СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме: "Кровообращение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

контрольная представлена в формате ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме: "Кровообращение"»

СПЕЦИФИКАЦИЯ

проверочной работы по теме: «Кровь. Кровообращение».

  1. Назначение проверочной работы – определение степени усвоения классом и каждым учащимся материала темы «Кровь. Кровообращение», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.

2. Содержание теста – биология, 8 класс.

3. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. /Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н.Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова/ Биология в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 57.

  • Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – с. 49.

4. Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:

  • А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- Биология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.:Вентана - Граф, 2010 г. - 272 с.ил.

  • Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: М.:Дрофа, 2009 г.- 336 с. ил.

5. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный, полиморфный тематический тест.

6. Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.

7. Структура проверочной работы.

Работа состоит из 3 частей (таблица 1).

Часть 1 (А) – 10 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных.

Часть 2 (В) – 3 задания, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответа из шести предложенных, 2 задания открытого типа, из них 1 – на установление соответствия и 1 – на установление последовательности.

Часть 3 (С) – 2 задания открытого типа, из них1 –применение знаний в изменённой ситуации, 2 – на умение работать с текстом .

Таблица 1.

Распределение заданий проверочной работы по частям работы

N

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

1

Часть А

10

10

с выбором ответа

2

Часть В

3

6

с кратким ответом

3

Часть С

2

6

с развёрнутым ответом


Итого

15

22



8. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.

Содержание проверочной работы можно разделить на 4 блока.

Первый блок «Внутренняя среда организма» включает материал о внутренней среде организма, гомеостазе, составе крови, функциях её компонентов; знаниях о группах крови, о правилах переливания крови.

Второй блок «Иммунитет» составляют задания, проверяющие знания об иммунитете, его видах, истории открытия; понятий: фагоцитоз, антитела, антигены, вакцина, лечебная сыворотка.

Третий блок «Транспортные системы организма» составляют задания, проверяющие знания о строении и функции кровеносной и лимфатической системы, строении и работе сердца, движении крови по сосудам, пульсе, кровяном давлении; регуляции работы сердечно-сосудистой системы.

Четвёртый блок «Гигиена сердечно - сосудистой системы» составляют задания, проверяющие знания о заболеваниях сердца и сосудов, о факторах и мерах их профилактики, видах кровотечений и мерах оказания первой помощи.

Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: знать и понимать биологическую терминологию, знать признаки биологических объектов, их строение (клетки крови, сосуды, сердце); понимать сущность биологических процессов (работа сердца, причины движения крови по сосудам, свёртывание крови, переливание крови, механизмы формирования иммунитета, регуляция сердечно – сосудистой системы). Уметь анализировать и оценивать факторы риска на здоровье человека (правила оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях, меры профилактики заболеваний крови, сердца и сосудов). Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов темы «Кровь. Кровообращение» на базовом уровне.

Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: сравнивать строение и функции форменных элементов крови; обосновывать взаимосвязь строения и функций сердца и сосудов, движение крови по кругам кровообращения. Задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в 2 – 4 блоках работы.

Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов, использование теоретических знаний и практической деятельности, решение задач высокого уровня сложности (таблица 2).

Таблица 2.

Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности

Виды учебной деятельности


Содержательные

блоки

Воспроизведение знаний



Применение знаний

в знакомой ситуации


Применение знаний

в изменённой ситуации



Итого:

1. Внутренняя среда организма

2

1



2. Иммунитет

2

1



3. Транспортные системы организмы

3

2

1


4. Гигиена сердечно – сосудистой системы

1

1

1


Итого:

8

5

2

15


9. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.

В работе используются задания базового (53%), повышенного (33%) и высокого (14%) уровней сложности (таблица 3).

Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определение их последовательности. Задания высокого уровня предусматривают развёрнутый свободный ответ и направлены на проверку умений школьников самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.

Таблица 3.

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Обозначение заданий в работе

Базовый (Б)

8

А1 – А8

Повышенный (П)

5

А9 – А10, В1 – В3

Высокий (В)

2

С1 – С2

Итого

15




10. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.

11. Средний уровень трудности заданий – 51%.

12. Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.

13. Форма предъявления – бланковые тесты.

14. Инструкции для учащихся – в тесте.

15. Количество вариантов в работе – 2.

16. Количество заданий в варианте теста – 15.

17. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) и политомическая (0 – 3).

18. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

  1. для каждого задания части 1 (А) – 1 - 2 минуты;

  2. для каждого задания части 2 (В) – до 3 минут;

  3. для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.

19. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А1 – А10) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В1 – В3) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания В1 – В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

Задания части 3 (С1 – С2) высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.

20. Дополнительные материалы и оборудование.

Дополнительные материалы и оборудование не нужны.


21. План теста по теме «Кровь. Кровообращение»

Таблица 4.

№ зада

ния

Проверяемые элементы

содержания

Уровень сложности задания1; ориентировочная трудность задания, в %;

виды знаний2

Макс. кол-во баллов за выполнение

задания

Время выполне

ния задания

Часть 1

А1

Внутренняя среда организма

Б, 80, 1

1

1

А2

Форменные элементы крови, их функция.

Б, 70, 1

1

1

А3

Группы крови. Переливание крови.

Б, 70, 1

1

1

А4

Заболевания крови.

Б, 70, 2

1

1

А5

История открытия иммунитета

Б, 60, 1

1

1

А6

Виды иммунитета

Б, 60, 5

1

1

А7

Нарушения иммунной системы

Б, 50, 1

1

1

А8

Строение сердца

Б, 50, 3

1

1

А9

Гуморальная регуляция сердца

П, 40, 6

1

1

А10

Гигиена сердечно – сосудистой системы

П, 40, 6

1

2

Часть 2

В1

Обобщение и применение знаний организменного уровня организации жизни (строение и работа сердца)

П, 40, 2

2

3

В2

Сопоставление особенностей биологических процессов, явлений, проявляющихся на клеточном уровне организации жизни ( форменные элементы крови)

П, 40, 5

2

3

В3

Установление последовательности процессов, протекающих в организме

(движение крови по кругам кровообращения)

П, 40, 4

2

3

Часть 3

С1

Применение знаний в новой ситуации

( оказание первой помощи при кровотечениях)

В, 30, 6

3

10

С2

Работа с текстом

В, 30, 6

3

10


Итого:


А – 10;

В – 3;

С – 2

Б – 8;

П – 5;

В - 2

22

40

Примечание:

1 – Б – базовый уровень, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.

2 виды биологических знаний:

1 –

фактуальные знания;

2 –

классификационные знания;

3 –

алгоритмические знания;

4 –

причинно-следственные знания;

5 –

сравнительные знания;

6 –

системные знания.





Проверочная тестовая работа по теме «Кровь. Кровообращение» (8 класс)

Вариант 1

Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.







A1. Кровь состоит из:

1) плазмы, эритроцитов, лейкоцитов

2) плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов

3) плазмы, лейкоцитов и тромбоцитов

4) межклеточной жидкости, лимфы и форменных элемен­тов


А 2. Эритроциты выполняют функцию -

  1. переносят кислород

  2. участвуют в свертывании крови

  3. защищают организм от инфекционных болезней

  4. переносят питательные вещества


А 3. Кровь людей I группы можно переливать людям

  1. только с I группой крови

  2. только со II группой крови

  3. с любой группой крови

  4. только с IV группой крови


А 4. Одной из причин малокровия может быть:

1) недостаток железа в пище

2) повышенное содержание эритроцитов

3) жизнь в горах

4) недостаток сахара


А 5. Впервые применил прививку

  1. Л. Пастер

  2. И. Мечников

  3. Э. Дженнер

  4. Р. Кох


А 6. Естественный иммунитет

  1. приобретается в результате прививок

  2. приобретается в результате введения лечебных сы­вороток

  3. не является врожденным

  4. является врожденным или приобретается в ре­зультате перенесённого заболевания


А 7. Длительный иммунитет НЕ вырабатывается против:

1) кори

2) гриппа

3) ветрянки

4) скарлатины


А 8. На рисунке изображена схема строения сердца челове­ка. Какой буквой на ней обозначено правое предсердие?


1)А 2) Б 3)В 4) Г

А 9. Под влиянием адреналина сердечные сокращения

  1. ослабляются

  2. не изменяются

  3. учащаются

  4. становятся реже


А 10. Артериальное кровотечение трудно остановить, так как в артериях

  1. низкое давление и маленькая скорость крови

  2. высокое давление и большая скорость крови

  3. кровь содержит много кислорода

  4. кровь содержит много углекислого газа



Часть 2

Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.




В 1. К фазам сердечного цикла человека относят

  1. систола предсердий, продолжительностью 0,5 сек

  2. систола желудочков, продолжительностью 0,3 сек

  3. диастола предсердий, продолжительностью 0,4 сек

  4. диастола желудочков, продолжительностью 0,7 сек

  5. систола предсердий продолжительностью 0,1 сек

  6. диастола, продолжительностью 0,4 сек







  1. При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.



В2. Установите соответствие между признаком и формен­ным элементом, к которому этот признак относится. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.


ПРИЗНАК

Форменные элементы крови

А) имеет ядро на всех стадиях развития

1) эритроцит

Б) в зрелом состоянии ядра не имеет

2) лейкоцит

В) способен к фагоцитозу


Г) придает крови красный цвет


Д) содержит гемоглобин


Е) способен к самостоятельному движению


А

Б

В

Г

Д

Е








При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в клетке, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.








В3. Укажите последовательность кровеносных сосу­дов, по которым проходит кровь в большом кру­ге кровообращения.

  1. левый желудочек

  2. правое предсердие

  3. капилляры

  4. полые вены

  5. аорта

  6. средние и мелкие артерии









Часть 3

  1. При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.


С 1. Какие меры первой помощи следует применить при венозном кровотечении?

С 2. Найдите ошибки в приведенном тексте, ис­правьте их, укажите номера предложений, в ко­торых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Кровеносная система человека состоит из сердца и сосудов. 2. Сердце человека — это трехкамерный мышечный орган. 3. Они образуют два круга кровообращения. 4. Малый круг — тканевой и большой круг — лёгочный. 5. Малый круг кровообращения берёт начало в правом желудочке сердца. 6. Большой круг берёт начало в левом предсер­дии.


Проверочная тестовая работа по теме «Кровь. Кровообращение» (8 класс)

Вариант 2

Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.







А 1. Внутреннюю среду организма составляют:

1) кровь, желчь, межклеточное вещество

2) кровь, лимфа, тканевая жидкость

3) кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток

4) кровь и лимфа


А 2. Лейкоциты выполняют функцию -

  1. переносят кислород

  2. участвуют в свертывании крови

  3. защищают организм от инфекционных болезней

  4. переносят углекислый газ


А 3. Кровь людей IV группы можно переливать лю­дям, имеющим … группу

  1. IV группу

  2. III группу

  3. II группу

  4. I группу

А 4. Для свёртывания крови необходимо присутствие ионов:

1) железа

2) йода

3) калия

4) кальция


А 5. Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он

  1. открыл условные рефлексы

  2. создал фагоцитарную теорию иммунитета

  3. открыл круги кровообращения

  4. создал вакцины против ряда заболеваний


А 6. Иммунитет, приобретаемый в результате пред­упредительных прививок или введения лечебных сы­вороток,

  1. искусственный

  2. естественный

  3. врожденный

  4. приобретенный


А 7. Опасность СПИДа заключается в том, что он:

1) вызывает простуду

2) приводит к потере иммунитета

3) вызывает аллергию

4) передается по наследству


А 8. На рисунке изображена схема строения сердца челове­ка. Какой буквой на ней обозначен левый желудочек?


1)А 2 ) В 3) Б 4) Г


А 9. Под влиянием ацетилхолина сердечные сокращения

  1. ослабляются

  2. не изменяются

  3. учащаются

  4. становятся реже


А10. У человека, постоянно потребляющего алкоголь, в мышце сердца

  1. увеличивается содержание белка

  2. уменьшается содержание жира и увеличивается содержание белка

  3. уменьшается содержание белка и жира

  4. увеличивается содержание жира и уменьша­ется содержание белка



Часть 2

Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.





В1. Стенка сердца состоит из следующих слоёв:

  1. эпикард

  2. эктодерма

  3. перикард

  4. эндокард

  5. миокард

  6. мезодерма







  1. При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.





В 2. Установите соответствие между признаком и форменными элементами крови.


Форменные элементы крови

Признак

А) переносят кислород от легких к органам и тканям

1) Эритроциты

Б) удаляют углекислый газ из органов и тканей

2) Лейкоциты

В) вырабатывают антитела


Г) захватывают и пожира­ют бактерии


Д) имеют ядро


Е) не имеют ядра



А

Б

В

Г

Д

Е







При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в организме, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.






В3. Укажите последовательность кровеносных сосу­дов, по которым проходит кровь в малом кру­ге кровообращения.

  1. левое предсердие

  2. капилляры

  3. лёгочная вена

  4. правый желудочек

  5. лёгочная артерия








Часть 3

При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.




С 1. Какие меры первой помощи следует применить при капиллярном кровотечении?

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте, ис­правьте их, укажите номера предложений, в ко­торых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

  1. Выделяют три вида кровеносных сосудов че­ловека: артерии, вены, капилляры. 2. По венам кровь идёт от сердца. 3. По артериям кровь идёт к сердцу. 4. По артериям большого круга кровообраще­ния идёт артериальная кровь. 5. По венам малого круга кровообращения идёт венозная кровь. 6. Между предсердиями и желудочками находятся створчатые клапаны.


Ответы


Вариант 1

Вариант 2

Часть 1

Часть 1

А1

2

А6

4

А1

2

А6

1

А2

1

А7

2

А2

3

А7

2

А3

3

А8

4

А3

3

А8

3

А4

1

А9

3

А4

4

А9

1

А5

3

А10

2

А5

2

А10

4



Вариант 1

Вариант 2

Часть 2

Часть 2

В1

356

В1

145

В2

212112

В2

112221

В3

156342

В3

45231




Вариант 1

Вариант 2

Часть 3

Часть 3

С1

1. Вокруг раны дезинфицировать йодом или зелёнкой;

2. Наложить стерильную давящую повязку;

3. Доставить больного в больницу

С1

1.Рану промыть 3% -ным раствором перекиси водорода;

2. Дезинфицируют йодом или зелёнкой;

3. Накладывают чистую марлевую повязку

С2

Ошибки сделаны в предложениях 2,4,6. Правильное написание текста.

  1. Кровеносная система человека состоит из сердца и сосудов.

  2. Сердце человека — это четырёхкамерный мышечный орган.

  3. Они образуют два круга кровообращения.

  4. Малый круг легочный — и большой круг — тканевой.

  5. Малый круг кровообращения берет начало в правом желу­дочке сердца.

  6. Большой круг берет начало в левом желудочке.


С2

Ошибки сделаны в предложениях 2, 3, 5.

Правильное написание текста.

  1. Выделяют три вида кровеносных сосудов че­ловека: артерии, вены, капилляры.

  2. По венам кровь идет к сердца.

  3. По артериям кровь идет от сердцу

  4. По артериям большого круга кровообраще­ния идет артериальная кровь.

  5. По венам малого круга кровообращения идет артериальная кровь.

  6. Между предсердиями и желудочками находятся створчатые клапаны



Критерии оценивания части 3 (задания С1 – С2)

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ

ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

ЭТАЛОН

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. 2 –;

  2. 3 –;

  3. 4 –.


В ответе указаны и исправлены все три ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации

3

В ответе указаны 2 – 3 ошибки, но исправлены только 2. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

2

В ответе указаны 1 – 3 ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются

1

Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3



Критерии оценки выполнения проверочной работы:

Отметка

% выполнения заданий теста

Количество баллов

«5»

Правильно выполнено 87 – 100% заданий теста

19 – 22

«4»

Правильно выполнено 61 – 86% заданий теста

13 – 18

«3»

Правильно выполнено 35 – 60% заданий теста

8 – 12

«2»

Правильно выполнено 34% и менее заданий теста

0 – 11







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!