СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по творчеству С.Есенина, А. Блока, В. Маяковского 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по литературе 9 класс по теме "Творчество С.Есенина, А. Блока, В. Маяковского"

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по творчеству С.Есенина, А. Блока, В. Маяковского 9 класс»

Контрольная работа по творчеству С.Есенина, А. Блока, В. Маяковского 9 класс

1. Кто из поэтов «пережил» увлечение имажинизмом

А. А.А.Блок

В. С.А.Есенин

С. В.В.Маяковский

2. Плакатная живопись и поэзия. Для кого из поэтов характерно это сочетание

А. А.А.Блок

В. С.А.Есенин

С. В.В.Маяковский



3. Соотнесите даты и поэтов

Дата Поэты

А 1893-1930 1) А.А.Блок

В 1895-1925 2) С.А.Есенин

С 1880-1921 3) В.В.Маяковский

А-З, В-2, С-1



4. Соотнесите направления и поэтов

Направление Поэты

А Футуризм 1) А.А.Блок

В Символизм 2) С.А.Есенин

С Имажинизм 3) В.В.Маяковский

А-3, В-1, С-2



5. Соотнесите место рождения и поэта

Родился Поэт

А в селе Константинове 1) А.А.Блок

В в Петербурге 2) С.А.Есенин

С в селе Багдади 3) В.В.Маяковский

А-2, В-1, С-3



6. Кто из поэтов был арестован за участие в революционных событиях?

А. А.А.Блок

В. С.А.Есенин

С. В.В.Маяковский



7. Какой поэт в один из моментов жизни сблизился с участниками Суриковского литературно-музыкального кружка?

А. А.А.Блок

В. С.А.Есенин

С. В.В.Маяковский



8. В ком А.Блок видел воплощение идеала Вечной Женственности и позднее- разочарование в этом идеале?

А. Л. Д.Менделеева

В. Н.Н.Волохова

С. Л.А.Дельмас





9.Кому принадлежат слова:

«Лицом к лицу

лица не увидать,

большое видится на расстоянье»?

а ) Блок б) Есенин в)Маяковский



10.Кто писал киносценарии и сам снимался в немом кино?

а) Блок

б) Есенин

в) Маяковский



11. Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?

а) Айседора Дункан

б) Анна Изряднова

в) Зинаида Райх

г) Галина Бениславская



12. Лирический герой стихотворения «Россия» Блока

1. мечтает покинуть «нищую Россию»;

2. «бережно» несет «свой крест»; свое предназначение,

3. постоянно борется с судьбой;

4. боится изменений в жизни.







13.Укажите вариант ответа, в котором названы произведения, принадлежащие перу С. А. Есенина:

1) «Гой ты, Русь моя родная...»; «Берёза»;

2) «Двенадцать», «О, я хочу безумно жить...»

3) «Отговорила роща золотая...»; «О, весна без конца и без краю...»





14. Установите соответствие между поэтами и фактами их творческой биографии. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Поэты

A) А. А. Блок

Б) С. А. Есенин

B) В. В. Маяковский

Г) И. А. Бунин

Факты творческой биографии

1) В соответствии с тремя периодами творческого пути все произведения разделил на 3 книги, назвав их «трилогией вочеловечения».

2) В годы Гражданской войны работал в «Окнах РОСТА» — рисовал плакаты, сочинял подписи к ним; особенностью его поэтического стиля является необычайная активность по отношению к слову, т. е. словотворчество.

3) Стихи начал писать в раннем детстве; «толчками» к собственному сочинительству послужили Священная история и Библия, которые пересказывал дед, сказки, которые он узнавал от бабки, и в целом вся деревенская обстановка, в которой он жил; в первый сборник «Радуница» вошли стихи о крестьянской России, которой поэт остался верен до конца жизни.

4) Начал творческий путь как поэт и продолжал писать стихи, хотя прославился своей прозой, особенностью которой стало присутствие в ней лирического начала; в 1933 году ему — первому среди русских писателей — присуждена Нобелевская премия.

А – 1, Б – 3, В – 2, Г - 4

2 часть

Анализ стихотворений

Не жалею, не зову, не плачу…”

  1. К какой лирике (пейзажная, философская и т. д. ) можно отнести стихотворение?

Стихотворение относится к философской лирике

  1. О чем размышляет поэт? (Проследить за развитием мысли, выделить не менее 3-х моментов)

 Поэт размышляет о прошедшей жизни и о том, что былое уже не вернуть. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение. Сергей Александрович Есенин в этом произведении размышляет о быстротечности жизни и скоропостижности смерти. Поэт с горечью понимает, что в этом мире нет ничего вечного, и жизнь каждого из нас рано или поздно подходит к концу. Старость неизбежна, а юность так коротка и неуловима, что стоит наслаждаться и ценить каждую секунду беззаботного веселья.

Композиция линейная, трехчастная:

  • в первом четверостишии поэт говорит о молодости, о ее безвозвратном и таком неожиданном уходе.

  • Затем следуют размышления об увядании, старости, неизбежной смерти.

  • Наконец, в последнем, пятом, катрене читателя ждет вывод о том, что все живое – тленно, но потому оно и достойно благословления и любви. Ценить нужно каждый миг, ибо все они безвозвратны.



3. В стихотворении использовано много различных художественных средств.

Определить каких.

· “золото увяданья” - метафора

· “розовый конь” - эпитет

· “как с белых яблонь дым” - метафора, инверсия

- Какую особенность художественного стиля поэта подтверждают эти цитаты?

В этом замечательном стихотворении автор применяет такое художественное средство, как антитеза. Например, в произведении «белых яблонь дым» противопоставляется «осеннему увяданию». В результате старость сопоставляется с молодостью, а мечты юности — разочарованию зрелости. 



- Какой вид тропа преобладает в этом стихотворении?

  • Главную роль в произведении играют метафоры: "увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым", "страна березового ситца", "Дух бродяжий", "пламень уст", "тихо льется с кленов листьев медь", "буйство глаз и половодье чувств", «белых яблонь дым», «сердце, тронутое холодком».

  • Много эпитетов: «белые яблони», «дух бродяжий», «утраченная свежесть».

  • Поэт очень любил риторические обращения и вопросы, и тут они тоже встречаются: «ты теперь не так уж будешь биться, сердце…», «жизнь моя? иль ты приснилась мне?», «будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

В стихотворении очень удачно использован пятистопный хорей с перекрестной рифмой (АВАВ) и чередованием мужских и женских слогов.

4. Как понять следующие строки?

“сердце, тронутое холодком” - проникающее в поэта-героя безразличие,- сердце ещё не превратилось в лёд, оно только тронуто холодком.

“страна березового ситца” – поэт использует метафоры, с целью обрисовать свою юность, это выражение – символ молодости.

“Я теперь скупее стал в желаньях” - проблема равнодушия и холодности не дает покоя поэту в последние годы его жизни. Под влиянием увядания он изменился: стал менее эмоциональным, «скупым в желаньях». Лирический герой обращается к жизни, желать стал значительно меньше, чем раньше.

5. Настроение стихотворения грустное. Какие слова создают грусть?

Чтобы передать тоскливое настроение, Сергей Есенин использует большое количество эпитетов: «утраченная свежесть», «тленны», «бродяжий», «скупее» и так далее. 

Шаганэ ты моя, Шаганэ. ”



  1. Стихотворение относится к любовной лирике. Какую еще тему затрагивает поэт?

В стихотворении отражается не только любовная лирика и симпатия к женщине, но и затрагивается тема безмерной любви к родине.

  1. Тема любви поэта к южанке уже звучала в русской лирике. С каким стихотворением Пушкина перекликается строчка “Не буди только память во мне…”?

А.С. Пушкина "Не пой, красавица, при мне"



3) Для создания образа родины используются различные художественные средства ? Определить какие.

· “луна там огромней в сто раз…” - гипербола

· “волнистая рожь” – эпитет

· “Эти волосы взял я у ржи…” - метонимия

Объясните, как понимать эти строки.

Гипербола «луна там огромней в сто раз» свидетельствует о силе привязанности поэта к «рязанским раздольям».

Образ родины в словах " луна там огромней в сто раз" и " волнистая рожь". Есенину так дорого все русское, что и луна кажется больше и бескрайние русские поля с " волнистой рожью", как предмет ностальгии по родине.

 А страдает он потому, что невыносимо скучает по родине, которая, собственно, и сделала его таким, каков он есть («…эти волосы взял я у ржи», – звучат его слова). Ярким символом в стихотворении становятся волосы лирического героя  «взятые» им у ржи. Это удивительно обозначает единство человека и его Родины. И даже несмотря на то, что местные красоты его также восхищают, отчий край Сергею все же милей.





4) Какую роль играет многоточие.

Как и во всех поэтических произведениях, многоточие подразумевает недосказанность, возможность продолжения темы ли образного ряда.



5) Стихотворение написано в виде обращения к Шаганэ. Какие слова и выражения относятся к разговорному стилю?

Признаки разговорного стиля – частицы, бессоюзная связь, лексические повторы, обращения

1) «Потому, что я с севера, что ли»

2)“Я готов рассказать тебе поле”

3) "Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли".
"Шаганэ ты моя, Шаганэ!.."

4) «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!