Спецификация контрольной работы №3 по биологии для 8 класса
по главе: «Дыхание. Питание.»
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Назначение ФОС
С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимся предметного содержания курса биологии по программе среднего) общего образования по разделу: ««Дыхание. Питание.»
2. Документы, определяющие содержание ФОС
Содержание и структура контрольной работы №2 по биологии в 8 классе разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
- фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (ФГОС).
- примерной программы по биологии основного общего образования, программы курса биологии для общеобразовательных учреждений (автор:В.В.Пасечник, Линия жизни, издательство «Просвещение», 2008 г.)
- Пасечник В.В. «Программы основного общего образования по биологии» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений, издательство «Просвещение», 2011 год.
Учебник: Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /В.В.Пасечник , А.А.Каменский, Г.Г.ШвецовКолесникова – М.: Просвещение, 2019. -256 с.
3.Условия проведения работы
Контрольная работа № 2 рассчитана на1 урок ( 45 минут).
4.Структура ФОС
Контрольная работа №3 разработана в 2 вариантах и состоит из 3-х частей.
Часть 1 содержит 10 заданий, с выбором 1 правильного ответа. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 тестовому баллу.
Часть 2 состоит из 1 задания на установление соответствия.
Оценивается каждое задание в 2 балла.
Часть 3 представлена 1 заданиями с полным развернутым ответом на предложенные вопрос. За правильное выполнение начисляется 3 балла.
Критерии оценивания
Суммарный тестовый балл за задания - 21. Перевод тестовых баллов контрольной работы в оценку за контрольную работу осуществляется согласно таблице 1.
Баллы округляются, если оценка «Х,5»
Таблица 1
Баллы | 0-7 | 8-10 | 11-13 | 14-15 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Контрольная работа№3.Вариант 1
Часть А. Выберите правильный ответ:
Количество зубов у взрослого человека:
1) 28; 2) 32; 3) 34; 4) 36.
2. Сколько пар крупных слюнных желёз имеется у человека:
1) четыре; 2) одна; 3) две; 4) три.
3. Какое вещество в слюне обладает бактерицидным действием:
1) муцин; 2) лизоцим; 3) амилаза; 4) соляная кислота.
4. Что предохраняет внутреннюю оболочку желудка от самопереваривания:
1) соляная кислота; 2) слизь; 3) липаза; 4) вода.
5. Барьерную функцию выполняет:
1) поджелудочная железа; 2) двенадцатиперстная кишка; 3) печень; 4) аппендикс.
6. Панкреатический сок выделяет:
1) поджелудочная железа; 2) двенадцатиперстная кишка; 3) печень; 4) аппендикс.
7.Из ротовой полости пища попадает в:
1) кишечник; 2) желудок; 3) прямую кишку; 4) пищевод.
8. В атмосферном воздухе содержание кислорода примерно:
а) 0,03%; б) 16%; в) 21%; г) 78%.
9. В выдыхаемом воздухе количество кислорода примерно:
а) 0,03%; б) 16%; в) 21%; г) 78%.
10.При спокойном вдохе, человек в среднем поглощает воздуха:
а) 300 см3; б) 500 см3; в)1000 см3; г) 1500 см3.
Часть В.
1.Какие из перечисленных симптомов характерны для гриппа? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая температура
2) воспалённые глаза
3) головная боль
4) выпадение волос
5) повышенный аппетит
6) слабость
Часть С.
Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?
2) Какая среда в желудке здорового человека?
3) Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики учёный В. А. Басов?
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ
В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.
Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.
Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.
Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.
У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.
Контрольная работа№3. Вариант 2.
Часть А. Выберите правильный ответ:
1.Нарушение целостности зубной эмали называется:
1) кариес; 2) цирроз 3) пародонтоз; 4) пульпит.
2. С помощью слюны происходит:
1) смачивание пищи для более лёгкого глотания; 2) обезвреживания бактерий; 3) расщепления крахмала; 4) верны все ответы.
3. В ротовой полости начинают перевариваться:
1) белки; 2) жиры; 3) углеводы; 4) верны все ответы.
4. Какую кислоту выделяют железы желудка:
1) азотную; 2)серную; 3) уксусную; 4) соляную.
5. Под действием, какого фермента расщепляются белки в желудке:
1) птиалин; 2) мальтоза; 3) пепсин; 4) липаза.
6. Желчь вырабатывает:
1) поджелудочная железа; 2) двенадцатиперстная кишка; 3) печень; 4) аппендикс.
7.Протоки поджелудочной железы и желчного пузыря впадают в:
1) в желудок; 2) в двенадцатиперстную кишку; 3) в печень; 4) прямую кишку.
8.Вдох происходит благодаря:
а) сокращению межрёберных мышц и диафрагмы; б)расслаблению межрёберных мышц и диафрагмы.
9. Взрослый человек делает дыхательных движений в среднем за минуту:
а) 12-14; б) 16-20; в) 22-25; г) 28-30.
10. Жизненная ёмкость лёгких – это:
а) наибольший объём воздуха, который человек может вдохнуть при спокойном вдохе;
б)наибольший объём воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха.
Часть В.
1.Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) облегчение глотания
2) расщепление жиров
3) расщепление крахмала
4) механическое измельчение пищи
5) обезвреживание бактерий
6) расщепление белков
Часть С.
Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какое вещество способствует склеиванию пищевого комка?
2) Какова роль соляной кислоты в пищеварении?
3) Какие ещё железы пищеварительной системы были изучены учёными- физиологами конца ХIX — начала ХХ в.? Укажите три любые железы.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ
В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.
Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.
Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.
Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.
У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.