СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по учебной дисциплине ОДП01 "Русский язык" по теме "Лексика и фразеология" (тестирование)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа № 2  по русскому языку по теме: «Лексика и фразеология».

Цель: закрепление и систематизация знаний. Форма: письменная  Количество заданий: 3 уровня Время выполнения: 80 мин.

Критерии  оценки контрольной работы: соответствуют критериям оценки уровня и качества подготовки студентов по дисциплине.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по учебной дисциплине ОДП01 "Русский язык" по теме "Лексика и фразеология" (тестирование)»

Контрольная работа № 2


Тема: «Лексика и фразеология».

Цель: закрепление и систематизация знаний.

Форма: письменная

Количество заданий: 3 уровня

Время выполнения: 80 мин.

Критерии оценки контрольной работы: соответствуют критериям оценки уровня и качества подготовки студентов по дисциплине.


Первый уровень


1. Укажите значение слова решительно в данном предложении.

Тяга к новаторству, к преодолению косных, заплесневелых идей присуща решительно каждому, кто увлечённо работает в какой бы то ни было обла­сти знаний.

1) смело, непреклонно; 3) без исключения;

2) совсем, совершенно; 4) разумеется (в значении вводного слова).

2. Укажите вариант ответа, в котором оба слова являются однозначными.

1) библиотекарь, вторник; 3) лиственница, ходить;

2) дрозд, сиреневый; 4) кухня, сосновый.



3. Укажите вариант, в котором есть синонимы.

1) искренний, натуральный, сердечный;

2) друг, враг, приятель;

3) сотрудник, коллега, недоброжелатель;

4) терпеливый, сдержанный, пылкий;

5) вредный, спокойный, злой.

4. Укажите вариант, в котором нет синонимов.

1) противник, недруг, враг;

2) блестеть, сверкать, сиять;

3) нелепость, вздор, чепуха, ерунда;

4) весна, зима. утро, вечер;

5) красный, алый, кумачовый, рубиновый.

5. Синонимом к слову стройный (ряд) является

1) счётный; 3) неизменный;

2) последовательный; 4) неуплотнённый.

6. Синонимом к слову балласт является

1) пласт; 2) тягота; 3) груз; 4) обуза.

7. Синонимом к слову краеугольный является

1) базисный; 2) крайний; 3) угловой; 4) торцевой.

8. Укажите синонимы к слову надежный.

1) терпеливый, дружественный; 4) верный, умный;

2) неутомимый, упорный; 5) талантливый, замечательный.

3) преданный, верный;

9. Укажите предложение, которое содержит синонимы.

1) Костёр то почти затухал, то с порывами ветра вновь разгорался.

2) Среди многих образцов горных пород особенно выделялся один экземпляр.

3) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.

4) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.

10. Найдите антонимы.

1) холодный день, морозная погода;

2) весенний праздник, пышное торжество;

3) весёлый человек, радостная мама;

4) умный школьник, начитанный ученик;

5) богатый бай, бедный юноша.

11. Антонимом к слову бессребреник является

1) мечтатель; 2) стяжатель; 3) сутяга; 4) ростовщик.

12. Антонимом к слову беспечный является

1) работоспособный; 3) спокойный;

2) толерантный; 4) основательный.

13. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) ИНВЕСТИЦИИ в эту отрасль промышленности могут считаться долгосрочными.

2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

3) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

4) В результате переговоров стороны пришли к КОНСЕНСУСУ.

5) АРХИТЕКТУРНЫЙ ансамбль Кремля привлекает внимание искусствоведов.

14. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) КОМАНДИРОВОЧНЫХ поселили в городской гостинице.

2) По решению суда вора признали ВИНОВНЫМ в содеянном.

3) В новом журнале имеется РЕДАКТОРСКАЯ колонка.

4) Вадим чувствовал себя неловко, что не предупредил партнёра о РЕГЛАМЕНТЕ проведения совещания.

5) В методическом пособии имеется список РЕКОМЕНДОВАННОЙ литературы.

15. Укажите предложение, в котором вместо слова зрительный нужно употребить слово зрительский.

1) Необходимо с раннего детства развивать зрительную память.

2) После третьего звонка вход в зрительный зал воспрещён.

3) Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по зрительному инте­ресу.

4) Зрительный нерв содержит около миллиона нервных волокон.

16. Какое слово является заимствованным

1) абажур; 2) снеговик; 3) ушанка; 4) кочевать.

17. Какое слово является заимствованным

1) вечер; 2) амбар; 3) долото; 4) тополь.

18. Какое слово является исконно русским

1) десерт; 2) аккорд; 3) миф; 4) сказка.

19. Какое слово является исконно русским

1) ксерокопировать; 2) балкон; 3) экипаж; 4) кролик.

20. Какое слово является диалектным

1) гать; 2) обжиг; 3) исстари; 4) вожжа.

21. Какое слово является диалектным

1) очухаться; 2) междуречье; 3) попелица; 4) сивый.

22. Какое слово является диалектным

1) запанибрата; 2) понёва; 3) сызмала; 4) фуфайка.

23. Какое слово является жаргонным

1) движуха; 2) поручик; 3) просвира; 4) кержак.

24. Какое слово является термином

1) перпендикуляр; 2) мелочь; 3) воззвание; 4) дремота.

25. Какое слово является историзмом

1) яхонт; 2) недоросль; 3) городничий; 4) тривиальный.



26. Какое слово является архаизмом

1) опричник; 2) гильотина; 3) ворог; 4) сакраментальный.

27. Какое слово является неологизмом

1) комильфо; 2) капельдинер; 3) супервайзер; 4) харизма.

28. Укажите фразеологизм со значением «сделать решительный шаг, определяющий дальнейшие события».

1) Перейти Рубикон. 4) Далекой пойти.

2) Переломи себя. 5) Иди прямой дорогой.

3) Навострить лыжи.

29. Какой из фразеологических оборотов обозначает «быть руководителем чего-либо»?

1) Со щитом или на щите. 4) Собаку съел.

2) Играть первую скрипку. 5) Первым делом.

3) Без сучка, без задоринки.

30. Укажите предложение, в котором нет речевых ошибок.

1) Имена многих героев прошлых войн давно канули в лето.

2) За проезд необходимо оплатить в течение одной остановки.

3) 3а границей Жерков встретил Долохова, произведённого в солдаты, но не счёл нужным узнать его.

4) Наиболее значимой группой дополнительных сервисов, пользующихся ог­ромной популярностью в сетях мобильной связи, являются услуги обмена сообщениями.


Второй уровень

1. Из предложений 1—2 выпишите синонимы (синонимическую пару).

(1) Есенин — это национальный мыслитель, и этим, прежде всего, определяется любовь к поэту. (2) Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

2. Из предложений 1—2 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(1) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (2) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «об­разования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ.

3. Из предложений 1—3 выпишите фразеологизм.

(1) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (2) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (3) Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

4. Из предложений 1—5 выпишите фразеологизм.

(1) Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2) Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (3) Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4) А когда он был, всё не хватало времени бы­вать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5) И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

5. Из предложений 1—3 выпишите фразеологизм.

(1) Когда иные художники и скульпторы смешивают вдохновение с «телячьим восторгом», то это выглядит как полное невежество и неуважение к тяжёлому писательскому труду. (2) Чайковский утверждал, что вдохновение — эго состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой. (3) Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь пережил состояние вдохновения — душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.


Третий уровень

1. Укажите неверное утверждение.

1. Части речи выделяются на основе определённой общности лексического и грамматического значений слова.

2. Лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой.

3. Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимов.

4. Среди неологизмов встречаются устаревшие слова.

5. Историзмы и архаизмы составляют пассивный запас русского языка.

6. Фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы.

2. Придумайте и запишите словосочетания с приведенными ниже словами, чтобы они употреблялись в переносном значении.

Лететь, острый, шептать, быстрый, серебряный, шуметь.

3. Подберите сначала синонимы, а затем антонимы к именам прилагательным в каждом словосочетании.

1. Близкое расстояние –

Близкий друг –

2. Грубая ткань –

Грубый голос –

3. Жгучее солнце -

Жгучая боль –

4. Расположите синонимы в порядке усиления значения:

Холм, пригорок, горка, возвышенность, гора.

Ошибка, оплошность, погрешность, промах.

5. Определите лексическое значение слов.

Брифинг, менеджер, продюсер, сайт.

6. Замените цифры буквами алфавита и запишите фразеологизмы. Определите значение фразеологизмов:

1) 3 29 15 16 19 10 20 30/19 16 18/10 9/10 9 2 29//

2) 5 21 26 1/15 1 18 1 19 17 1 26 12 21//

3) 12 1 12/15 1/5 21 23 21//

4) 4 16 3 16 18 10 20 30/17 16 5/18 21 12 21//

5) 17 16 13 16 8 1/18 21 12 21/15 1/19 6 18 5 24 6//

7. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

3. Прейскурант цен вывешен на витрине.

4. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

5. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.


ЭТАЛОН ОТВЕТА

Первый уровень

1

3

16

1

2

1

17

2

3

1

18

4

4

4

19

1

5

2

20

1

6

4

21

3

7

1

22

2

8

3

23

1

9

2

24

1

10

5

25

3

11

2

26

3

12

4

27

3

13

дипломанты

28

1

14

командированных

29

2

15

3

30

4

Второй уровень

1

масштабно, крупно

4

оставлял про запас

2

духовного, материальные

5

телячьим восторгом

3

убивает время


Третий уровень

1. Укажите неверное утверждение.

1. Части речи выделяются на основе определённой общности лексического и грамматического значений слова.

2. Лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой.

3. Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимов.

4. Среди неологизмов встречаются устаревшие слова.

5. Историзмы и архаизмы составляют пассивный запас русского языка.

6. Фразеологизмам присуща устойчивость грамматической формы.

3. Подберите сначала синонимы, а затем антонимы к именам прилагательным в каждом словосочетании.

1. Близкое расстояние – пограничное (далёкое) расстояние.

Близкий друг – закадычный (дальний) друг.

2. Грубая ткань – простая (отделанная) ткань.

Грубый голос – хриплый (чистый) голос.

3. Жгучее солнце – палящее (холодное) солнце.

Жгучая боль – острая (тупая) боль.

4. Расположите синонимы в порядке усиления значения:

Пригорок, холм, возвышенность, горка, гора.

Промах, оплошность, погрешность, ошибка.

5. Определите лексическое значение слов.

Брифинг – (англ. briefing – от brief – краткий), встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу или согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, заседаниях, конференциях, информация об их ходе, взглядах сторон и т.п.

Менеджер –

1. Специалист в области управления производством, предприятием и т.п. 
2. Организатор творческой, спортивной и т.п. деятельности какого-либо коллектива

или отдельного лица.

Продюсер – доверенное лицо кинокомпании (иногда одновременно – и режиссер), отдельного актера, осуществляющее идейный, художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма, эстрадного представления и т.п.

Сайт, или веб-сайт (читается [вэбсайт], от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети»), — совокупность логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера.

6. Замените цифры буквами алфавита и запишите фразеологизмы. Определите значение фразеологизмов:

1) 3 29 15 16 19 10 20 30/19 16 18/10 9/10 9 2 29// — Выносить сор из избы.

2) 5 21 26 1/15 1 18 1 19 17 1 26 12 21// — Душа нараспашку.

3) 12 1 12/15 1/5 21 23 21// — Как на духу.

4) 4 16 3 16 18 10 20 30/17 16 5/18 21 12 21// — Говорить под руку.

5) 17 16 13 16 8 1/18 21 12 21/15 1/19 6 18 5 24 6// — Положа руку на сердце.



7. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень.

2. Следует посоветоваться с коллегами.

3. Прейскурант вывешен на витрине.

4. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю.

5. Между природой и человеком уже не существует разницы.


Критерии оценки:

оценка «5» — выполнено не менее 90 % предложенных заданий;

оценка «4» — выполнено не менее 80 % предложенных заданий

оценка «3» — выполнено не менее 70 % предложенных заданий;

оценка «2» — выполнено не менее 60 % предложенных заданий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей