Контрольная работа. Лексика и фразеология. (5 класс)
I вариант
1. Вместо пропусков вставьте нужные слова.
а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ____________________.
б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются _________________________.
в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются ___________.
г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ________________.
д) Все слова языка - это _________________________.
2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. резвый конь – старая лошадь
Б. близкий человек – далекий друг
В. ключ от замка – родниковый ключ
3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. пришло тепло – сильный холод
Б. груша в саду – боксерская груша
В. большой бегемот – смешной гиппопотам
4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. сосновый бор – зубоврачебный бор
Б. угрюмый человек – радостный день
В. красный шарф – алый флаг
5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. твердое яблоко
Б. твердое решение
В. твердая земля
6. В какой строчке перечислены синонимы?
а) бедный, бедняк, беднеть, беднота, бедно;
б) бедный, нищий, убогий, скудный.
7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?
1) Хороша книга, да чтец плох.
2) Ученье - свет, а неученье - тьма.
3) На голове густо, а в голове пусто.
4) Кому приходилось подниматься, придётся и спускаться.
а) 6 б) 8 в) 10
8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.
а) Включить свет __________________________
б) Грустные глаза _________________________
9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение:
а) тушить ______________________________________________________________
б) лук ___________________________________________________________________
10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.
а) густой лес _____________________________
б) могучий конь _________________________
11. Найдите предложения, в которых есть фразеологизм. Подчеркните его. Укажите значение фразеологизма.
а) На заре ты меня не буди. ________________________________________________
б) Чтобы не опоздать на самолёт, пришлось встать ни свет ни заря.____________
в) Мы смотали удочки и отправились домой._______________________________
г) Старшеклассники идут – пора сматывать удочки.________________________
12. Найдите фразеологические синонимы
| Витать в облаках | | Связывать по рукам и ногам |
| Вставлять палки в колеса | | Из другого теста |
| Небо и земля | | Семи пядей во лбу |
| В тот же миг | | Сию минуту |
| Ума палата | | Строить воздушные замки |
13. Найдите фразеологические антонимы
| Душа в душу | | Как звезд на небе |
| С гулькин нос | | Последняя спица в колесе |
| Играть первую скрипку | | Как кошка с собакой |
| Рукой подать | | За тридевять земель |
| Восходящая звезда | | Угасшее светило |
14. Вставьте пропущенные буквы:
Ра...графить листок, к...сается каждого, прил...жение к учебнику, без...сходная ситуация, раз...скивать товарища, соб..рать грибы, хорошее во...питание, интересный доклад...ик, бе...звёздное небо, ра...сеянный ученик, отд...рать от доски, сверх...нтересный фильм, и..толочь перец, имя прил...гательное, слегка к...снулся.
Контрольная работа. Лексика и фразеология. (5 класс)
II вариант
1. Вместо пропусков вставьте нужные слова.
а) Словарный запас языка - это _____________________.
б) Слова, имеющие только одно лексическое значение, называются ______________.
в) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются _____________________.
г) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются ______________________________.
д) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _______________.
2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий пирожок – жаркий день
Б. теплый чай – холодный вечер
В. иголка ели – иголка для шитья
3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. громадный дом – большой зверь
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. труд к радости – безделье к несчастью
4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь
Б. железная воля
В. железная труба
6. В какой строчке перечислены синонимы?
а) верный, преданный, постоянный, неизменный;
б) верный, верность, верить, верно, вернее.
7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?
1) В глаза не хвали, а за глаза не кори.
2) Лучшая из вещей – новая, лучший из друзей – старый.
3) Не говори плохое, если хочешь услышать хорошее.
4) Где умному горе, там глупому веселье.
а) 8 б) 9 в) 10
8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.
а) Строить дом _______________________ __
б) Говорить правду _____________________
9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение:
а) месяц _______________________________________________________________
б) коса ________________________________________________________________
10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.
а) смеяться над шуткой _______________________________________________
б) хороший друг ___________________________________________________
11. Найдите предложения, в которых есть фразеологизм. Укажите значение фразеологизма.
а) Дворняга завиляла хвостом и подошла к ребятам. __________________________
б) Я человек прямой, вилять хвостом не умею.________________________________
в) Мы смотали удочки и отправились домой. _________________________________
г) Старшеклассники идут – пора сматывать удочки.__________________________
12. Найдите фразеологические синонимы
| Набрать в рот воды | | Пожимать плечами |
| Встал не с той ноги | | Всего ничего |
| Теряться в догадках | | Играть в молчанку |
| Кот наплакал | | Не в духе |
| Как сквозь землю провалился | | Днем с огнем не найдешь |
13. Найдите фразеологические антонимы
| Как из-под земли вырос | | Засучив рукава |
| Бить баклуши | | Сидеть сложа руки |
| Как кошка с собакой | | Чуть свет |
| На ночь глядя | | Как сквозь землю провалился |
| Не покладая рук | | Не разлей вода |
14. Вставьте пропущенные буквы:
Бе...покойный ребёнок, ул...жить дрова, меж...нститутская встреча, бе..заботный день, под...тожить ра..ходы, прик...сновение к руке, нат...реть морковь, заж...гать гирлянду, изл...гать факты, нежное к...сание, молодой груз...ик, опытный развед...ик, отп...реть двери, ра..свет над рекой, во..поминания об отпуске, сверх...зысканное блюдо.
| 1 вариант |
| Омонимы, антонимы, синонимы, многозначные, лексика |
| А |
| А |
| А |
| Б |
| Б |
| В |
| А) тьма Б) весёлые |
| Тушить пожар-тушить капусту Зелёный лук- лук для стрельбы |
| Редкий лес Сильный конь |
| Б) Ни свет ни заря - рано Г) сматывать удочки - убегать |
| 1- д 2-а 3-б 4-г 5-в |
| 1-в 2-а 3-б 4-г 5-д |
| А) жестокой и безжалостной, горько, отчаянно, ясно и отчётливо. Б) плохое и хорошее, рано поздно, снаружи, а изнутри. В) за чистую монету, мороз по коже пробежал |
| 2 вариант |
| Лексикон, однозначные, омонимы, антонимы, синонимы |
| А |
| В |
| А |
| Б |
| А |
| В |
| Ломать дом Говорить ложь |
| Летний месяц-месяц на небе Длинная коса-острая коса-песчаная коса |
| Хохотать Товарищ |
| Б - вилять хвостом - обманывать, лукавить Г) сматывать удочки - убегать |
| 1- в 2-г 3-а 4-б 5-д |
| 1-г 2-а 3-д 4-в 5-б |
| А) юным, старым; вниз, вверх; рано поздно. Б) злой и беспощадной, вплотную, впритык, жалкое, беспомощное В) испокон веку, за тридевять земель |