СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"  в рамках подготовки к ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"»

Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Вариант 1.

Часть 1.

1. Укажите точную дату начала действия романа.

2. Какое название носит поместье, где живут братья Кирсановы?

3. Какому критику посвящён роман?

4. Какое имя и отчество у Базарова?

5. К какому сословию относится Базаров?

6. К какому сословию относятся братья Кирсановы?

7. Как познакомились Базаров и Аркадий?

8. В образе какого животного является Фенечка во сне Базарову?

9. Кто из героев играет на виолончели?

10. Какую профессию осваивал Базаров?

11. Кто из героев стреляется на дуэли?

12. Что послужило причиной дуэли?

13. Какие герои считают себя последователями Базарова?

14. Катя выходит замуж за …кого? А Фенечка?

15. Взгляды какого героя разделяет Тургенев?

16. Кто из героев уезжает за границу и в какой город?

17. Кому из героев принадлежит пепельница в виде мужицкого лаптя?

18. Что послужило причиной смерти Базарова?

19. Укажите, чей это портрет:

А) «Вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»

Б) «Это была девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи»

В) «Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из – под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметной улыбкой. Какой – то ласковой и мягкой силой веяло от её лица»

Г) «Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной: особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза»

Д) «Длинное и худое лиц, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»

Е) «Добрый русский барин, совсем седой, пухленький и немного сгорбленный»

20. Кому принадлежат следующие высказывания:

А) «Природа не храм, а мастерская»

Б) «Я не понимаю, как можно жить без принципов – правил»

В) «Но отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе…»

Г) «Рафаэль гроша медного не стоит»

Д) «Преобразования необходимы, но как их исполнить…»

Е) «Русский мужик, кто его поймёт! Да он сам себя не понимает»

21. В каком литературном направлении написано произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

22. Определите род произведения.

23. Определите жанр произведения.

24. Определите тематику произведения.

25. Определите проблематику произведения.

26. Определите тип конфликта.







Часть 2. Вариант 1.

В тот же день и Базаров познакомился с Фенечкой. Он вместе с Аркадием ходил по саду и толковал ему, почему иные деревца, особенно дубки, не принялись.

— Надо серебристых тополей побольше здесь сажать, да елок, да, пожалуй, липок, подбавивши чернозему. Вон беседка принялась хорошо, — прибавил он, — потому что акация да сирень — ребята добрые, ухода не требуют. Ба, да тут кто-то есть.

В беседке сидела Фенечка с Дуняшей и Митей. Базаров остановился, а Аркадий кивнул головою Фенечке, как старый знакомый.

— Кто это? — спросил его Базаров, как только они прошли мимо. — Какая хорошенькая!

— Да ты о ком говоришь?

— Известно о ком: одна только хорошенькая.

Аркадий, не без замешательства, объяснил ему в коротких словах, кто была Фенечка.

— Ага! — промолвил Базаров, — у твоего отца, видно, губа не дура. А он мне нравится, твой отец, ей-ей! Он молодец. Однако надо познакомиться, — прибавил он и отправился назад к беседке.

— Евгений! — с испугом крикнул ему вослед Аркадий, — осторожней, ради Бога.

— Не волнуйся, — проговорил Базаров, — народ мы тертый, в городах живали.

Приблизясь к Фенечке, он скинул картуз.

— Позвольте представиться, — начал он с вежливым поклоном, — Аркадию Николаевичу приятель и человек смирный.

Фенечка приподнялась со скамейки и глядела на него молча.

— Какой ребенок чудесный! — продолжал Базаров. — Не беспокойтесь, я еще никого не сглазил. Что это у него щеки такие красные? Зубки, что ли, прорезаются?

— Да-с, — промолвила Фенечка, — четверо зубков у него уже прорезались, а теперь вот десны опять припухли.

— Покажите-ка... да вы не бойтесь, я доктор.

Базаров взял на руки ребенка, который, к удивлению и Фенечки и Дуняши, не оказал никакого сопротивления и не испугался.

— Вижу, вижу... Ничего, все в порядке: зубастый будет. Если что случится, скажите мне. А сами вы здоровы?

— Здорова, слава Богу.

— Слава Богу — лучше всего. А вы? — прибавил Базаров, обращаясь к Дуняше.

Дуняша, девушка очень строгая в хоромах и хохотунья за воротами, только фыркнула ему в ответ.

— Ну и прекрасно. Вот вам ваш богатырь. Фенечка приняла ребенка к себе на руки.

— Как он у вас тихо сидел, — промолвила она вполголоса.

— У меня все дети тихо сидят, — отвечал Базаров, — я такую штуку знаю.

— Дети чувствуют, кто их любит, — заметила Дуняша.

— Это точно, — подтвердила Фенечка. — Вот и Митя, к иному ни за что на руки не пойдет.

— А ко мне пойдет? — спросил Аркадий, который, постояв некоторое время в отдалении, приблизился к беседке.

Он поманил к себе Митю, но Митя откинул голову назад и запищал, что очень смутило Фенечку.

— В другой раз, когда привыкнуть успеет, — снисходительно промолвил Аркадий, и оба приятеля удалились.

— Как бишь ее зовут? — спросил Базаров.

— Фенечкой... Федосьей, — ответил Аркадий.

— А по батюшке? Это тоже нужно знать.

— Николаевной.

— Bene. 1 Мне нравится в ней то, что она не слишком конфузится? Иной, пожалуй, это-то и осудил бы в ней. Что за вздор? чего конфузиться? Она мать — ну и права.

— Она-то права, — заметил Аркадий, — но вот отец мой...

— И он прав, — перебил Базаров.

— Ну, нет, я не нахожу.

— Видно, лишний наследничек нам не по нутру?

— Как тебе не стыдно предполагать во мне такие мысли! — с жаром подхватил Аркадий. — Я не с этой точки зрения почитаю отца неправым; я нахожу, что он должен бы жениться на ней.

— Эге-ге! — спокойно проговорил Базаров. — Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал.

Приятели сделали несколько шагов в молчанье.


1. В основе приведённого фрагмента лежит беседа героев. Каким термином называется форма общения в художественном произведении?

2. Назовите художественный приём, использованный автором, во фразе: «…акация да сирень — ребята добрые…».

3. Назовите сжатое образное выражение, характеризующее человека или явление, но не имеющее синтаксической завершённости, например, губа не дура.

4. В речи героев встречается выражение, нарушающее литературную норму языка, например, «в городах живали», «как бишь». Каким термином обозначается это явление?

5. Назовите средство художественной выразительности, используемое автором во фразе: «…народ мы тертый».

6. Каким термином в литературоведении называется язвительная едкая насмешка «Видно, лишний наследничек нам не по нутру?»

7. Насмешливое отношение Базарова к браку отражает определённую систему материалистических взглядов, отрицание привычных принципов. Как называется такая система взглядов в романе?

8. В финале приведённого фрагмента взгляды Базарова и Кирсанова противоположны. Каким термином в литературоведении называется это противопоставление?


Часть 3. Вариант 1.

Дайте конкретный ответ (10 предложения) на каждый из следующих вопросов.

1. Речь Базарова отражает его характер и позволяет полнее раскрыть его образ. Докажите этот тезис, используя аргументы и примеры из фрагмента.

2. Почему Аркадий просит Базарова быть поосторожнее в общении с Фенечкой?

3. Как раскрывается образ Фенечки в приведённом фрагменте?




































Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Вариант 2.

Часть 1.

1. Укажите точную дату начала действия романа.

2. Какое название носит поместье, где живут братья Кирсановы?

3. Какому критику посвящён роман?

4. Какое имя и отчество у Базарова?

5. К какому сословию относится Базаров?

6. К какому сословию относятся братья Кирсановы?

7. Как познакомились Базаров и Аркадий?

8. В образе какого животного является Фенечка во сне Базарову?

9. Кто из героев играет на виолончели?

10. Какую профессию осваивал Базаров?

11. Кто из героев стреляется на дуэли?

12. Что послужило причиной дуэли?

13. Какие герои считают себя последователями Базарова?

14. Катя выходит замуж за …кого? А Фенечка?

15. Взгляды какого героя разделяет Тургенев?

16. Кто из героев уезжает за границу и в какой город?

17. Кому из героев принадлежит пепельница в виде мужицкого лаптя?

18. Что послужило причиной смерти Базарова?

19. Укажите, чей это портрет:

А) «Вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»

Б) «Это была девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи»

В) «Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из – под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметной улыбкой. Какой – то ласковой и мягкой силой веяло от её лица»

Г) «Его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной: особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза»

Д) «Длинное и худое лиц, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»

Е) «Добрый русский барин, совсем седой, пухленький и немного сгорбленный»

20. Кому принадлежат следующие высказывания:

А) «Природа не храм, а мастерская»

Б) «Я не понимаю, как можно жить без принципов – правил»

В) «Но отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе…»

Г) «Рафаэль гроша медного не стоит»

Д) «Преобразования необходимы, но как их исполнить…»

Е) «Русский мужик, кто его поймёт! Да он сам себя не понимает»

21. В каком литературном направлении написано произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети»?

22. Определите род произведения.

23. Определите жанр произведения.

24. Определите тематику произведения.

25. Определите проблематику произведения.

26. Определите тип конфликта.


Часть 2. Вариант 2.

Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»

Так размышлял Аркадий... а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления... Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял.

— Теперь уж недалеко, — заметил Николай Петрович, — вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживем с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?

— Конечно, — промолвил Аркадий, — но что за чудный день сегодня!

— Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным — помнишь, в Евгении Онегине:

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна, пора любви!

Какое...

— Аркадий! — раздался из тарантаса голос Базарова, — пришли мне спичку, нечем трубку раскурить.

Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал ее Базарову с Петром.


1. Какой этап развития сюжета представляет данный фрагмент?

2. Каким термином обозначается в литературоведении сюжетно-композиционный элемент художественного произведения, представляющий собой описание природы.

3. Как называется особый тип вопросов, не требующих ответа, например: «…преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»

4. Назовите художественный приём, использованный автором, во фразе: «…как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты…».

5. Какое средство художественной выразительности использует автор в приведённом фрагменте: «грозных, смертоносных когтей», «в дымчатых ее волнах», «нежная зелень»?

6. В основе какого тропа лежит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу сходства, например, «дыхание тёплого ветерка»?

7. Как в литературоведении называется приём, заключающийся в противопоставлении различных явлений, используемый Тургеневым в названии произведения?

8. Данный фрагмент является важным элементом в структуре литературного произведения. Как в литературе называется такая структура?


Часть 3. Вариант 2.

Дайте конкретный ответ (10 предложения) на каждый из следующих вопросов.

1. В приведённом фрагменте важное место занимает изображение картин природы. Докажите этот тезис, используя аргументы и примеры из фрагмента.

2. Почему, после того, как реплика Базарова прервала диалог Кирсановых, Николай Петрович умолк и уже не решался продолжать свои рассуждения?

3. Какие вопросы, связанные с общей проблематикой произведения находят своё отражение в данном фрагменте?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!