СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме «Волновая оптика» в 11 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: выявление усвоения учащимися обязательного минимума знаний и умений;

владение основными понятиями и законами;

1. -Знание/понимание физических величин:

            - показатель преломления,  скорость распространения света, длина волны, частота света.

понятий:

            - преломление света, дисперсия и дифракция света, интерференция когерентных световых  волн ;

2. Знание закона и практическое его использование:

            - принцип Гюйгенса; закон  преломления света

3. Воспринимать, перерабатывать, предъявлять учебную информацию:

            - строить дальнейший ход лучей в процессе дифракции , дисперсии и интерференции световых волн;;

            - использовать закон отражения и преломления на практике;

           

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Волновая оптика» в 11 классе»

Контрольная работа

по теме «Волновая оптика» в 11 классе.

Учитель физики высшей категории

Барковская Светлана Евгеньевна

МОУ СШ №1 рп Кузоватово Ульяновской области.

Цель работы: выявление усвоения учащимися обязательного минимума знаний и умений;

владение основными понятиями и законами;

1. -Знание/понимание физических величин:

- показатель преломления, скорость распространения света, длина волны, частота света.

понятий:

- преломление света, дисперсия и дифракция света, интерференция когерентных световых волн ;

2. Знание закона и практическое его использование:

- принцип Гюйгенса; закон преломления света

3. Воспринимать, перерабатывать, предъявлять учебную информацию:

- строить дальнейший ход лучей в процессе дифракции , дисперсии и интерференции световых волн;;

- использовать закон отражения и преломления на практике;

ВАРИАНТ 1.

1 .Луч от ла­зе­ра на­прав­ля­ет­ся пер­пен­ди­ку­ляр­но плос­ко­сти ди­фрак­ци­он­ной ре­шет­ки (см. ри­су­нок) в пер­вом слу­чае с пе­ри­о­дом d, а во вто­ром — с пе­ри­о­дом 2d.

Длина волны света такая, что пер­вые ди­фрак­ци­он­ные мак­си­му­му от­кло­ня­ют­ся на малые углы. Рас­сто­я­ние между ну­ле­вым и пер­вым ди­фрак­ци­он­ным мак­си­му­ма­ми на уда­лен­ном экра­не

 1) в обоих слу­ча­ях оди­на­ко­во

2) во вто­ром слу­чае при­бли­зи­тель­но в 2 раза мень­ше

3) во вто­ром слу­чае при­бли­зи­тель­но в 2 раза боль­ше



2. Два то­чеч­ных ис­точ­ни­ка света на­хо­дят­ся близ­ко друг от друга и со­зда­ют на уда­лен­ном экра­не устой­чи­вую ин­тер­фе­рен­ци­он­ную кар­ти­ну (см. ри­су­нок).

2.

Это воз­мож­но, если малые от­вер­стия в не­про­зрач­ном экра­не, осве­щен­ны

 1) каж­дое своим сол­неч­ным зай­чи­ком от раз­ных зер­кал

2) одно — лам­поч­кой на­ка­ли­ва­ния, а вто­рое — го­ря­щей све­чой

3) одно синим све­том, а дру­гое крас­ным све­том

4) све­том от од­но­го и того же то­чеч­но­го ис­точ­ни­ка мо­но­хро­ма­ти­че­ско­го света

    3

Для ви­ди­мо­го света угол пре­лом­ле­ния све­то­вых лучей на не­ко­то­рой гра­ни­це раз­де­ла двух сред умень­ша­ет­ся с уве­ли­че­ни­ем длины волны из­лу­че­ния. Ход лучей для трех цве­тов при па­де­нии бе­ло­го света из воз­ду­ха на гра­ни­цу раз­де­ла по­ка­зан на ри­сун­ке. Циф­рам со­от­вет­ству­ют цвета

 1) 1 — синий, 2 — зелёный, 3 — крас­ный 2) 1  — синий, 2 — крас­ный, 3 — зелёный

3) 1 — крас­ный, 2 — зелёный, 3 — синий 4) 1 — крас­ный, 2 — синий, 3 — зелёный

4. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны че­ты­ре ди­фрак­ци­он­ные решётки. Мак­си­маль­ный пе­ри­од имеет ди­фрак­ци­он­ная решётка под но­ме­ром

 

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

5. На ри­сун­ке изоб­ражён фраг­мент ин­тер­фе­рен­ци­он­ной кар­ти­ны, по­лу­чен­ной от двух ко­ге­рент­ных ис­точ­ни­ков света. Какое(-ие) утвер­жден ие(-я) являе(-ю)тся пра­виль­ным(-и)?

А. В точку 1 све­то­вые волны от ис­точ­ни­ков при­хо­дят в одной фазе.

Б. Оп­ти­че­ская раз­ность хода лучей от ис­точ­ни­ков до точки 2 равна чётному числу по­ло­вин длины волны.

 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верно и А и Б 4) не верно ни А, ни Б

6.

Уче­ник на­блю­дал яв­ле­ние ди­фрак­ции, глядя на ис­точ­ник света через ди­фрак­ци­он­ную решётку. Затем он решил по­лу­чить ди­фрак­ци­он­ную кар­ти­ну на экра­не с по­мо­щью этой же ди­фрак­ци­он­ной решётки, не­по­движ­но уста­нов­лен­ной на оп­ти­че­ской ска­мье, и тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы, на­прав­ляя вдоль нор­ма­ли к по­верх­но­сти решётки мо­но­хро­ма­ти­че­ский свет (см. ри­су­нок). Од­на­ко ди­фрак­ци­он­ной кар­ти­ны на экра­не не по­лу­чи­лось.

Для того чтобы на­блю­дать на экра­не кар­ти­ну, нужно

 1) пе­ре­дви­нуть экран влево, по­ме­стив его в фокус линзы

2) пе­ре­дви­нуть экран впра­во как можно даль­ше от линзы

3) пе­ре­дви­нуть ди­фрак­ци­он­ную решётку впра­во, по­ме­стив её в фокус линзы

4) пе­ре­дви­нуть ди­фрак­ци­он­ную решётку влево, по­ме­стив её как можно

ВАРИАНТ 2..

Лучи от двух ла­зе­ров, свет ко­то­рых со­от­вет­ству­ет дли­нам волн и , по­оче­ред­но на­прав­ля­ют­ся пер­пен­ди­ку­ляр­но плос­ко­сти ди­фрак­ци­он­ной ре­шет­ки (см. ри­су­нок).

Пе­ри­од ди­фрак­ци­он­ной ре­шет­ки такой, что пер­вые ди­фрак­ци­он­ные мак­си­му­мы от­кло­ня­ют­ся на малые углы. Рас­сто­я­ние между пер­вы­ми ди­фрак­ци­он­ны­ми мак­си­му­ма­ми на уда­лен­ном экра­не 

1) в обоих слу­ча­ях оди­на­ко­во 2) во вто­ром слу­чае при­бли­зи­тель­но в 1,5 раза боль­ше

3) во вто­ром слу­чае при­бли­зи­тель­но в 1,5 раза мень­ше 4) во вто­ром слу­чае при­бли­зи­тель­но в 3 раза боль­ше

2. Одна сто­ро­на тол­стой стек­лян­ной пла­сти­ны имеет сту­пен­ча­тую по­верх­ность, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. На пла­сти­ну пер­пен­ди­ку­ляр­но ее по­верх­но­сти па­да­ет све­то­вой пучок. Ко­то­рый после от­ра­же­ния от пла­сти­ны со­би­ра­ет­ся лин­зой. Длина па­да­ю­щей све­то­вой волны . При каком зна­че­нии вы­со­ты сту­пень­ки d ин­тен­сив­ность света в фо­ку­се линзы будет ми­ни­маль­ной?

3. Для ви­ди­мо­го света угол пре­лом­ле­ния све­то­вых лучей на не­ко­то­рой гра­ни­це раз­де­ла двух сред умень­ша­ет­ся с уве­ли­че­ни­ем длины волны из­лу­че­ния. Ход лучей для трех цве­тов при па­де­нии бе­ло­го света из воз­ду­ха на гра­ни­цу раз­де­ла по­ка­зан на ри­сун­ке. Циф­рам со­от­вет­ству­ют цвета 

1) 1 — синий, 2 — зелёный, 3 — крас­ный 2) 1 — синий, 2 — крас­ный, 3 — зелёный

3) 1 — крас­ный, 2 — зелёный, 3 — синий 4) 1 — крас­ный, 2 — синий, 3 — зелёный

4

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны че­ты­ре ди­фрак­ци­он­ные решётки. Ми­ни­маль­ный пе­ри­од имеет ди­фрак­ци­он­ная решётка под но­ме­ром

 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

5..

На ри­сун­ке изоб­ражён фраг­мент ин­тер­фе­рен­ци­он­ной кар­ти­ны, по­лу­чен­ной от двух ко­ге­рент­ных ис­точ­ни­ков света. Какое(-ие) утвер­жден ие(-я) являе(-ю)тся пра­виль­ным(-и)?

А. Оп­ти­че­ская раз­ность хода лучей от ис­точ­ни­ков до точки 1 равна чётному числу по­ло­вин длины волны.

Б. В точку 2 све­то­вые волны от ис­точ­ни­ков при­хо­дят в одной фазе.

 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верно и А и Б 4) не верно ни А, ни Б6.

6.

Уче­ник на­блю­дал яв­ле­ние ди­фрак­ции, глядя на ис­точ­ник света через ди­фрак­ци­он­ную решётку. Затем он решил по­лу­чить ди­фрак­ци­он­ную кар­ти­ну на экра­не с по­мо­щью этой же ди­фрак­ци­он­ной решётки, не­по­движ­но уста­нов­лен­ной на оп­ти­че­ской ска­мье, и тон­кой соби­ра­ю­щей линзы, на­прав­ляя вдоль нор­ма­ли к по­верх­но­сти решётки мо­но­хро­ма­ти­че­ский свет (см. ри­су­нок). Од­на­ко ди­фрак­ци­он­ной кар­ти­ны на экра­не не по­лу­чи­лось.

Для того чтобы на­блю­дать на экра­не кар­ти­ну, нужно

 1) пе­ре­ме­стить линзу впра­во так, чтобы её фокус ока­зал­ся в плос­ко­сти экра­на

2) пе­ре­ме­стить линзу влево так, чтобы её фокус ока­зал­ся в плос­ко­сти ди­фрак­ци­он­ной решётки

3) пе­ре­ме­стить экран впра­во, ото­дви­нув его как можно даль­ше от линзы

4) пе­ре­ме­стить ди­фрак­ци­он­ную решётку влево, ото­дви­нув её как можно даль­ше от линзы










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!