СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по литературе за 1 полугодие 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по литературе за 1 полугодие 10 класс»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 10 КЛАСС

Вариант 1.

ЧАСТЬ 1.

  1. Заполните пропуски в таблице

«Гроза»




Москва, Замоскворечье


Н.М. Карамзин


Лиза, Эраст

Москва, подмосковная деревня



Поэма

Чичиков, Плюшкин, Собакевич



А.С. Пушкин

Роман в стихах


Москва, деревня и Петербург




Кирсанов, Базаров, Аркадий, Одинцова



  1. О каком писателе идет речь? (Соотнесите факты биографии с писателем)

А) Он написал три романа, начинающихся на одну и ту же букву: это целая панорама жизни России второй половины 19 века.

Б) С него начался русский национальный театр. Драматурги получили право отстаивать оригинальность своих произведений и получать достойный гонорар.

В) Всю свою жизнь он любил одну женщину – Полину Виардо, французскую певицу, ради которого ежегодно по 6 месяцев жил во Франции.

Г) Первые его повести своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848.

Д) Более 20 лет он провел в Германии и Италии на дипломатической службе.

Е) Он участвовал в этнографической экспедиции по Волге; небольшие приволжские города дали материал для самой знаменитой его драмы, действие которой разворачивается в вымышленном городе Калинове.


  1. Определите героя по портретной характеристике. Напишите кто автор и название произведения.

А) Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.

Б) ..лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной... ...Весь облик…, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов...


ЧАСТЬ 2.

Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева и выполните задания 4 – 6.


С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он,
И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
(Ф.И. Тютчев, 1836 г.)


4. Какая рифмовка использована автором в данном стихотворении?

5. Укажите не менее трех изобразительно-выразительных средств, используемых в этом стихотворении. Подтвердите примерами.


6. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева.




ЧАСТЬ 3.


Прочитайте текст.

В истории нашего вида, в истории „сапиенса“, книга – феномен антропологический, аналогичный по сути изобретению колеса. Возникшая для того, чтоб дать нам представление не столько о наших истоках, сколько о том, на что этот „сапиенс“ способен, книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы.

В отличие от восприятия всех других видов искусства, чтение – занятие глубоко индивидуальное и творческое. Оно формирует человека не только эстетически, но и нравственно, развивает и поднимает его, хотя и не делает более счастливым.

Произведение искусства – литература в особенности и стихотворение в частности – обращается к человеку тет‑а‑тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. В качестве собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная. Роман или стихотворение – не монолог, но разговор писателя с читателем – разговор, повторяю, крайне частный, исключающий всех остальных, если угодно – обоюдно мизантропический. И в момент этого разговора писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот, независимо от того, великий он писатель или нет. Равенство это – равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь в виде памяти, смутной или отчетливой, и рано или поздно, кстати или некстати определяет поведение индивидуума. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее – хотя, возможно, и не счастливее.

Я не призываю к замене государства библиотекой – хотя мысль эта неоднократно меня посещала, – но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя. Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. Скажу только, что – не по опыту, увы, а только теоретически – я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, Мелвилла и т. д., т. е. литературы, а не о грамотности, не об образовании. Грамотный‑то, образованный‑то человек вполне может, тот или иной политический трактат прочтя, убить себе подобного и даже испытать при этом восторг убеждения.

Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не‑чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей.

И. Бродский


Сформулируйте основную мысль автора. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свое мнение.

Какие из произведения русской литературы, прочитанные в первом полугодии, по-вашему, сейчас необходимо изучать, а от каких, может быть, вы бы отказались? Обоснуйте свою точку зрения.




















КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 10 КЛАСС

Вариант 2.

ЧАСТЬ 1.

  1. Заполните пропуски в таблице



И. А. Гончаров



Москва



Сатирический роман





Роман


Кавказ, Пятигорск, Тамань


«Горе от ума»




Чацкий, Молчалин, Софья

Москва


Н.В. Гоголь

Комедия

Городничий, Ляпкин-Тяпкин, Хлестаков

Провинциаль-ный город


  1. О каком писателе идет речь? (Соотнесите факты биографии с писателем)

А) Он носил в кругу друзей прозвище «господин де Лень», однако, несмотря на это, смог однажды их удивить, отправившись в кругосветное путешествие.

Б) Он был дважды женат и оба раза на немках, к концу жизни испытал необыкновенное чувство привязанности к ровеснице своих старших дочерей – Елене Денисьевой. Именно ей посвящен самый знаменитый цикл любовной лирики – «денисьевский».

В) Его назвали «колумбом Замоскворечья» за то, что смог отразить в своем творчестве нравы купеческого сословия.

Г) Его перу принадлежит цикл «Стихотворения в прозе».

Д) В его романе Добролюбов увидел кризис и распад старой крепостнической Руси.

Е) В течение долгого времени считалось, что в основу одного из произведений этого автора легло нашумевшее дело Клыковых.


  1. Определите героя по портретной характеристике. Напишите кто автор и название произведения.

А) ...Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум..

Б) …Ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку и в самом деле нажил дом и деньги… Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.


ЧАСТЬ 2.

Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева и выполните задания 4 – 6.


ПОЛДЕНЬ

Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)


4. Какая рифмовка использована автором в данном стихотворении?

5. Укажите не менее трех изобразительно-выразительных средств, используемых в этом стихотворении. Подтвердите примерами.


6. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева.




ЧАСТЬ 3.


Прочитайте текст.

В истории нашего вида, в истории „сапиенса“, книга – феномен антропологический, аналогичный по сути изобретению колеса. Возникшая для того, чтоб дать нам представление не столько о наших истоках, сколько о том, на что этот „сапиенс“ способен, книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы.

В отличие от восприятия всех других видов искусства, чтение – занятие глубоко индивидуальное и творческое. Оно формирует человека не только эстетически, но и нравственно, развивает и поднимает его, хотя и не делает более счастливым.

Произведение искусства – литература в особенности и стихотворение в частности – обращается к человеку тет‑а‑тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. В качестве собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная. Роман или стихотворение – не монолог, но разговор писателя с читателем – разговор, повторяю, крайне частный, исключающий всех остальных, если угодно – обоюдно мизантропический. И в момент этого разговора писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот, независимо от того, великий он писатель или нет. Равенство это – равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь в виде памяти, смутной или отчетливой, и рано или поздно, кстати или некстати определяет поведение индивидуума. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее – хотя, возможно, и не счастливее.

Я не призываю к замене государства библиотекой – хотя мысль эта неоднократно меня посещала, – но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя. Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. Скажу только, что – не по опыту, увы, а только теоретически – я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, Мелвилла и т. д., т. е. литературы, а не о грамотности, не об образовании. Грамотный‑то, образованный‑то человек вполне может, тот или иной политический трактат прочтя, убить себе подобного и даже испытать при этом восторг убеждения.

Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не‑чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей.

И. Бродский


Сформулируйте основную мысль автора. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свое мнение.

Какие из произведения русской литературы, прочитанные в первом полугодии, по-вашему, сейчас необходимо изучать, а от каких, может быть, вы бы отказались? Обоснуйте свою точку зрения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!