Контрольная работа состоит из трех частей. На её выполнение отводится 45 минут (1 урок). Часть 1 представляет собой задания с выбором ответа. Ответы к заданиям В1- В6записываются в виде слова (словосочетания). Задания С1- С2 - связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Задание № | Часть 1 |
А 1 | Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина. 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века |
А 2 | Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.? лицейский южная ссылка ссылка в Михайловское Болдино |
А 3 | В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину? А) «Анчар» В) « Вновь я посетил…» Б) «Мадонна» Г) «Выхожу один я на дорогу…» 1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г |
А 4 | В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта? 1) «Арион» 3) «Элегия» 2) «Вольность» 4) «Погасло дневное светило» |
А 5 | Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I 1) «Пророк» 2) «Медный всадник» 3) «Свободы сеятель пустынный» 4) «Бахчисарайский фонтан» |
А 6 | Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности? 1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм |
| Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 - В6; С1. |
| Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино – печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть – на мой закат печальный Блеснёт любовь улыбкою прощальной. А.С.Пушкин |
В 1 | Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения? |
В 2 | Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина? |
В 3 | Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк. |
В 4 | Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»). |
В 5 | Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути? |
В 6 | Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества. |
С 1 | Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал. Что лежит в основе стихотворения А.С.Пушкина: банальные сетования на жизнь или философские размышления (о чём)? 2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. |
| Часть 2 |
А 7 | Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя. 1) Москва . 1809 – 1841 2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852 3) Киев. 1815 – 1860 4) Петербург. 1820 – 1862 |
А 8 | Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель - 1) романтик 2) реалист 3) классицист 4) модернист |
А 9 | Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский. 1) «новая школа» 2) «школа сатиры» 3) «натуральная школа» 4) «реалистическая школа» |
А 10 | Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе? 1) «Шинель» 2) « Миргород» 3) «Тарас Бульба» 4) «Ночь перед Рождеством» |
А 11 | Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек» 1) достоин уважения 2) достоин презрения 3) сам виноват в своей «малости» 4) является продуктом бесчеловечного государства |
А 12 | В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург? А) «Портрет» Б) «Страшная месть» В) «Нос» Г) «Записки сумасшедшего» 1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г |
| Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2. |
| О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой… Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект… Н.В.Гоголь |
В 7 | Как называется повесть, из которой взят отрывок? |
В 8 | Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть. |
В 9 | Сколько произведений входит в названный цикл? |
В 10 | Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».) |
В 11 | Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)? |
В 12 | Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста? |
С 2 | Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов. В каких произведениях русской литературы ХIХ века (или других произведениях Н.В.Гоголя) выражено аналогичное отношение к Петербургу? Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)? |
Контрольная работа состоит из трех частей. На её выполнение отводится 45 минут (1 урок). Часть 1 представляет собой задания с выбором ответа. Ответы к заданиям В1- В6записываются в виде слова (словосочетания). Задания С1- С2 - связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
Задание № | Часть 1 |
А 1 | Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века |
А 2 | Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова? 1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) модернизм |
А 3 | В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества? 1) «Дума» 2) «Тучи» 3) «Пророк» 4) «И скучно и грустно…» |
А 4 | Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова. 1) А. Керн 3) Е.Сушкова 2) Е.Денисьева 4) А.Панаева |
А 5 | Определите лейтмотив лирики Лермонтова 1) поэт и поэзия 2) пейзажная лирика 3) тема любви 4) мотив разочарования, одиночества |
А 6 | Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби. 1) дума 2) ода 3) элегия 4) идиллия |
| Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1. |
| Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел. М.Ю. Лермонтов |
В 1 | Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы? |
В 2 | Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя. |
В 3 | Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)? |
В 4 | Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя? |
В 5 | Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой». |
С1* | Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал. Какими чувствами проникнуто данное стихотворение? Какие нравственные убеждения поэтов ХIХ века сохранили ценность до нашего времени? |
| Часть 2 |
А 7 | Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа. А) К.Н.Батюшков Б) В.А.Жуковский В) К.Ф.Рылеев Г) П.Шелли А, Б 2) А, В 3) Б, В 4) В, Г |
А 8 | А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность? 1) «Пророк» 2) «Полтава» 3) «Вновь я посетил» 4) «Свободы сеятель пустынный» |
А 9 | Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина. 1) романтическая поэма 2) философская поэма 3) социально-бытовая поэма 4) историческая повесть в стихах |
А10 | Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»? 1) Петербург – парадный город 2) Петербург – центр науки и культуры 3) Петербург – город «униженных и оскорблённых» 4) Петербург – фон разворачивающихся событий |
А11 | Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»? 1) великая личность 2) деспот, тиран 3) любимец простого народа 4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер одновременно |
А12 | Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина? свадьбой героя отъездом Евгения смертью героя гибелью памятника в результате наводнения |
| Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2. |
| Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин |
В 6 | Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой. |
В 7 | К какому литературному роду относится жанр поэмы? |
В 8 | Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»? |
В 9 | Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения. |
В10 | Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка? |
В11 | Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)? |
В12 | Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы? |
С 2 | Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал. Что символизирует Медный всадник в поэме А.С.Пушкина? Каково отношение автора к Петру первому в поэме «Медный всадник»? Сравните с трактовкой образа Петра в других произведениях А.С.Пушкина. |
Ф.И.О. _______________________