СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Сложное предложение".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа для обучающихся 9 класса по итогам изучения сложного предложения и его видов.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Сложное предложение".»

Контрольная работа по теме «Сложное предложение».

Вариант 1.

1. Укажите сложное предложение (Знаки препинания не расставлены).

а) В степи было тихо и светло.
б) Но не было на лицах их благородства и нельзя было ему ждать пощады от них.
в) Полный диск луны раньше кроваво-красный, бледнел удаляясь от земли бледнел и всё обильнее лил на степь голубоватую мглу.
г) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утёсы разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. 


2. Найдите придаточное определительное:

а) Час спу­стя там, где пылал костёр, оста­лась толь­ко куч­ка серой золы.
б) Я росла, не зная, как тонет в реках медленный закат.
в) Дом, где будут счастливы твои близкие, нужно строить самому.
г) Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.


3. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.

Ответ________________________________________________


4. Найдите БСП, соответствующее схеме:

[ = ]:[причина].


а) И думал он: отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу.

б) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль.

в) Другое занимает меня: пьесы моего героя будут играть в течение трёх столетий на всех сценах мира.

г) Я верю: новый век взойдёт средь всех несчастных поколений.


5. Прочитайте текст.

 (1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их
в речи.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) Предложение 2 сложное.

3) Предложение 3 односоставное безличное.

4) В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.

5) Предложение 5 осложнено однородными членами.

Ответ_________________________________________


6. Определите виды связи в СП.

Осетины шумно обступили меня и требовали на водку; но штабс-капитан так грозно на них прикрикнул, что они вмиг разбежались.

Ответ____________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Сложное предложение».

Вариант 2.

1. Укажите сложное предложение (Знаки препинания не расставлены).

а) Волна потока его охватила и кровь омывши одела в пену умчала в море.
б) Блестело море всё в ярком свете и грозно било о берег волны.
в) Высоко в горы вполз уж и лёг там в сыром ущелье свернувшись в узел и глядя в море.
г) В лес летели одни только звуки и фее было сладко слушать их.


2. Найдите придаточное определительное:

а) Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать.
б) Мы знаем, что будет счастье для всех людей труда.
в) Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться.
г) Домой он приходил в те редкие дни когда на огороде топили прокопчённую покосившуюся баньку.


3. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Глубокая тишина(1) нарушаемая всплесками рыбы(2) да криками какой-то (3)еще не уснувшей птицы(4) возившейся неподалеку(5) казалось(6) лишь подчеркивала(7) неодолимое наступление ночного покоя.

Ответ_______________________________________


4. Найдите БСП, соответствующее схеме:

[ время ] - [ ].


а) Он попробовал пошевелить рукой – она не двигалась.
б) Игнат спустил курок – ружье дало осечку.
в) Хорошо окончишь школу – появится возможность поступить в Академию художеств.
г) Подул свирепый северный ветер – все дрогнуло, ожило, забеспокоилось.


5. Прочитайте текст.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) Предложение 3 сложноподчинённое.

4) Предложение 4 простое.

5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.

Ответ_________________________________________


6. Определите виды связи в СП.

Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу, снегов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в гору.

Ответ____________________________________________________________________________






Контрольная работа по теме «Сложное предложение».

Вариант 3.

1. Укажите сложное предложение (Знаки препинания не расставлены).

а) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах полных медведей и волчьих стай.

б) Когда он жил в Крыму всё своё время посвящал созерцанию природы часами изучая на морском берегу узор бесконечно бегущих одна за другой волн.

в) Мы имеем один экземпляр Вселенной и не можем над ним экспериментировать.

г) Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо грубо зримо. 


2. Найдите придаточное изъяснительное:

а) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.

б) Юлия Дмитриевна, начальник велел, чтобы вы никуда не уходили.

в) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.

г) Мальчик, как только понял вопрос, сразу на него ответил.


3. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Невероятной кажется способность человека(1) который всю жизнь считал(2) что он aбсолютно неспособен к иностранным языкaм(3) но(4) попaв в чужую страну(5) в экстремальную ситуaцию(6) он быстро и легко выучивaет чужой язык(7) представлявшийся до этого(8) совершенно невозможным для запоминания.

Ответ_____________________________________


4. Найдите БСП, соответствующее схеме:

[ = ]:[пояснение].


а) Я обиделась на него: он был виноват передо мной.

б) Со мною происходит что-то непонятное: я постоянно тревожусь без причины.

в) Я поднял глаза и увидел: высоко в небе неслись над станцией птицы.

г) Я посмотрел на ночное небо: из-за туч выглянул серебристый серп месяца.


5. Прочитайте текст.

(1)Земля – третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября – день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря – самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня – самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой – на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой – на юго-западе.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное с придаточным определительным.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.

3) Первая часть предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.

4) Предложение 4 вопросительное.

5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающим словом.

Ответ_________________________________________


6. Определите виды связи в СП.

Переулок был весь в садах, и у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.

Ответ____________________________________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!