Контрольный тест по теме «Сложное предложение»
1. Сложное предложение содержит :
а)одну грамматическую основу;
в)не имеет грамматическую основу;
в) несколько грамматических основ;
г)несколько сложных слов .
2. Союз, связывающий части сложного предложения: Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, является…
А. подчинительным
Б. соединительным
В. сочинительным
Г. Бессоюзным
3. Определите вид предложения: Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.
А. простое
Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное:
А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
5. Прочитайте предложение: Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Грамматические основы соединены в нем в при помощи...
А. подчинительного союза
Б. союзного слова
В. сочинительного союза
Г. бессоюзной связи (интонации)
6. Определите вид предложения: Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом дорога похожа на бесконечный тоннель.
А. простое
Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
7. Найдите среди данных предложений сложносочиненное:
А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись с пустыми руками.
Б. Споров больше не затевалось, и после обеда все были в хорошем настроении.
В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.
8. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания:
А. Снег шуршит под ногами и он уже больше уже не будет белеть на мостовой.
Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
В. Тихо дышит лес и постепенно пробуждается ото сна.
Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.
9. Сколько грамматических основ в сложном предложении: Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук "р", он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки.
А. 2 Б. 3 В. 4 Г. 5
10. Сколько грамматических основ в сложном предложении (Ответ запишите цифрой): Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся.
11. Сколько грамматических основ в сложном предложении (Ответ запишите цифрой): Лена сидела за столом и рисовала, потом она увидела, что к ней приближается брат, тогда она сгребла краски в кучу и накрыла их рукой.
12. В зависимости от средств связи частей сложного предложения все сложные предложения делятся на :
а) союзные и бессоюзные;
Б) сложносочиненные и сложноподчиненные;
В) главные и придаточные;
Г) сложносочиненные , сложноподчиненные и бессоюзные;
Д) союзные, присоединительные, придаточные.
13. Одна из частей сложного предложения (грамматическая основа) синтаксически подчиняется другой , зависит от нее и называется придаточной в :
А) сложноподчиненном предложении;
Б) сложносочиненном предложении;
В) простом предложении;
Г)сложносочиненном, сложноподчиненном предложениях.
14. Найдите предложение, в котором нужно поставить запятую перед союзом:
А) Мы весело кричали и пели;
Б) Дом, построенный рабочими и колхозниками, был неказист;
В) На плите варилась картошка и на столе был салат.
15. Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:
ССП-…
СПП-…
БСП - …
Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги. 2) В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок. 3) Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот. 4) Только днем в саду было тихо, беспокойные птицы улетали на юг. 5) То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. 6) На дворе шёл пронизанный солнцем дождь, и тихо шептались молодые листья на дереве. 7) Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью. 8) Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.
16. В каком варианте необходимо слитное написание?
А) Что(бы) мы ни делали, мы всегда в ответе за свою работу.
Б) У правды язык суров, за(то) душа добрая.
В) Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.
17. В каком варианте необходимо раздельное написание?
А) (За)чем пойдешь, то и найдешь.
Б) Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
В) Он был неправ, (при)чем еще спорил.
Г) (И)так, она звалась Татьяной.
18. Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении: «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала».
А) тоже — всегда пишется слитно;
Б) то же — всегда пишется раздельно;
В) тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно, его можно заменить на аналогичный союз также.
Г) то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.
19. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
В комнату едва проникал свет, ЗА(ТО) за ставнями было знойно.
А) ЗА(ТО) – всегда пишется слитно;
Б) ЗА(ТО) – всегда пишется раздельно;
В) ЗА(ТО) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно, его можно заменить другим сочинительным союзом;
Г) ЗА(ТО) – здесь это местоимение ТО с предлогом ЗА, поэтому пишется раздельно.
20. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.
А) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;
Б) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;
В) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
Г) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно, частицу же в этом случае можно вообще исключить без изменения смысла.
21. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?
А) Я встал, накинул бешмет, опоясал кинжал и ТИХО(ТИХО) вышел из хаты; (НА)ВСТРЕЧУ мне шёл слепой мальчик.
Б) Фамилии не возникали в (ОДНО)ЧАСЬЕ, в КАКОЙ(ЛИБО) определённый момент.
В) Никита (С)НОВА лежал в купе с (ТЁМНО)СИНЕЙ лампочкой.
Г) Снега стали (НЕЖНО)ГОЛУБЫЕ: это (ПО)ВЕСЕННЕМУ яркое небо отражается в их зеркале.
22. Спишите, раскрывая скобки:
Птица так(же) рада весне, как и дитя матери.
В то(же) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна у потухающего самовара.
Я то(же) это прочитаю.
Она раздумывала, что(бы) надеть сегодня вечером.
В пяти верстах от(того) места был перекинут мост.
На этом снегу потерять лыжу значило то(же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном.
И(так), она звалась Татьяной.