СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме: «Электролитическая диссоциация»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид мониторинга – тематический.

Цель: проверка уровня усвоения основных понятий темы «Электролитическая диссоциация».

Данные тесты составлены в соответствии с требованиями к тестам ЕГЭ, их можно применить:

  • в 9 кл (по программе Л.С.Гузея) при изучении темы № 3 (16). «Электролитическая диссоциация»;
  • в 11 классе (по программе О.С.Габриеляна)  при изучении темы № 3 «Теория электролитической  диссоциации».
  • Тесты можно использовать во внеурочной работе при подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме: «Электролитическая диссоциация»»

Контрольная работа по теме: «Электролитическая диссоциация»


Вид мониторинга – тематический.

Цель: проверка уровня усвоения основных понятий темы «Электролитическая диссоциация».

Данные тесты составлены в соответствии с требованиями к тестам ЕГЭ, их можно применить:

  • в 9 кл (по программе Л.С.Гузея) при изучении темы № 3 (16). «Электролитическая диссоциация»;

  • в 11 классе (по программе О.С.Габриеляна) при изучении темы № 3 «Теория электролитической диссоциации».

  • Тесты можно использовать во внеурочной работе при подготовке к ЕГЭ.


Содержание указанных программ.

Программа двухуровневого курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.

Авторы: Л.С.Гузей, Р.П.Суровцева// Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. М.: Дрофа, 2001.

Тема № 3 (16). Электролитическая диссоциация.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Электролиты-расплавы и электролиты-растворы. Кислоты, основания, амфолиты, соли. Реакции в растворах электролитов. Обратимые и необратимые реакции. Полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций в растворах электролитов. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Реакции в растворах электролитов. Полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций в растворах электролитов. Степень диссоциации. Химические свойства кислот, оснований и солей с позиций теории электролитической диссоциации. Решение расчётных задач на вычисление массы или количества вещества продукта реакции, если один из реагентов взят в избытке.


Программа курса химии для Х-ХI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Авторы: И.Г.Остроумов, А.С.Боев.

Тема № 3. Теория электролитической диссоциации.

Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Условия протекания реакций между электролитами до конца.


Содержание учебного материала, подлежащего контролю.


  1. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация.

  2. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

  3. Реакции в растворах электролитов. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций в растворах электролитов.

  4. Химические свойства кислот, оснований и солей с позиции теории электролитической диссоциации.

  5. Решение расчётных задач на вычисление массы, объема или количества вещества продукта реакции, если один из реагентов взят в избытке.




Контрольная работа по теме: «Электролитическая диссоциация»


Инструкция по выполнению работы


На выполнение данной работы отводится 40 мин. Работа состоит из трех частей и включает 10 заданий.

Часть А включает семь заданий (А1-А7). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть В (В1-В2) состоит из двух заданий, для которых нужно дать ответ в виде числа или в виде набора цифр, записав их последовательно, без пробелов.

Часть С состоит из одного сложного задания и требует полного развёрнутого ответа.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

За выполнение различных по сложности заданий дается один (часть А), два (частьВ) или четыре (часть С) балла, которые затем суммируются. Постарайтесь набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!



ВАРИАНТ 1


ЧАСТЬ А

При выполнении заданий этой части (А1- А7) выберите только один из четырёх предложенных вариантов ответа. В бланке ответов выполняемого вами задания

поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какое из веществ является электролитом:

  1. сахар;

  2. поваренная соль;

  3. этиловый спирт;

  4. оксид кремния.


А2. Как называются частицы, которые в растворе будут двигаться к катоду:

  1. катионы;

  2. атомы;

  3. анионы;

  4. электроны.


А3. Верны ли следующие суждения об электролитах:

А. При растворении в воде электролиты распадаются на свободные ионы.

Б. Электролитами могут быть только вещества с неполярной ковалентной связью.

  1. верно только суждение А;

  2. верно только суждение Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

А4. Разбавленная серная кислота не взаимодействует с одним из веществ:

  1. цинк;

  2. карбонат калия;

  3. медь;

  4. гидроксд железа (III).



А5. Реакции ионного обмена возможны между веществами, формулы которых:

  1. НCl и Н2SO4;

  2. CaCO3 и NaСl;

  3. CaCO3 и НСl;

  4. NaOH и CaCl2;

А6. Одновременно в водном растворе могут находиться ионы:

  1. Fe3+ ; SO42- ; K+; NO3-;

  2. Ba2+ ; NO3-; NH4+ ; SO42- ;

  3. Zn2+ ; Cl- ; Fe2+ ; OH- ;

  4. Cu2+ ; Br- ; S2- ; Ag+.

А7. Сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении, соответствующем молекулярному уравнению Fe(OH)3 + H2SO4 → Fe2(SO4)3 + H2O;

  1. 14;

  2. 8;

  3. 4;

  4. 13.


ЧАСТЬ В

В задании В1 на установление соответствия к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов (цифры).

В задании В 2 ответом является число.


В1. Установите соответствие между молекулярным и сокращённым ионными уравнениями:


Молекулярные уравнения

Сокращенные ионные уравнения

A) ВаСl 2 + H2SO4 → Ва SO4 ↓ + 2HCl

  1. СaO + 2H+ → Сa2+ + H2O

Б) СaO + 2HCl → СaCl2 + H2O

  1. Сa2+ + CO32- → Cа CO3

B) CaCl2 + Na2CO3 → Ca CO3↓ + 2NaCl

  1. Ва2+ + SO42- → Ва SO4

Г) Na2SO3 + 2HCl → 2NaCl + SO2↑ + H2O

  1. 2H+ + SO32- → SO2↑ + H2O



А

Б

В

Г





Ответ: __________________ .


В2. Смешали растворы, содержащие 20 г гидроксида натрия и 20 г соляной кислоты. Масса образовавшейся при этом соли равна: ____________г. (Запишите число с точностью до сотых).


ЧАСТЬ С


На задание этой части нужно дать развёрнутый ответ с уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме.


С1. В четырёх пробирках имеются растворы хлорида натрия, карбоната натрия, гидроксида натрия и фосфорной кислоты. Идентифицируйте содержимое пробирок, используя необходимые качественные реактивы. Рассуждения подтвердите уравнениями реакций.



ХИМИЯ


Контрольная работа по теме: «Электролитическая диссоциация»


Инструкция по выполнению работы

На выполнение данной работы отводится 40 мин. Работа состоит из трех частей и включает 10 заданий.

Часть А включает семь заданий (А1-А7). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть В (В1-В2) состоит из двух заданий, для которых нужно дать ответ в виде числа или в виде набора цифр, записав их последовательно, без пробелов.

Часть С состоит из одного сложного задания и требует полного развёрнутого ответа.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

За выполнение различных по сложности заданий дается один (часть А), два (частьВ) или четыре (часть С) балла, которые затем суммируются. Постарайтесь набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!



ВАРИАНТ 2


ЧАСТЬ А

При выполнении заданий этой части (А1- А 7) выберите только один из четырёх предложенных вариантов ответа. В бланке ответов выполняемого вами задания

поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какое из веществ не является электролитом:

  1. этиловый спирт;

  2. соляная кислота;

  3. гидроксид натрия;

  4. хлорид калия.


А2. Как называются частицы, которые в растворе будут двигаться к аноду:

  1. катионы;

  2. анионы;

  3. атомы;

  4. электроны.

А3. Верны ли следующие суждения о кислотах:

А.Кислоты – это электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода.

Б. В растворах кислот лакмус изменяет свою окраску в розовый цвет.

  1. верно только суждение А;

  2. верно только суждение Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.


А4. Соляная кислота взаимодействует с одним из веществ:

  1. ртуть;

  2. гидроксид калия;

  3. оксид углерода (IV);

  4. нитрат калия.

А5. Реакции ионного обмена возможны между веществами, формулы которых:

  1. СuSO4 и Fe(OH)2;

  2. СuSO4 и NaOH;

  3. Сu (OH)2 и NaСl;

  4. NaOH и CuO.

А6. Одновременно в водном растворе могут находиться ионы:

  1. Al3+ ; SO42- ; Na+; NO2-;

  2. Ca2+ ; NO3-; K+ ; OH- ;

  3. Ba2+ ; Br- ; Mg2+ ; PO43- ;

  4. Cu2+ ; I- ; S2- ; Ag+.


А7. Выберите молекулярное уравнение, соответствующее сокращённому ионному уравнению Сu2+ + 2OH- Cu(OH)2

  1. СuS + 2NaOH → Cu(OH)2 ↓ + Na2S

  2. СuSO4 + Zn (OH)2 → Cu(OH)2 ↓ + Zn SO4

  3. CuO + H2O → Cu(OH)2

  4. CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 ↓ + 2NaCl



ЧАСТЬ В

В задании В1 на установление соответствия к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов (цифры).

В задании В 2 ответом является число.


В1. Установите соответствие между реагентами и сокращённым ионными уравнениями:


Реагенты

Сокращенные ионные уравнения

A) NaOH + HCl

  1. СaСO3 + 2H+ → Сa2+ + СO2↑ + H2O

Б) Na2СO3 + HCl

  1. CO32- + H2O → HCO3- + OH-

B) Na2СO3 + СO2 + H2O

  1. H+ + OH- → H2O

Г) CaCO3 + HCl

  1. CO32- + 2H+ → Сa2+ + СO2↑ + H2O


  1. CO32- + СO2 + H2O → 2 HCO3-


  1. Н CO3- + H+ → СO2↑ + H2O



А

Б

В

Г





Ответ: _______________ .

В2. Объём углекислого газа, выделившегося при сливании растворов, содержащих 10,6 г Na2СO3 и 19,6 г H2SO4 _________________ л. (Записать ответ с точностью до сотых).


ЧАСТЬ С

На задание этой части нужно дать развёрнутый ответ с уравнениями реакций и соответствующими расчётами.


С1.

В каких массовых отношениях смешали 15% - ные растворы гидроксида калия и соляной кислоты для получения нейтрального раствора соли? Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.

ХИМИЯ

Контрольная работа по теме: «Электролитическая диссоциация»


Инструкция по выполнению работы

На выполнение данной работы отводится 40 мин. Работа состоит из трех частей и включает 10 заданий.

Часть А включает семь заданий (А1-А7). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть В (В1-В2) состоит из двух заданий, для которых нужно дать ответ в виде числа или в виде набора цифр, записав их последовательно, без пробелов.

Часть С состоит из одного сложного задания и требует полного развёрнутого ответа.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

За выполнение различных по сложности заданий дается один (часть А), два (частьВ) или четыре (часть С) балла, которые затем суммируются. Постарайтесь набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!


ВАРИАНТ 3

ЧАСТЬ А

При выполнении заданий этой части (А1- А 7) выберите только один из четырёх предложенных вариантов ответа. В бланке ответов выполняемого вами задания

поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какое из веществ не является электролитом:

  1. серная кислота;

  2. гидроксид натрия;

  3. хлорид бария;

  4. оксид азота (II).

А2. .В приведенном ряду все вещества являются сильными электролитами:

  1. НСl; NaOH; NaCl;

  2. НСl; NaOH; CH3COOH;

  3. НСl; Cu(OH)2; H2SO4;

  4. CaCO3; Cu(OH)2; H2SO4.

А3. Соответственно электролитом и неэлектролитом являются:

  1. Н2О и NaOH;

  2. НСl и CuO;

  3. NaOH и H2SO4;

  4. NaOH и НСl.

А4. Соляная кислота не взаимодействует с одним из веществ:

  1. ртуть;

  2. гидроксид калия;

  3. оксид железа (III);

  4. сульфит калия.

А5. Верны ли следующие суждения:

А.Реакции ионного обмена возможны в том случае, если: выпадает осадок, выделяется газ или образуется малодиссоциирующее вещество.

Б. Электролитами являются вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток.

  1. верно только суждение А;

  2. верно только суждение Б;

  3. верны оба суждения;

  4. оба суждения неверны.

А6. Реакции ионного обмена не возможны между веществами, формулы которых:

  1. Сu (OH)2 и NaСl;

  2. AgNO3 и HСl;

  3. СuSO4 и NaOH;

  4. Fe(OH)2 и НNO3.


А7. Сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении между сульфатом железа (II) и гидроксидом калия равна:

  1. 5;

  2. 4;

  3. 3;

  4. 12.


ЧАСТЬ В

В задании В1 на установление соответствия к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов (цифры).

В задании В 2 ответом является число.


В1. Установите соответствие признаками реакций и сокращённым ионными уравнениями:


Признаки реакции

Сокращенные ионные уравнения реакций

A) Выделяется газ

  1. Fe3+ + 2OH- → Fe(OH)3

Б) Образуется малодиссоциирующее вещество

  1. Ag+ + Cl- → Ag Cl

B) Выпадает осадок желтого цвета

  1. H+ + OH- → H2O

Г) Выпадает творожистый белый осадок, темнеющий на воздухе и нерастворимый в азотной кислоте

  1. 2H+ + S2- → H2S


  1. Ag+ + PO43- → Ag3 PO4


  1. Сu2+ + 2OH- → Cu(OH)2



А

Б

В

Г





Ответ _____________ .


В2. Через раствор, содержащий 11,2 г гидроксида кальция пропустили 2,24 л углекислого газа. Масса получившегося осадка равна ______________ г. (Записать ответ с точностью до целых).



ЧАСТЬ С


На задание этой части нужно дать развёрнутый ответ с уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме.


С1. В четырёх пробирках имеются растворы карбоната натрия, сульфита натрия, сульфида натрия и силиката натрия. Как одним реагентом идентифицировать содержимое пробирок? Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите их признаки.


ХИМИЯ

Контрольная работа по теме: «Электролитическая диссоциация»


Инструкция по выполнению работы

На выполнение данной работы отводится 40 мин. Работа состоит из трех частей и включает 10 заданий.

Часть А включает семь заданий (А1-А7). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть В (В1-В2) состоит из двух заданий, для которых нужно дать ответ в виде числа или в виде набора цифр, записав их последовательно, без пробелов.

Часть С состоит из одного сложного задания и требует полного развёрнутого ответа.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

За выполнение различных по сложности заданий дается один (часть А), два (частьВ) или четыре (часть С) балла, которые затем суммируются. Постарайтесь набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!


ВАРИАНТ 4

ЧАСТЬ А

При выполнении заданий этой части (А1- А 7) выберите только один из четырёх предложенных вариантов ответа. В бланке ответов выполняемого вами задания

поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Какое из веществ является неэлектролитом:

  1. гидроксид натрия;

  2. азотная кислота;

  3. сахар;

  4. хлорид натрия.

А2. Электролиты – это любые вещества, которые:

  1. проводят электрический ток;

  2. растворимы в воде;

  3. не растворимы в органических растворителях;

  4. диссоциируют в растворах и расплавах на ионы.

А3. Какое из перечисленных ниже веществ при диссоциации в водном растворе не образует ионы водорода::

  1. NaOH;

  2. НСl;

  3. NaНСO3;

  4. Н2SO4.

А4. Верны ли следующие суждения:

А. Щёлочи взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли и воды.

Б. Щёлочи – это электролиты, которые диссоциируют в водных растворах и расплавах на катионы металла и гидроксид-анионы.

  1. верно только суждение А;

  2. верно только суждение Б;

  3. оба суждения неверны;

  4. верны оба суждения.

А5.Разбавленная серная кислота не взаимодействует с:

  1. металлами, стоящими в ряду напряжений металлов до водорода;

  2. металлами, стоящими в ряду напряжений металлов после водорода;

  3. основными оксидами;

  4. основаниями.



А6. Реакции ионного обмена возможны между веществами, формулы которых:

  1. K2SO4 и NaСl;

  2. CH3OH и NaСl;

  3. ВаСl2 и Н2SO4;

  4. KCl и NaNO3.

А7. Сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении между хлоридом алюминия и гидроксидом калия равна:

  1. 3;

  2. 4;

  3. 5;

  4. 6.


ЧАСТЬ В

В задании В1 на установление соответствия к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов (цифры).

В задании В 2 ответом является число.


В1. Установите соответствие между уравнениями реакций и их признаками:


Уравнения реакций

Признаки реакции

A) СuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 + 2NaCl

1) выпадает белый творожистый осадок;

Б) AgNO3 + HCl → AgCl + H NO3

2) выделяется газ, при пропускании которого через известковую воду, она мутнеет;

B) Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CO2 + H2O

3) ощущается запах тухлых яиц;

Г) Na2S + 2HCl →2NaCl + H2S

4) выпадает студенистый голубой осадок;


5) выпадает бурый осадок;


6) выделяется газ, который поддерживает горение.



А

Б

В

Г





Ответ _____________ .


В2. Масса осадка, который образуется при смешивании 16 г 10% -ного раствора сульфата меди (II) и 12 г гидроксида натрия, равна ______________ г. (Записать ответ в бланк ответов с точностью до целых).



ЧАСТЬ С


На задание этой части нужно дать развёрнутый ответ с уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме.


С1. В четырёх пробирках имеются растворы карбоната калия, хлорида натрия, ортофосфата калия, сульфита натрия. Идентифицируйте каждое из веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций и укажите их признаки.


Контрольная работа по теме: «Электролитическая диссоциация»

Инструкция по оцениванию работы для учителя

На выполнение данной работы отводится 40 мин. Работа состоит из трех частей и включает 10 заданий.

Часть А включает семь заданий (А1-А7). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждый правильный ответ ставится один балл. Максимальное количество баллов (А1-А7) – 7 баллов.

Часть В (В1-В2) состоит из двух заданий, для которых нужно дать ответ в виде числа или в виде набора цифр, записав их последовательно, без пробелов. За каждый правильный ответ – 2 балла. Максимальное количество баллов за часть В – 4 балла.

Часть С состоит из одного сложного задания и требует полного развёрнутого ответа. Задание С1 оценивается в зависимости от степени выполнения, примерная схема оценки прилагается. Максимальное количество баллов – 4 балла.

После проверки работы баллы суммируются, максимальное количество баллов – 15.


Таблица соответствия баллов отметкам по 5-бальной системе


Баллы

% выполнения

Оценка

13,5 - 15

90 - 100

5

10,5- 13

70 -89

4

8 - 10

50-69

3


Менее 50

2


Ответы


Часть А


В ариант



№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

А1

2

1

4

3

А2

1

2

1

4

А3

1

3

2

1

А4

3

2

1

4

А5

3

2

3

2

А6

1

1

1

3

А7

2

4

2

3


Часть В


В ариант



№ задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

В1

3124

3451

4352

4123

В2

29,25

2,24

10

9,8


Решение задания части С

Вариант 1


Дано: растворы NaCl; Na2CO3; H3PO4; NaOH.

Задание: идентифицировать вещества, используя качественные реактивы.

Решение:

  1. Возьмем пробы из каждой пробирки и добавим к ним нитрат серебра (I). По характеру выпавших осадков определим вещества:

  • в той пробирке, где находился NaCl, выпадет белый творожистый осадок, темнеющий на воздухе и нерастворимый в азотной кислоте;

  • Na2CO3 взаимодействует с нитратом серебра (I), при этом выпадает белый осадок, но он растворяется в азотной кислоте;

  • Na3PO4 взаимодействует с нитратом серебра (I), при этом выпадает осадок жёлтого цвета;

  • NaOH взаимодействует с нитратом серебра (I), при этом выпадает осадок бурого цвета.

  1. Составим уравнения реакций:


А) NaCl + AgNO3 → Na NO3 + Ag Cl ↓

белый т осадок

Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- → Na+ + NO3- + Ag Cl ↓

Ag+ + Cl- → Ag Cl ↓ 1 балл

Ag Cl не растворяется в азотной кислоте

Б) Na2CO3 + 2AgNO3 → 2Na NO3 + Ag2 CO3

белый т осадок

2Na+ + CO32- + 2Ag+ + 2NO3- → 2Na+ + 2NO3- + Ag2 CO31 балл

2Ag+ + CO32- → Ag2 CO3

Ag2 CO3 растворяется в азотной кислоте:

Ag2 CO3 + 2HNO3 → 2AgNO3 + CO2↑ + H2O

Ag2 CO3 + 2H+ + 2NO3- → 2Ag+ + 2NO3- + CO2↑ + H2O

Ag2 CO3 + 2H+ → 2Ag+ + CO2↑ + H2O


B) Na3РO4 + AgNO3 → 3Na NO3 + Ag3 РO4

жёлтый осадок 1 балл

3Na+ + РO43- + 3Ag+ + 3NO3- → 3Na+ + 3NO3- + Ag3 РO4

3Ag+ + РO43- → Ag3 РO4



Г) 2NaOH + 2AgNO3 → 2Na NO3 + Ag2 O↓ + H2O

бурый осадок

2Na+ + 2OH- + 2Ag+ + 2NO3- → 2Na+ + 2NO3- + Ag2 O↓ + H2O 1 балл

+ 2Ag+ + 2OH- → Ag2 O↓ + H2O



Может быть предложена другая последовательность идентификации веществ, в любом случае – за правильное написание уравнения реакции в молекулярном и ионном виде ставится 1 балл, если не написаны ионные уравнения, молекулярные уравнения оцениваются 0,5 б.





Решение задания части С

Вариант 2

Дано:

ω1 = ω2 = 15%

КОН

НСl

При смешивании получилась нейтральная соль.


М ассовые отношения растворов? (m1 р-ра : m2 р-ра = ?)

ω3 (КСl) - ?



Решение:

    1. Составляем уравнение реакции и анализируем его:


КОН + НСl → К Сl + Н2О 0,5 балла

1 моль 1 моль 1 моль


Из уравнения следует, что вещества реагируют в равных количественных соотношениях.

    1. Предположим, что в реакцию с соляной кислотой вступил 1 моль гидроксида калия (56г), тогда соляной кислоты потребовалось 1 моль (36,5 г). 1 балл

    2. Найдем массы растворов с массовой долей 15%, в которых содержатся указанные массы веществ:


m р-ра(КОН) = 56: 0,15 = 373,3 (г) 0,5 балла

m р-ра(НСl) = 36,5: 0,15 = 243,3 (г)

Массовые отношения указанных растворов составляют:

m1 р-ра : m2 р-ра = 373,3 г : 243,3 г = 1 : 1,54 0,5 балла


    1. Находим массу получившейся соли, учитывая то, что её количество равно 1 моль:

m = M · ν

m = 74,5 г/моль · 1 моль = 74,5 г 0,5 балла


    1. Находим массовую долю соли в полученном растворе:


ω3 (КСl) = 74,5 : (373,3 + 243,3) = 0,12 = 12% 1 балл



Ответ: массовые отношения указанных растворов составляют: 1 : 1,54

массовая доля соли в полученном растворе – 12%.



4 балла






Решение задания части С

Вариант 1


Дано: растворы NaCl; Na2CO3; H3PO4; NaOH.

Задание: идентифицировать вещества, используя качественные реактивы.

Решение:

Возьмем пробы из каждой пробирки и добавим к ним нитрат серебра (I). По характеру выпавших осадков определим вещества:

  • в той пробирке, где находился NaCl, выпадет белый творожистый осадок, темнеющий на воздухе и нерастворимый в азотной кислоте;

  • Na2CO3 взаимодействует с нитратом серебра (I), при этом выпадает белый осадок, но он растворяется в азотной кислоте;

  • Na3PO4 взаимодействует с нитратом серебра (I), при этом выпадает осадок жёлтого цвета;

  • NaOH взаимодействует с нитратом серебра (I), при этом выпадает осадок бурого цвета.

Составим уравнения реакций:


А) NaCl + AgNO3 → Na NO3 + Ag Cl ↓

белый т осадок

Na+ + Cl- + Ag+ + NO3- → Na+ + NO3- + Ag Cl ↓

Ag+ + Cl- → Ag Cl ↓ 1 балл

Ag Cl не растворяется в азотной кислоте

Б) Na2CO3 + 2AgNO3 → 2Na NO3 + Ag2 CO3

белый осадок

2Na+ + CO32- + 2Ag+ + 2NO3- → 2Na+ + 2NO3- + Ag2 CO31 балл

2Ag+ + CO32- → Ag2 CO3

Ag2 CO3 растворяется в азотной кислоте:

Ag2 CO3 + 2HNO3 → 2AgNO3 + CO2↑ + H2O

Ag2 CO3 + 2H+ + 2NO3- → 2Ag+ + 2NO3- + CO2↑ + H2O

Ag2 CO3 + 2H+ → 2Ag+ + CO2↑ + H2O


B) Na3РO4 + 3AgNO3 → 3Na NO3 + Ag3 РO4

жёлтый осадок 1 балл

3Na+ + РO43- + 3Ag+ + 3NO3- → 3Na+ + 3NO3- + Ag3 РO4

3Ag+ + РO43- → Ag3 РO4



Г) 2NaOH + 2AgNO3 → 2Na NO3 + Ag2 O↓ + H2O

бурый осадок

2Na+ + 2OH- + 2Ag+ + 2NO3- → 2Na+ + 2NO3- + Ag2 O↓ + H2O 1 балл

+ 2Ag+ + 2OH- → Ag2 O↓ + H2O



Может быть предложена другая последовательность идентификации веществ, в любом случае – за правильное написание уравнения реакции в молекулярном и ионном виде ставится 1 балл; если написаны только молекулярные уравнения, то ставится 0,5 б.




Решение задания части С

Вариант 3


Дано: растворы Na2CO3; Na2SO3; Na2S; Na2SiO3 .

Задание: идентифицировать вещества, используя только один реактив.

Решение:

Для определения веществ нужно использовать сильную кислоту, например, соляную.


Na2CO3 ↑ выделяется углекислый газ (без запаха)

Na2SO3 Н+ ↑ выделяется сернистый газ (с резким запахом)

N a2S ↑ выделяется сероводород (газ с запахом тухлых яиц)

Na2SiO3 ↓ выпадает студенистый осадок



Уравнения реакций:


A)

Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + H2O + CO2

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- → 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2↑ 1 балл

2H+ + CO32- → H2O + CO2


Б)

Na2SO3 + 2HCl → 2NaCl + H2O + SO2

2Na+ + SO32- + 2H+ + 2Cl- → 2Na+ + 2Cl- + H2O + SO2↑ 1 балл

2H+ + SO32- → H2O + SO2


B)

Na2S + 2HCl → 2NaCl + H2S↑

2Na+ + S2- + 2H+ + 2Cl- → 2Na+ + 2Cl- + H2S↑ 1 балл

2H+ + S2- → H2S↑


Г)

Na2SiO3 + 2HCl → 2NaCl + H2SiO3

2Na+ + SiO32- + 2H+ + 2Cl- → 2Na+ + 2Cl- + H2SiO3↓ 1 балл

2H+ + SiO32- → H2SiO3


















Решение задания части С

Вариант 4


Дано: растворы веществ: К2СO3; NaCl; K3PO4; Na2SO3.

Задание: идентифицируйте каждое из веществ.

Решение:

Берем пробы из каждой пробирки и добавляем к ним кислоту для определения сульфита натрия и карбоната калия:

А) в пробирке с карбонатом калия выделяется газ без запаха:

K2CO3 + 2HCl → 2KCl + H2O + CO2

2K+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- → 2K+ + 2Cl- + H2O + CO2↑ 1 балл

2H+ + CO32- → H2O + CO2

Б) в пробирке с сульфитом натрия выделяется газ с резким запахом:

Na2SO3 + 2HCl → 2NaCl + H2O + SO2

2Na+ + SO32- + 2H+ + 2Cl- → 2Na+ + 2Cl- + H2O + SO2↑ 1 балл

2H+ + SO32- → H2O + SO2

К оставшимся растворам добавляем нитрат серебра (I):

В) в пробирке с хлоридом натрия выпадает творожистый осадок белого цвета, не растворимый в азотной кислоте:

КCl + AgNO3 → К NO3 + Ag Cl ↓

К+ + Cl- + Ag+ + NO3- → К+ + NO3- + Ag Cl ↓

Ag+ + Cl- → Ag Cl ↓ 1 балл

Ag Cl не растворяется в азотной кислоте

Г) в пробирке с ортофосфатом калия выпадает осадок жёлтого цвета:

К3РO4 + AgNO3 → 3К NO3 + Ag3 РO4

+ + РO43- + 3Ag+ + 3NO3- → 3К+ + 3NO3- + Ag3 РO4↓ 1 балл

3Ag+ + РO43- → Ag3 РO4



Может быть предложена другая последовательность идентификации веществ, в любом случае – за правильное написание уравнения реакции в молекулярном и ионном виде ставится 1 балл; если написаны только молекулярные уравнения, то ставится 0,5 б.


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!