СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по главе " Питание и дыхание"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа составлена на основе ГИА в формате ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по главе " Питание и дыхание"»

Спецификация контрольной работы №3 по биологии для 8 класса

по главе: «Дыхание. Питание.»

(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

  1. Назначение ФОС

С помощью этой работы на уровне образовательного учреждения осуществляется оценка качества освоения учащимся предметного содержания курса биологии по программе среднего) общего образования по разделу: ««Дыхание. Питание.»


2. Документы, определяющие содержание ФОС

Содержание и структура контрольной работы №2 по биологии в 8 классе разработаны на основе следующих документов и методических материалов:



  1. - фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (ФГОС).

  2. - примерной программы по биологии основного общего образования, программы курса биологии для общеобразовательных учреждений (автор:В.В.Пасечник, Линия жизни, издательство «Просвещение», 2008 г.)

  3. - Пасечник В.В. «Программы основного общего образования по биологии» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений, издательство «Просвещение», 2011 год.

  4. Учебник: Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /В.В.Пасечник , А.А.Каменский, Г.Г.ШвецовКолесникова – М.: Просвещение, 2019. -256 с.


3.Условия проведения работы

Контрольная работа № 2 рассчитана на1 урок ( 45 минут).

4.Структура ФОС

Контрольная работа №3 разработана в 2 вариантах и состоит из 3-х частей.

Часть 1 содержит 10 заданий, с выбором 1 правильного ответа. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 тестовому баллу.

Часть 2 состоит из 1 задания на установление соответствия.

Оценивается каждое задание в 2 балла.

Часть 3 представлена 1 заданиями с полным развернутым ответом на предложенные вопрос. За правильное выполнение начисляется 3 балла.

Критерии оценивания

Суммарный тестовый балл за задания - 21. Перевод тестовых баллов контрольной работы в оценку за контрольную работу осуществляется согласно таблице 1.

Баллы округляются, если оценка «Х,5»

Таблица 1

Баллы

0-7

8-10

11-13

14-15

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»





Контрольная работа№3.Вариант 1

Часть А. Выберите правильный ответ:

Количество зубов у взрослого человека:

1) 28; 2) 32; 3) 34; 4) 36.

2. Сколько пар крупных слюнных желёз имеется у человека:

1) четыре; 2) одна; 3) две; 4) три.

3. Какое вещество в слюне обладает бактерицидным действием:

1) муцин; 2) лизоцим; 3) амилаза; 4) соляная кислота.

4. Что предохраняет внутреннюю оболочку желудка от самопереваривания:

1) соляная кислота; 2) слизь; 3) липаза; 4) вода.

5. Барьерную функцию выполняет:

1) поджелудочная железа; 2) двенадцатиперстная кишка; 3) печень; 4) аппендикс.

6. Панкреатический сок выделяет:

1) поджелудочная железа; 2) двенадцатиперстная кишка; 3) печень; 4) аппендикс.

7.Из ротовой полости пища попадает в:

1) кишечник; 2) желудок; 3) прямую кишку; 4) пищевод.

8. В атмосферном воздухе содержание кислорода примерно:

а) 0,03%; б) 16%; в) 21%; г) 78%.

9. В выдыхаемом воздухе количество кислорода примерно:

а) 0,03%; б) 16%; в) 21%; г) 78%.

10.При спокойном вдохе, человек в среднем поглощает воздуха:

а) 300 см3; б) 500 см3; в)1000 см3; г) 1500 см3.


Часть В.

1.Какие из пе­ре­чис­лен­ных симп­то­мов ха­рак­тер­ны для гриппа? Вы­бе­ри­те три вер­ных при­зна­ка из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) высокая температура

2) воспалённые глаза

3) головная боль

4) выпадение волос

5) повышенный аппетит

6) слабость


Часть С.

Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1) Какую роль играют ферменты слюны в пищеварении?

2) Какая среда в желудке здорового человека?

3) Что, по Вашему мнению, смог выяснить с помощью фистульной методики учёный В. А. Басов?


ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 

У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.





Контрольная работа№3. Вариант 2.

Часть А. Выберите правильный ответ:

1.Нарушение целостности зубной эмали называется:

1) кариес; 2) цирроз 3) пародонтоз; 4) пульпит.

2. С помощью слюны происходит:

1) смачивание пищи для более лёгкого глотания; 2) обезвреживания бактерий; 3) расщепления крахмала; 4) верны все ответы.

3. В ротовой полости начинают перевариваться:

1) белки; 2) жиры; 3) углеводы; 4) верны все ответы.

4. Какую кислоту выделяют железы желудка:

1) азотную; 2)серную; 3) уксусную; 4) соляную.

5. Под действием, какого фермента расщепляются белки в желудке:

1) птиалин; 2) мальтоза; 3) пепсин; 4) липаза.

6. Желчь вырабатывает:

1) поджелудочная железа; 2) двенадцатиперстная кишка; 3) печень; 4) аппендикс.

7.Протоки поджелудочной железы и желчного пузыря впадают в:

1) в желудок; 2) в двенадцатиперстную кишку; 3) в печень; 4) прямую кишку.

8.Вдох происходит благодаря:

а) сокращению межрёберных мышц и диафрагмы; б)расслаблению межрёберных мышц и диафрагмы.

9. Взрослый человек делает дыхательных движений в среднем за минуту:

а) 12-14; б) 16-20; в) 22-25; г) 28-30.

10. Жизненная ёмкость лёгких – это:

а) наибольший объём воздуха, который человек может вдохнуть при спокойном вдохе;

б)наибольший объём воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха.


Часть В.

1.Какие функ­ции выполняет слюна человека? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) об­лег­че­ние глотания

2) рас­щеп­ле­ние жиров

3) рас­щеп­ле­ние крахмала

4) ме­ха­ни­че­ское измельчение пищи

5) обез­вре­жи­ва­ние бактерий

6) рас­щеп­ле­ние белков



Часть С.

Используя содержание текста «Пищеварительные соки и их изучение» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Какое вещество способствует склеиванию пищевого комка?

2) Какова роль соляной кислоты в пищеварении?

3) Какие ещё железы пищеварительной системы были изучены учёными- физиологами конца ХIX — начала ХХ в.? Укажите три любые железы.


ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ СОКИ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ

 

В стенках пищеварительного канала человека содержится огромное количество железистых клеток, вырабатывающих пищеварительные соки. Поступая в полость, они смешиваются с пережёванной пищей, вступая с ней в сложные химические взаимодействия. К типичным пищеварительным сокам относят слюну и желудочный сок.

 

Будучи прозрачной слабощелочной жидкостью, слюна содержит в своём составе минеральные соли, белки: амилазу, мальтазу, муцин, лизоцим. Первые два белка участвуют в расщеплении крахмала. Причём амилаза расщепляет крахмал до мальтозы (отдельные фрагменты), а потом мальтаза расщепляет её до глюкозы. Муцин придаёт слюне вязкость, склеивая пищевой комок, а лизоцим обладает бактерицидным действием.

 

Слизистая оболочка желудка каждые сутки выделяет около 2,5 л желудочного сока, представляющего собой кислую, за счёт соляной кислоты, бесцветную жидкость, содержащую фермент пепсин, отвечающий за расщепление белка до отдельных фрагментов и аминокислот. Выработка желудочного сока осуществляется с помощью нейрогуморальных механизмов.

 

Соляная кислота не только активизирует пепсин. Белки настолько сложны, что их переваривание является длительным процессом. Кислота разрушает водородные связи, которые удерживают вторичную структуру белка, а также прочные стенки клеток растений, не говоря уже о разрушении соединительной ткани в мясе; её количество зависит от характера пищи. Соляная кислота убивает бактерии. Однако некоторые бактерии могут преодолевать защитную систему желудка, они могут стать причиной язвы.

 

У учёных интерес к функционированию пищеварительных желез возник в ХIX в. Так, в 1842 г. русский учёный В. А. Басов произвёл следующую операцию на собаке: вскрыл брюшную полость, в стенке желудка сделал отверстие, в которое вставил металлическую трубку (фистулу) так, что один её конец находился в полости желудка, а другой – снаружи, что позволяло экспериментаторам собирать желудочный сок. Рану вокруг трубки аккуратно зашили. Операцию животное перенесло легко, что позволило В.А. Басову провести серию экспериментов, в течение которых животное кормили разнообразной пищей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!