рассказа положил действительный случай из её жизни»
(Обернихина Г.А.). О каком рассказе идёт речь?
- «Бурмистр»;
- «Хорь и Калиныч»;
- «Муму»;
- «Два помещика»
5. Как называется первый роман И.С. Тургенева, посвящённый передовой дворянской интеллигенции конца 1830-х – начала 1840-х годов?
- «Накануне»;
- «Новь»;
- «Рудин»;
- «Дворянское гнездо»
6. С каким журналом отказался сотрудничать Тургенев после выхода
статьи Н.А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?
- «Отечественные записки»
- «Русский вестник»
- «Современник»
- «Время»
7. В каком журнале в 1862 году был опубликован роман «Отцы и дети»?
- «Эпоха»;
- «Современник»;
- «Русский вестник»;
- «Время»
8. В 1879 году Тургеневу в Оксфордском университете Тургеневу была
присвоена степень доктора права за то, что его произведение
содействовало освобождению крестьян. О каком произведении идёт
речь?
- поэма «Помещик»;
- повесть «Затишье»;
- цикл рассказов «Записки охотника»;
- роман «Отцы и дети»
9. К какому жанру относится итоговое произведение Тургенева
«Стихотворения в прозе»?
- лирические стихотворения
- философская проза
- лиро-эпические рассказы-миниатюры
10. Какое произведение из цикла «Стихотворения в прозе» стало одним
из самых популярных среди революционной молодёжи?
- «Русский язык»
- «Памяти Ю. Вревской»
- «Порог»
- «Лазурное царство»

Часть Б
11. Кому посвящён роман «Отцы и дети»?
12. Какая тема романа является главной?
13. Почему можно сказать, что Базаров – главный герой в романе
«Отцы и дети»?
14. Сколько основных сюжетных линий в романе «Отцы и дети»?
15. Кто из героев умиляется отсталостью и покорностью народа?
16. «Он хищный, а мы с вами ручные», - о ком говорит Катя Лаптева
Аркадию?
17. Кого из героинь автор называет эмансипированной женщиной ?
18. Для речи какого героя характерна афористичность?
19. Какая профессия объединяет отца и сына Базаровых?
20. В ком из героев больше всего «говорило» « родственное чувство» ?

Часть В1
21. Прочитайте портретные характеристики. Напишите, какому герою принадлежит каждая из них.
1) В это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик , изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.
2) Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы; он охотно ленился, но и читал охотно, и боялся общества.
3) Вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами. Когда она говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух.


22. Прочитайте описание комнаты, усадьбы, дома. Кому они принадлежат?
1) Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. Дворецкий, толстый человек в черном фраке, немедленно явился и направил гостей по устланной коврами лестнице в особую комнату, где уже стояли две кровати со всеми принадлежностями туалета. В доме видимо царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных.
2) Небольшая, низенькая комнатка, в которой он находился, была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир; они были куплены еще покойником генералом в Польше, во время похода; в одном углу возвышалась кроватка под кисейным пологом, рядом с кованым сундуком с круглою крышкой.
3) Весь его домик состоял из шести крошечных комнат. Одна из них, та, куда он привел наших приятелей, называлась кабинетом. На полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банки, пузырьки; в одном углу стояла сломанная электрическая машина.
23. Для речи каждого из персонажей характерна определённая лексика. Прочитайте и определите, о речи каких героев идёт речь.
1) Во всем нужен порядок; я слишком горда, чтобы позволить сплетням меня беспокоить; я сама была бедна и самолюбива, как вы прошла, может быть, через такие же испытания, как и вы; нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки прежде всего.
2) Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних местах!; Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; у него (у Павла Петровича) предоброе сердце, и он далеко не глуп.
3) Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным; я ничьих мнений не разделяю: я имею свои; посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа; когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе.

24.
Прочитайте высказывания и определите, кто и кому говорит эти слова.
1) «Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает. Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать».
2) «Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался. Я уверен, что вашего сына ждет великая будущность, что он прославит ваше имя».
3) «Сегодня я сижу да читаю Пушкина… Помнится, «Цыгане» мне попались… Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребенка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую… улыбнулся и ушел, и Пушкина унес».

25.
Прочитайте отрывки из критических статей. Определите автора и название статьи.
1) «…Базаров прямо отрицает искусство, но отрицает его потому, что глубже понимает его. Искусство всегда носит в себе элемент примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примиряться с жизнью. …Базаров не охотник до споров и разглагольствований и не придаёт им большой цены. Он видит, что логикой много взять нельзя; он старается больше действовать личным примером.»
2) «…О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей.*
…И от этого в целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура.»
3) «…Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью, борьбою, действиями и результатами. …Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг. Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева…»
Часть В2
26. «Дерзость», «резкость», «злость разрушителя особенно ощущается в речи Базарова, но у него есть и «другие слова»… «Другие слова» - это другой Базаров, великодушный внимательный, отзывчивый, легкоранимый… Где, на каких страницах романа, по какому поводу и в какой обстановке Базаров произносит «другие слова»?
27. Сформулируйте ответ на вопрос с приведением не менее трёх аргументов из текста романа: «Почему счастье Базарова и Одинцовой не могло состояться?»
28. Вызывают ли у вас симпатию Виктор Ситников и Евдоксия Кукшина? Аргументируйте свой ответ.
29. Проанализируйте сюжетные линии: Николай Петрович и жена Мария, Николай Петрович и Фенечка, ответьте на вопрос: «Как характеризует Николая Петровича Кирсанова история его любви и выбор женщин?»
30. В статье «Асмодей нашего времени» критик М.А. Антонович утверждает: «В спорах Базаров совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные даже самому ограниченному уму». Аргументируйте своё согласие или несогласие с этим утверждением.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!