СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Контрольная работа составлена  с целью проверки уровня усвоения учащимися  творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. В разработке представлены 2 варианта и ответы к заданиям.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»

Контрольная работа по творчеству А. С.Пушкина и М. Ю.Лермонтова (7 класс)


1 вариант

1. Назовите годы жизни каждого из поэтов

А. С.Пушкин - М. Ю.Лермонтов -

а) 1814-1841 б) 1920-1947 в) 1799-1837 г) 1657-16872.

2. Определите жанр «Песни о Вещем Олеге».

а) былина б) поэма в) баллада г) легенда

3. С какой целью А. С. Пушкин использует в «Песне...» архаизмы (секира, тризна)?

а) следует за летописью б) стилизация под язык эпохи

в) создание правдоподобного фона

4. Какими средствами А. С. Пушкин передает свой восторг от Петербурга в поэме «Медный всадник»?

а) внутренними монологами б) прямыми авторскими оценками

в) с помощью героя-рассказчика г) через демонстрацию мнения Петра I

5. Что такое поэма?

а) торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою; б) поэтическое произведение эпического или героического характера;

в) один из лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

6. Как называется время царствования Бориса Годунова?

а) смутным б) светлым в) тёмным

7. В каком городе убили царевича Дмитрия?

а) в Москве б) в Угличе в) в Петербурге

8.Где была написана повесть А.С.Пушкина «Пушкина «Станционный смотритель».

а) в Царском Селе, б) в Москве в) в Болдино, г) в Петербурге

9. Соотнеси значения фразеологизмов, взятых из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Фразеологизмы

Значение фразеологизмов

1) Чин чина почитай

а) О сбившемся с верного, праведного пути человека, грешнике

2) Ни жив ни мёртв

б) Никаких вестей, известий, сведений (нет, не было)

3) Заблудшая овца

в) О соблюдении почтения к вышестоящему по должности

4) Ни слуху ни духу

г) 1- находящийся в предсмертном состоянии,

2- сильно перепуганный, расстроенный и т.п.

5) Бог её ведает

д) Никому не известно

6) Всяко случается

е) Опустившиеся, живущие в полной нищете от пьянства, распутства, разгула люди

7) Голь кабацкая

ё) По – разному, по - всякому, и так и сяк

10. Кем был Григорий (поэма «Борис Годунов»)?

а) дьяком; б) летописцем; в) иноком (монахом).

11. В «Песне о вещем Олеге» есть строка «И холод и сеча ему (коню) ничего». Что означает подчёркнутое устаревшее слово?

а) жара; б) работа; в) сражение.

12. Быт какого века описывается в «Песне про… удалого купца Калашникова»?

а) 16 в., б) 17в., в) 18в.

13. Под звуки какого музыкального инструмента исполняли песню про царя Ивана Васильевича и про купца Калашникова?

а) гармони, б) гуслей, в) балалайки.

14. Что царь приказал сделать после того, как закончился кулачный бой?

а) наградить Калашникова, б) отрубить Калашникову голову,

в) разрешил «торговать безданно, беспошлинно».

15. Как называется изобразительно – выразительное средство языка, использованное в приведённых ниже строках из «Песни про… удалого купца Калашникова»?

Ходит плавно – будто лебёдушка,

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт…

а) антитеза, б) метонимия, в) сравнение.

16. Вставьте пропущенные эпитеты в приведённый ниже текст из «Песни про…удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.

Над Москвой 1)____________, златоглавою,

Над стеной кремлёвской 2)_____________,

Из-за 3)_____________ лесов, из-за 4) ___________ гор,

По 5) ___________ кровелькам играючи,

Тучки 6) _____________ разгоняючи,

Заря 7) ___________ подымается;

Разметала кудри 8) _____________,

Умывалася снегами 9) _______________,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо 10) _________ смотрит, улыбается.

17. Начерти схему рифмовки приведённых ниже отрывков из стихотворений М.Ю.Лермонтова и напиши название рифмовки.

а) В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть;

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

(«Молитва»)

б) Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

(«Ангел»)

в) Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

(«Когда волнуется желтеющая нива…»)

18. Кто автор приведённых ниже строк ? Назовите произведение.

а) «Как сходились, собиралися

Удалые бойцы московские…»

б) «Старик не снес своего несчастия; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик».

в) «На святой Руси, нашей матушке.

Не сыскать такой красавицы».

г) «Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен».

д) «И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных».

19. Найти средства выразительности (2):

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

«Молитва» М. Ю.Лермонтов

20. Картинки, украшавшие жилище станционного смотрителя, рассказывают о:

а) героях библейской притчи «О блудном сыне»; б) героях библейского предания о Самсоне и Далиле; в) героях библейского предания о сотворении мира.

21. Выразительно-изобразительными средствами в строках «Из-под куста мне ландыш серебристый// Приветливо кивает головой» из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» являются:

а) эпитет и олицетворение; б) сравнение и метафора; в) гипербола и постоянный эпитет.



Контрольная работа по творчеству А. С.Пушкина и М. Ю.Лермонтова


2 вариант

1. Укажите, какое учебное заведение закончил каждый из поэтов:

А. С.Пушкин - М. Ю.Лермонтов -

а) Царскосельский лицей б) Славяно-греко-латинская академия

в) Лицей имени Кирилла и Мефодия г) Благородный пансион

2. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»?

а) «Повесть временных лет» б) исторические хроники

в) «История государства Российского» Н. М. Карамзина

3. Каково отношение А. С. Пушкина к Петру I в поэме «Медный всадник»?

а) восторженное б) негативное в) двойственное г) равнодушное

4. Какие исторические реалии введены в произведение «Песнь о вещем Олеге»?

а) образ кудесника б) описание дружины

в) щит на вратах Царьграда г) языческий бог Перун

5. Что такое поэма?

а) торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою; б) поэтическое произведение эпического или героического характера;

в) один из лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

6. Где находился Чудов монастырь (поэма «Борис Годунов»)?

а) в Угличе б) в Петербурге в) на территории Московского Кремля.

7. Сколько лет было царевичу Дмитрию?

а) лет семь б) лет десять в) лет двенадцать.

8. Соотнеси значения фразеологизмов, взятых из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Фразеологизмы

Значение фразеологизмов

1) Чин чина почитай

а) О сбившемся с верного, праведного пути человека, грешнике

2) Ни жив ни мёртв

б) Никаких вестей, известий, сведений (нет, не было)

3) Заблудшая овца

в) О соблюдении почтения к вышестоящему по должности

4) Ни слуху ни духу

г) 1- находящийся в предсмертном состоянии,

2- сильно перепуганный, расстроенный и т.п.

5) Бог её ведает

д) Никому не известно

6) Всяко случается

е) Опустившиеся, живущие в полной нищете от пьянства, распутства, разгула люди

7) Голь кабацкая

ё) По – разному, по - всякому, и так и сяк

9. Как звали ротмистра, жившего в Петербурге в Демутовом трактире, который увёз Дуню?

а) Иван Белкин, б) Самсон Вырин, в) Минский.

10.Какими словами закнчивается приведённая ниже фраза Пимена?

Ещё одно последнее сказанье –

И летопись…

а) окончена моя; б) продолжена моя; в) Борису понесут.

11. В «Песни о вещем Олеге» есть строка «Скажите, где мой конь ретивый?» что означает подчёркнутое слово?

а) старый; б) быстрый; в) непослушный.

12. В чьём имении прошло детство М.Ю.Лермонтова?

а) бабушки, б) дяди, в) тёти.

13. В каком году написана М.Ю.Лермонтовым «Песня про…удалого купца Калашникова»?

а) в 1835, б) 1836, в) в 1837.

14. В «Песне про…удалого купца Калашникова» есть слова:

Оцепили место в 25 сажень

Для охотницкого бою, одиночного.

а) около 15м., б) меньше 50 м., в) больше 50м.

15. Что появляется на душе у лирического героя стихотворения «Молитва» после прочтения молитвы?

а) тревога, б) тяжесть, в) лёгкость.

16. Вставьте пропущенные эпитеты в приведённый ниже текст из «Песни про…удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.

Над Москвой 1)____________, златоглавою,

Над стеной кремлёвской 2)_____________,

Из-за 3)_____________ лесов, из-за 4) ___________ гор,

По 5) ___________ кровелькам играючи,

Тучки 6) _____________ разгоняючи,

Заря 7) ___________ подымается;

Разметала кудри 8) _____________,

Умывалася снегами 9) _______________,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо 10) _________ смотрит, улыбается.

17. Начерти схему рифмовки приведённых ниже отрывков из стихотворений М.Ю.Лермонтова и напиши название рифмовки.

а) Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

(«Молитва»)

б) По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звёзды, и тучи толпой

Внимали той песне святой. («Ангел»)

в) Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,-

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

(«Когда волнуется желтеющая нива…»)

18. Кто автор приведённых ниже строк ? Назовите произведение.

а) «…Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они».

б) «…Хорощо тебе, детинушка,

Удалой боец, сын купеческий,

Что ответ держал ты по совести».

в) «Двери были заперты, он позвонил, прошло несколько секунд в тягостном для него ожидании. Ключ загремел, ему отворили».

г) «Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан».

д) «И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных».

19. Найти средства выразительности (2):

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листа.

20. Выразительно-изобразительными средствами в строках «Из-под куста мне ландыш серебристый// Приветливо кивает головой» из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» являются:

а) эпитет и олицетворение; б) сравнение и метафора; в) гипербола и постоянный эпитет.

21. Картинки, украшавшие жилище станционного смотрителя, рассказывают о:

а) героях библейской притчи «О блудном сыне»;

б) героях библейского предания о Самсоне и Далиле;

в) героях библейского предания о сотворении мира.


Контрольная работа по творчеству А. С.Пушкина и М. Ю.Лермонтова

Ответы

п/п

Вариант 1

п/п

Вариант 2

1

А.С.Пушкин – в

М.Ю.Лермонтов - а

1

А.С.Пушкин – а

М.Ю.Лермонтов - г

2

в

2

а

3

в

3

а

4

а

4

б, в

5

в

5

в

6

а

6

в

7

б

7

а

8

в

8

1-в, 2-г -1,2, 3-а, 4- б, 5-д, 6-ё, 7-е

9

1-в, 2-г -1,2, 3-а, 4- б, 5-д, 6-ё, 7-е

9

в

10

в

10

а

11

в

11

б

12

а

12

а

13

б

13

в

14

б

14

в

15

в

15

в

16

1) великой

2) белокаменной

3)дальних

4) синих

5)тесовым

6)серые

7) алая

8) золотистые

9) рассыпчатыми

10) чистые

16

1) великой

2) белокаменной

3)дальних

4) синих

5)тесовым

6)серые

7) алая

8) золотистые

9) рассыпчатыми

10) чистые

17

абаб – перакрёстная, аабб- парная,

абба- кольцевая, (опоясывающая)

17

абаб – перакрёстная, аабб- парная,

абба- кольцевая, (опоясывающая)

18

а - М.Ю.Лермонтов- «Песня…про купца Калашникова»

б - А.С.Пушкин - «Станционный смотритель»

в - М.Ю.Лермонтов -- «Песня…про купца Калашникова»

г - А.С.Пушкин - – «Песнь о вещем Олеге»

д - А.С.Пушкин - «Станционный смотритель»

18

а - А.С.Пушкин – «Песнь о вещем Олеге»

б - М.Ю.Лермонтов- «Песня…про купца Калашникова»

в - А.С.Пушкин- - «Станционный смотритель»

г - А.С.Пушкин -«Песнь о вещем Олеге»

д - А.С.Пушкин - «Станционный смотритель»

19

Эпитеты- жизни трудную, молитву чудную - (инверсия)

Олицетворение – теснится грусть

19

Эпитеты- желтеющая нива, свежий лес, малиновая слива, тенью сладостной;

Олицетворение – нива волнуется, слива прячется

20

а

20

а

21

а

21

а







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!