Контрольная работа по теме «Социальная сфера» (11 класс)
1.Запишите слово, пропущенное в таблице
Социальные явления | Характеристики |
Социальная мобильность | Любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую |
Социальная … | Существующее в обществе структурированное неравенство между различными социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа |
2.В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию современного общества. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) объём власти 2) уровень образования 3) этническая принадлежность
4) престиж занимаемой позиции 5) доход 6) возраст
4. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малая группа 2) неформальная группа 3) большая группа
4) референтная группа 5) профессиональная группа 6) формальная группа
5. Выберите верные суждения о видах социальной мобильности. Цифры укажите в порядке возрастания
1) внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому
2) наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность
3) повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности
4) с переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает
5) неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности
6. Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны
1) репродуктивная функция проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта
2) члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью
3) семья является одним из субъектов социального контроля
4) семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка
5) своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу
7. Выберите верные суждения о социальных группах и их видах. Цифры укажите в порядке возрастания
1) социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)
2) демографические группы выделяют по этносоциальному составу
3) в формальной группе межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке
4) принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе
5) группы и организации оказывают влияние на поведение человека
8. Укажите в приведенном ниже списке неформальные позитивные санкции
1) правительственная премия 2) спонсорский грант 3) похвала
4) аплодисменты 5) дружеское рукопожатие
9. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны
1) исполнение этических норм обеспечивается самоконтролем, совестью человека
2) социальные нормы отражают модели должного поведения
3) традиции фиксируются в нормативных актах
4) принятый в компании дресс-код относится к корпоративным нормам
5) порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали
10. Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны
1) понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте
2) значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями
3) гендер не исчерпывается понятием роли или совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола, - это проявление множества культурных составляющих пола
4) гендер - это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении
5) гендер - это наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия
11. Выберите верные суждения об этнических группах и межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны
1) один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе - компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства
2) этническими общностями являются племена, народности, нации
3) одним из способов гармонизации межнациональных отношений является развитие культурных связей между народами
4) все этнические общности обязательно имеют свою государственность
5) один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе — обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от их национальной принадлежности
12. Выберите верные суждения о молодёжи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания
1) возраст является основным решающим критерием для определения молодёжи, как группы
2) ведущим видом деятельности молодёжи является чаще всего ценностно-ориентировочная
3) для молодёжи как группы характерен особый психологический склад
4) ведущим видом деятельности молодёжи является учебная
5) для молодёжи всегда характерна приверженность патриархальным ценностям
13. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения
2) доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей
3) одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера
4) три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека
5) доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей
14. Установите соответствие между примерами и типами семей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
Примеры | Типы семей |
A) жена гражданина К. решила получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возьмет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла совмещать учёбу с работой Б) в семье С. всю работу по дому выполняет жена; муж считает, что он зарабатывает деньги, а обязанность жены - домашние дела B) отец семейства решил отправить сына учиться в кадетский корпус, а возражения матери оставил без внимания Г) на семейном совете было решено, что жена поедет в отпуск с подругой, а муж останется дома и займётся ремонтом квартиры Д) муж и жена решили потратить деньги, отложенные на совместный летний отдых, на путёвку в санаторий для бабушки жены | 1) патриархальная 2) партнерская |
15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и ___ (А), называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его ___ (Б) (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем ___ (В) и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной ___ (Г). Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли, совокупности__ (Д), которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом. Она распадается на ролевые ожидания и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей ___ (Е).
1) поведение 2) действие 3)обязанность 4) должность 5) система
6) деятельность 7) роль 8)предписание 9) принцип
16. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения».
План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
17. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «религиозная организация»
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах религиозных организаций;
− одно предложение, характеризующее функции религиозных организаций.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.