КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 10 КЛАСС
Вариант 1.
ЧАСТЬ 1.
Заполните пропуски в таблице
«Гроза» | | | | Москва, Замоскворечье |
| Н.М. Карамзин | | Лиза, Эраст | Москва, подмосковная деревня |
| | Поэма | Чичиков, Плюшкин, Собакевич | |
| А.С. Пушкин | Роман в стихах | | Москва, деревня и Петербург |
| | | Кирсанов, Базаров, Аркадий, Одинцова | |
О каком писателе идет речь? (Соотнесите факты биографии с писателем)
А) Он написал три романа, начинающихся на одну и ту же букву: это целая панорама жизни России второй половины 19 века.
Б) С него начался русский национальный театр. Драматурги получили право отстаивать оригинальность своих произведений и получать достойный гонорар.
В) Всю свою жизнь он любил одну женщину – Полину Виардо, французскую певицу, ради которого ежегодно по 6 месяцев жил во Франции.
Г) Первые его повести своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848.
Д) Более 20 лет он провел в Германии и Италии на дипломатической службе.
Е) Он участвовал в этнографической экспедиции по Волге; небольшие приволжские города дали материал для самой знаменитой его драмы, действие которой разворачивается в вымышленном городе Калинове.
Определите героя по портретной характеристике. Напишите кто автор и название произведения.
А) Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.
Б) ..лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной... ...Весь облик…, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов...
ЧАСТЬ 2.
Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева и выполните задания 4 – 6.
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он,
И вот ушел за небосклон.
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
(Ф.И. Тютчев, 1836 г.)
4. Какая рифмовка использована автором в данном стихотворении?
5. Укажите не менее трех изобразительно-выразительных средств, используемых в этом стихотворении. Подтвердите примерами.
6. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева.
ЧАСТЬ 3.
Прочитайте текст.
В истории нашего вида, в истории „сапиенса“, книга – феномен антропологический, аналогичный по сути изобретению колеса. Возникшая для того, чтоб дать нам представление не столько о наших истоках, сколько о том, на что этот „сапиенс“ способен, книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы.
В отличие от восприятия всех других видов искусства, чтение – занятие глубоко индивидуальное и творческое. Оно формирует человека не только эстетически, но и нравственно, развивает и поднимает его, хотя и не делает более счастливым.
Произведение искусства – литература в особенности и стихотворение в частности – обращается к человеку тет‑а‑тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. В качестве собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная. Роман или стихотворение – не монолог, но разговор писателя с читателем – разговор, повторяю, крайне частный, исключающий всех остальных, если угодно – обоюдно мизантропический. И в момент этого разговора писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот, независимо от того, великий он писатель или нет. Равенство это – равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь в виде памяти, смутной или отчетливой, и рано или поздно, кстати или некстати определяет поведение индивидуума. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее – хотя, возможно, и не счастливее.
Я не призываю к замене государства библиотекой – хотя мысль эта неоднократно меня посещала, – но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя. Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. Скажу только, что – не по опыту, увы, а только теоретически – я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, Мелвилла и т. д., т. е. литературы, а не о грамотности, не об образовании. Грамотный‑то, образованный‑то человек вполне может, тот или иной политический трактат прочтя, убить себе подобного и даже испытать при этом восторг убеждения.
Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не‑чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей.
И. Бродский
Сформулируйте основную мысль автора. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свое мнение.
Какие из произведения русской литературы, прочитанные в первом полугодии, по-вашему, сейчас необходимо изучать, а от каких, может быть, вы бы отказались? Обоснуйте свою точку зрения.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 10 КЛАСС
Вариант 2.
ЧАСТЬ 1.
Заполните пропуски в таблице
| И. А. Гончаров | | | Москва |
| | Сатирический роман | | |
| | Роман | | Кавказ, Пятигорск, Тамань |
«Горе от ума» | | | Чацкий, Молчалин, Софья | Москва |
| Н.В. Гоголь | Комедия | Городничий, Ляпкин-Тяпкин, Хлестаков | Провинциаль-ный город |
О каком писателе идет речь? (Соотнесите факты биографии с писателем)
А) Он носил в кругу друзей прозвище «господин де Лень», однако, несмотря на это, смог однажды их удивить, отправившись в кругосветное путешествие.
Б) Он был дважды женат и оба раза на немках, к концу жизни испытал необыкновенное чувство привязанности к ровеснице своих старших дочерей – Елене Денисьевой. Именно ей посвящен самый знаменитый цикл любовной лирики – «денисьевский».
В) Его назвали «колумбом Замоскворечья» за то, что смог отразить в своем творчестве нравы купеческого сословия.
Г) Его перу принадлежит цикл «Стихотворения в прозе».
Д) В его романе Добролюбов увидел кризис и распад старой крепостнической Руси.
Е) В течение долгого времени считалось, что в основу одного из произведений этого автора легло нашумевшее дело Клыковых.
Определите героя по портретной характеристике. Напишите кто автор и название произведения.
А) ...Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум..
Б) …Ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку и в самом деле нажил дом и деньги… Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь.
ЧАСТЬ 2.
Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева и выполните задания 4 – 6.
ПОЛДЕНЬ
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(Ф.И. Тютчев, конец 1820-х гг.)
4. Какая рифмовка использована автором в данном стихотворении?
5. Укажите не менее трех изобразительно-выразительных средств, используемых в этом стихотворении. Подтвердите примерами.
6. Определите размер, которым написано стихотворение Ф.И. Тютчева.
ЧАСТЬ 3.
Прочитайте текст.
В истории нашего вида, в истории „сапиенса“, книга – феномен антропологический, аналогичный по сути изобретению колеса. Возникшая для того, чтоб дать нам представление не столько о наших истоках, сколько о том, на что этот „сапиенс“ способен, книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы.
В отличие от восприятия всех других видов искусства, чтение – занятие глубоко индивидуальное и творческое. Оно формирует человека не только эстетически, но и нравственно, развивает и поднимает его, хотя и не делает более счастливым.
Произведение искусства – литература в особенности и стихотворение в частности – обращается к человеку тет‑а‑тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. В качестве собеседника книга более надежна, чем приятель или возлюбленная. Роман или стихотворение – не монолог, но разговор писателя с читателем – разговор, повторяю, крайне частный, исключающий всех остальных, если угодно – обоюдно мизантропический. И в момент этого разговора писатель равен читателю, как, впрочем, и наоборот, независимо от того, великий он писатель или нет. Равенство это – равенство сознания, и оно остается с человеком на всю жизнь в виде памяти, смутной или отчетливой, и рано или поздно, кстати или некстати определяет поведение индивидуума. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее – хотя, возможно, и не счастливее.
Я не призываю к замене государства библиотекой – хотя мысль эта неоднократно меня посещала, – но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя. Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому. Скажу только, что – не по опыту, увы, а только теоретически – я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, Мелвилла и т. д., т. е. литературы, а не о грамотности, не об образовании. Грамотный‑то, образованный‑то человек вполне может, тот или иной политический трактат прочтя, убить себе подобного и даже испытать при этом восторг убеждения.
Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т. п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не‑чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей.
И. Бродский
Сформулируйте основную мысль автора. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свое мнение.
Какие из произведения русской литературы, прочитанные в первом полугодии, по-вашему, сейчас необходимо изучать, а от каких, может быть, вы бы отказались? Обоснуйте свою точку зрения.