Контрольная работа
по русскому языку
за 1 полугодие
ученика (цы) 10 класса
_____________________________
(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.
2) Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.
3) При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.
4) В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвуют в водном метаболизме.
5) Жиры – один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.
ОТВЕТ______________
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Вопреки этому
2) В частности,
3) Следовательно,
4) Несмотря на это,
5) Возможно
ОТВЕТ_______________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УСЛО́ВИЕ, условия, ср.
1. Уговор, соглашение (на словах или письменное) о чем-нибудь между двумя или несколькими лицами. По условию, они должны были съехаться в Москве. Выполнить условие. Нарушить условие. Все наши условия остаются в силе.
2. Официальный договор. Заключить условие. Подписать условие.
3. Статья договора, предусматривающая действия его участников в определенных обстоятельствах, в той или иной области (офиц.). В договор включено условие о сроках платежа.
4. Требование, предложение одной договаривающейся стороны, принимаемое или отвергаемое другой стороной. Победители навязали тяжелые условия побежденным. Выставить определенные условия. Какое ваше условие? Он принял все наши условия. Отклонить чьи-нибудь условия.
5. преим. мн., какие или чего. Правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности. Условия пользования электрическим освещением. На льготных условиях. На тяжелых условиях.
6. только мн., какие или чего. Обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь. «- Необычайно тяжелы были жилищные условия. В маленьких "каморках", в рабочих казармах жили по 10 - 12 человек рабочих.» История ВКП(б). Работать в хороших условиях. В лучших условиях. Нормальные условия для труда. Условия жизни.
7. какое или чего. То, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое. Это возможно только при одном условии, а именно… При том условии, чтоб… При условии, если… При условии не опаздывать. Дать деньги при условии или под условием возвращения в срок. При условии хорошей погоды. При прочих равных условиях. Важным условием успешности учащихся является применение правильных педагогических методов.
ОТВЕТ______________
4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
БантЫ;
кренИтся;
еретИк;
некролОг.
гналА;
ОТВЕТ______________
5. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово
НамЕрение;
бОроду;
кормЯщий;
довЕрху.
сОгнутый
ОТВЕТ______________
6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) ДЛИТЕЛЬНЫЙ кашель у ребёнка нередко является симптомом серьёзного заболевания.
2) В БОЛОТИСТОЙ почве содержится мало кислорода и питательных веществ, необходимых растениям.
3) Обширные территории Сибири и Дальнего Востока расположены в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.
4) К негативным ЭКОЛОГИЧНЫМ факторам относятся химическое загрязнение воды и уничтожение зелёных насаждений.
ОТВЕТ______________
7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1) Попадая в ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЕ положение, каждый из нас действует обычно в соответствии со своим характером.
2) Интерьеры с дизайном в готическом стиле ВЕЛИЧЕСТВЕННЫ и изящны.
3) ЭФФЕКТИВНЫЙ метод лечения заболеваний верхних дыхательных путей – ингаляция.
4) Розовый, багряный и кирпичный цвета являются оттенками красного, но их ЦВЕТНОЙ тон различается по насыщенности и освещённости.
ОТВЕТ______________
8.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник. ОТВЕТ______________
9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта — одержать первенство в олимпиадной борьбе.
ОТВЕТ______________
10. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯГТЕ на пол
ПО ПРИЕЗДЕ домой
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
храбрые ОФИЦЕРЫ
ОТВЕТ______________
11. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ящик МАНДАРИН
выступали ПРОФЕССОРА
ИХ предложения
более КРАСИВЫЙ
ИСПЕКИ пирог
ОТВЕТ______________
12.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении сложного предложения | 1) В выступлении приводились данные, которые, кажется, что где-то частично уже звучали. 2) Согласно учению Карлоса Кастанеды, физической реальности как таковой не существует, но есть картина описания мира. 3) Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых». 4) По письмам и мемуарам, написанными современниками А. С. Пушкина, историкам литературы с точностью до деталей удалось восстановить день дуэли. 5) А теперь представьте себе, что вы перенеслись на одну из звёзд, находящихся на удалении от нашей Земли на расстоянии в пятьдесят световых лет. 6) Маленькая звёздочка, которую можно увидеть на небе в безоблачную ночь, может прекратить своё существование в любую секунду, а люди на земле будут продолжать видеть её на протяжении многих лет. 7) Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоких знаний человека. 8) Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 9) Если принять учение Кастанеды за истину, то в таком случае довольно сложно понять — существует ли время вообще или это очередное абстрактное представление, созданное человеком исключительно для удобства? |
13.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в употреблении имени числительного | 1) Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать двое суток. 2) В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, которые были посвящены творчеству Н.В. Гоголя. 3) По окончанию университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из научно-исследовательских институтов. 4) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному. 5) Толстой-публицист не только приобрел огромную известность в России, но и во всем мире. 6) Ю. Олéша в одном из своих писем рассуждал о том, что же самое прекрасное из увиденного им на земле. 7) Гулко пришлепывая сандалиями, взвилась на дороге пыль. 8) Мне пришлось уточнить, что придёшь ли ты на собрание. 9) Приём, который оказала Чайковскому публика на фестивале в Нью-Йорке в 1891 году, был радушным и искренним. |
14. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) комфортный, искоренить, отрасль
2) занимать, угрожать, роскошный
3) разгорается, излагать, блистать
4) фестиваль, заросли, пловчиха
5) водоросли, заровнять (канаву), подпирающий
ОТВЕТ______________
15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) интеллeкт, коллизия, ландшaфт
2) метaфopa, обелиcк, ноcтaльгия
3) паpaгpaф, сapафaн, описаться
4) ревизор, протокол, замереть
5) мармелад, витрина, фонтaн
ОТВЕТ______________
16. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) б…калея, в…негрет, к…валерия
2) прид…рутся, вск…чить, приг…реть
3) инц…дент, г..ризонт, д…спансер
4) прив…легия, к_рнавал, экв_валент
5) к_рантин, ед…ница, кл…вета
ОТВЕТ______________
17. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) чере..чур, бе…платно, ра…цвести
2) пр…бывать (в городе), пр…лечь, пр…возмочь
3) меж…нститутский, без…скусный, дез…нформация
4) меж…ядерный, пан…японский, пред…юбилейный
5) о…дать, о…таять, на…резать
ОТВЕТ______________
18. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ра…граничить, не…держанный, бе…болезненный
2) сверх…емкий, сверх…чувствительный, раз…езд
3) с…митировать, от…грать, пред…стория
4) пр…вередливый, пр…оритет, пр…чудливый
5) в…оружиться, д…гнать, п…ставить
ОТВЕТ______________
19. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) Пр…старелый, пр…одолеть, пр…клонить (колени)
2) ни…вергаться, бе…шумный, и…портить
3) пред…стория, с…мпровизировать, под…тожить
4)с…экономить, пан…японский, трех…язычный
5)о…дать, о…крыть, по…толкнуть
ОТВЕТ______________
20.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сирен…вый, милост…вый
2) завед…вать, овлад…вать
3) аптекар…кий, январ…кий
4) жалостл..вый, фасол…вый
5)груш…вый, коч…вой ОТВЕТ______________
21.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ве…ть, кле…ть,
2)заботл…вый, отта…вать
3) запрост…, пригороч…к
4) плать…це, выздоров…ть
5) никел…вый, вол…вой
ОТВЕТ______________
22.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) еж…вый, туш…нка
2) нищ…та, цел…вой
3) эмал..вый, потч…вать
4)диков..нка, кирпич…к
5) ноч…вка, дириж…р
ОТВЕТ______________
23.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ве…щий, раска…вшись
2) (ветви) стел…тся, дремл…щий
3)улучш…нный, вспен…вшийся
4) (волны) пен…тся, ка…щийся
5) колебл…мый, се..м
ОТВЕТ______________
24.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена
одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (он) кол…т, кле…мый,
2) колыш…щийся, шепч…щийся,
3)брод…шь, движ…мый
4) (листья) трепещ…т, бормоч…щий
5) догон…шь, гуля…те
ОТВЕТ______________
25. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Я сидела, бессмысленно глядя на белую, (НЕ)ЗАНЯТУЮ шрифтом половину страницы.
(НЕ)УМЕЮЩИЙ говорить кулаком пугает.
Лиза молчалива, застенчива, (НЕ)ОБЩИТЕЛЬНА.
Птиц гонит на юг (НЕ)НАСТУПАЮЩИЙ холод, а отсутствие корма.
Коту Тимофею (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
ОТВЕТ______________
26. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Комната была (НЕ)ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
За туманом (НЕ)БЫЛО видно огней.
В глубине озера (НЕ)ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц.
И все-таки дела обстоят далеко (НЕ)БЛАГОПОЛУЧНО.
(НЕ)ЗАБУДЬТЕ, что за час до конца экзамена принесут словари.
ОТВЕТ______________
27. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я имею (В)ВИДУ стоянку (НА)ПРОТИВ главного здания.
(С)НАЧАЛА я не понял, (ЗА)ЧЕМ генерал меня вызвал.
Следите (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) движения плавно переходили одно в другое.
Я не знал, что придет время, когда я буду корить себя (ЗА)ТО, что не записывал наших ежедневных (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет разговоров.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЕТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
ОТВЕТ______________
28. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.
Князь Василий (НА)ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА)ЦЫПОЧКАХ прошел в спальню.
Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ мне удалось узнать, (ОТ)ЧЕГО был этот ключ.
Мы пошли не (ПО)ТОМУ пути и (ПО)ЭТОМУ заблудились.
ОТВЕТ______________
29. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Сгорбле(1)ая старушка в шерстя(2)ом платье выдавала потрепа(3)ые телефо(4)ые книги.
ОТВЕТ______________
30 . Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
На картине точе(1)ый силуэт девушки особе(2)о выделяется на фоне беле(3)ой стены.
ОТВЕТ______________
31. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Мы носили в карманах кроше(1)ую суше(2)ую рыбу и калё(3)ые тыкве(4)ые семечки.
ОТВЕТ______________