СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа. Лексика и фразеология. (5 класс)

I вариант

 

1. Вместо пропусков вставьте нужные слова.

 

а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ____________________.

б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются _________________________.

в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются ___________.

г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ________________.

д) Все слова языка - это _________________________.

 

2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. резвый конь – старая лошадь

Б. близкий человек – далекий друг

В. ключ от замка – родниковый ключ

 

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. пришло тепло – сильный холод

Б. груша в саду – боксерская груша

В. большой бегемот – смешной гиппопотам

 

4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. сосновый бор – зубоврачебный бор

Б. угрюмый человек – радостный день

В. красный шарф – алый флаг

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" 5 класс»

Контрольная работа. Лексика и фразеология. (5 класс)

I вариант


1. Вместо пропусков вставьте нужные слова.


а) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются ____________________.

б) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются _________________________.

в) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются ___________.

г) Слова, имеющие два и более лексических значений называются ________________.

д) Все слова языка - это _________________________.


2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. резвый конь – старая лошадь

Б. близкий человек – далекий друг

В. ключ от замка – родниковый ключ


3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. пришло тепло – сильный холод

Б. груша в саду – боксерская груша

В. большой бегемот – смешной гиппопотам


4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. сосновый бор – зубоврачебный бор

Б. угрюмый человек – радостный день

В. красный шарф – алый флаг


5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. твердое яблоко

Б. твердое решение

В. твердая земля


6. В какой строчке перечислены синонимы?

а) бедный, бедняк, беднеть, беднота, бедно;

б) бедный, нищий, убогий, скудный.


7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?

1) Хороша книга, да чтец плох.

2) Ученье - свет, а неученье - тьма.

3) На голове густо, а в голове пусто.

4) Кому приходилось подниматься, придётся и спускаться.


а) 6     б) 8     в) 10


8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.

а) Включить  свет __________________________

б) Грустные  глаза _________________________


9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение:

а) тушить  ______________________________________________________________

б) лук ___________________________________________________________________


10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.

а) густой лес _____________________________

б) могучий конь _________________________


11. Найдите предложения, в которых есть фразеологизм. Подчеркните его. Укажите значение фразеологизма.

а) На заре ты меня не буди. ________________________________________________

б) Чтобы не опоздать на самолёт, пришлось встать ни свет ни заря.____________

в) Мы смотали удочки и отправились домой._______________________________  

г) Старшеклассники идут – пора сматывать удочки.________________________



12. Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки


1

2

3

4

5







13. Найдите фразеологические антонимы

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило


1

2

3

4

5







14. Вставьте пропущенные буквы:

Ра...графить листок, к...сается каждого, прил...жение к учебнику, без...сходная ситуация, раз...скивать товарища, соб..рать грибы, хорошее во...питание, интересный доклад...ик, бе...звёздное небо, ра...сеянный ученик, отд...рать от доски, сверх...нтересный фильм, и..толочь перец, имя прил...гательное, слегка к...снулся.



Контрольная работа. Лексика и фразеология. (5 класс)

II вариант


1. Вместо пропусков вставьте нужные слова.

а) Словарный запас языка - это _____________________.

б) Слова, имеющие только одно лексическое значение, называются ______________.

в) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются _____________________.

г) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются ______________________________.

д) Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи, называются _______________.


2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. горячий пирожок – жаркий день

Б. теплый чай – холодный вечер

В. иголка ели – иголка для шитья


3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. громадный дом – большой зверь

Б. зеленый лук – лук для стрельбы

В. труд к радости – безделье к несчастью


4. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. родниковый ключ – ключ от двери

Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша

В. давай смеяться – стали хохотать


5. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. железный гвоздь

Б. железная воля

В. железная труба


6. В какой строчке перечислены синонимы?

а) верный, преданный, постоянный, неизменный;  

б) верный, верность, верить, верно, вернее.


7. Прочитайте пословицы. Сколько слов-антонимов использовано в них?

1) В глаза не хвали, а за глаза не кори.

2) Лучшая из вещей – новая, лучший из друзей – старый.

3) Не говори плохое, если хочешь услышать хорошее.

4) Где умному горе, там глупому веселье.


а) 8   б) 9   в) 10


8. Подберите и запишите антонимы к выделенным словам.

а) Строить дом _______________________ __

б) Говорить правду _____________________


9. Подберите к данным словам омонимы, составьте с ними словосочетания, поясняющие их значение:

а) месяц _______________________________________________________________

б) коса ________________________________________________________________


10. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.

а) смеяться над шуткой _______________________________________________

б) хороший друг ___________________________________________________


11. Найдите предложения, в которых есть фразеологизм. Укажите значение фразеологизма.

а) Дворняга завиляла хвостом и подошла к ребятам. __________________________

б) Я человек прямой, вилять хвостом не умею.________________________________

в) Мы смотали удочки и отправились домой. _________________________________ 

г) Старшеклассники идут – пора сматывать удочки.__________________________



12. Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь



1

2

3

4

5







13. Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода


1

2

3

4

5






14. Вставьте пропущенные буквы:

Бе...покойный ребёнок, ул...жить дрова, меж...нститутская встреча, бе..заботный день, под...тожить ра..ходы, прик...сновение к руке, нат...реть морковь, заж...гать гирлянду, изл...гать факты, нежное к...сание, молодой груз...ик, опытный развед...ик, отп...реть двери, ра..свет над рекой, во..поминания об отпуске, сверх...зысканное блюдо.



1 вариант

Омонимы, антонимы, синонимы, многозначные, лексика

А

А

А

Б

Б

В

А) тьма

Б) весёлые

Тушить пожар-тушить капусту

Зелёный лук- лук для стрельбы

Редкий лес

Сильный конь

Б) Ни свет ни заря - рано

Г) сматывать удочки - убегать

1- д

2-а

3-б

4-г

5-в

1-в

2-а

3-б

4-г

5-д

А) жестокой и безжалостной, горько, отчаянно, ясно и отчётливо.

Б) плохое и хорошее, рано поздно, сна­ру­жи, а из­нут­ри.

В) за чи­стую мо­не­ту, мороз по коже про­бе­жал



2 вариант

Лексикон, однозначные, омонимы, антонимы, синонимы

А

В

А

Б

А

В

Ломать дом

Говорить ложь

Летний месяц-месяц на небе

Длинная коса-острая коса-песчаная коса

Хохотать

Товарищ

Б - вилять хвостом - обманывать, лукавить

Г) сматывать удочки - убегать

1- в

2-г

3-а

4-б

5-д

1-г

2-а

3-д

4-в

5-б

А) юным, старым; вниз, вверх; рано поздно.

Б) злой и беспощадной, вплот­ную, впри­тык, жал­кое, бес­по­мощ­ное

В) ис­по­кон веку, за три­де­вять зе­мель



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!