СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку. КИМ содержат 4 варианта работы, аудиозапись. Данный материал составлен на основе материалов открытого банка ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Вариант 3»

Вариант 3

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.


(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки…

(2)Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своём инструменте. (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. (4)А о чём писать? (5)О чём угодно. (6)Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всём, что увидите. (7)Бежит собака с высунутым языком, - сказал он, посмотрев в окно, - опишите собаку. (8)Одно, два четверостишия. (9)Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. (10)Опишите дерево. (11)Море. (12)Скамейку. (13)Найдите для них единственно верное определение…(14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…

-(15)Наконец, опишите воробья, - сказал Бунин, - я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны за вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно уже использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. (16)В юности у меня тоже были подобные мысли, доводившие меня до сумасшествия. (17)Но это, милостивый государь, вздор. (18)Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. (20)Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. (21)Будьте в искусстве независимы, принесите новое. (22)Этому можно научиться. (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. (24)Вам станет легче дышать.

(25)Но я уже и без того дышал легко, жадно, новыми глазами рассматривая всё, что меня окружало…

(26)Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного! (27)Я понял, что поэзия была вовсе не тем, что считалось поэзией, а чаще всего была именно тем, что никак не считалось поэзией. (28)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (29)Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки – стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (30) И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.

(31)Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.

(По В. Катаеву)

Катаев Валентин Петрович (1897-1986) – русский писатель. Выделяют два главных направления его творчества – героическая патетика и сатира.


Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.


2 В каких предложениях текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чтонеобходимо, по мнению И Бунина,для того,чтобы познать истинную поэзию, стать настоящим поэтом?»


1) - Наконец, опишите воробья, - сказал Бунин, - я знаю: вы пришли в отчаяние от того, что всё уже сказано, все стихи написаны за вас, новых тем и новых чувств нет, все рифмы давно уже использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно.

2) Бежит собака с высунутым языком, - сказал он, посмотрев в окно, - опишите собаку. Одно, два четверостишия. Опишите дерево. Море. Скамейку.

3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. Но пишите так, как вы чувствуете, и так, как вы видите, а не так, как до вас чувствовали и видели другие поэты, пусть даже самые гениальные. Будьте в искусстве независимы, принесите новое.

4) Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного!

Ответ:_____________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем…

2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.

4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии

Ответ:______________________

4. Из предложений 19-24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

Ответ:______________________

5. Из предложений 6-15 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом: «В краткой форме страдательного причастия пишется Н».

Ответ:______________________

6. Замените разговорное слово «вздор» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:______________________

7. Замените словосочетание «стеклянная дверь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 22.

Ответ:______________________

9. Среди предложений 1-7 найдите предложения, осложнённые однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обращении.

Например, (1)опишите вьющийся куст этих красных цветов, (2) которые тянутся через ограду, (3)хотят заглянуть в комнату,(4) посмотреть через стеклянную дверь,(5) что мы тут с вами делаем…

-Наконец,(6) опишите воробья, (7)- сказал Бунин,(8) - я знаю: вы пришли в отчаяние от того,(9) что всё уже сказано, (10) все стихи написаны за вас,(11) новых тем и новых чувств нет,(12) все рифмы давно уже использованы и затрёпаны; размеры можно перечесть по пальцам; так что в конечном итоге сделаться поэтом невозможно. В юности у меня тоже были подобные мысли,(13) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(14) милостивый государь,(15) вздор.

Ответ:______________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.

Ответ:______________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Например, (1)опишите вьющийся куст этих красных цветов, (2) которые тянутся через ограду, (3)хотят заглянуть в комнату,(4) посмотреть через стеклянную дверь,(5) что мы тут с вами делаем…

Ответ:______________________

13. среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________

14. Среди предложений 26-31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________


Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3 Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3

15.1 напишите сочинение –рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Н. Горелова: «Самое удивительное втом, что писатель-мастер умеет, взяв обычные,всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Аргументируя свой ответ, приведите 2примера из почитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стеле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.Н. Горелова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение . объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии – в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?», взяв в качестве тезиса данное Вани определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Просмотр содержимого документа
«вариант 1»

Вариант 1

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.


(1)Директор школы оглядывал мальчика и мучительно пытался вспомнить, за какие грехи вызван к нему этот очередной посетитель. (2)Разбил лампочку или заехал кому-нибудь в нос? (3)Разве всё запомнишь!

- (4)Пойди сюда и сядь. (5)Что у тебя за история?- устало произнёс он.

- (6)Это вы про собаку? (7)Я боялся, что с ней что-нибудь случится, и привёл её в класс. (8)Она долго сидела под партой тихо, но потом заскулила, и Нина Петровна стала кричать, а потом велела нам убираться вон.

- (9)Всё? – спросил директор.

-(10)Нет, мы ещё были в милиции.

(11)Час от часу не легче! (12)Директор с шумом придвинул кресло к столу.

-(13)Как ты очутился в милиции?

(14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:

-(16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и закричала.(19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.

(20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился. (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.

-(22)Давай дальше.

(23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики, катились одно за другим.

-(24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…

(26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.

-(27)Где ты нашёл её?

-(28)В посёлке.(29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили.

(30)Мальчик неожиданно умолкал и так же неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а часть высказывал вслух.

-(31)Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. (32)Мама сказала: (33) «От собаки одна только грязь!». (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость. (36)А потом приехал и выгнал собаку.

(37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались наружу.

-(38)Чем ему помешала собака?..(39)Я не мог выгнать собаку.(40)Её один раз уже выгоняли. (41)Я всё время думало ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думало ней. (44)Ждал, когда закончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле…(45)Потом он заплатил штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома…(46)Теперь у меня нет собаки.

(47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать молчание.

(48)Неожиданно директор сказал:

-(49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной полосой на хребте.

(52)Мальчик покачал головой.

(53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:

-(54)Тебе надо помириться с отцом.(55)Обещай мне.

-(56)Я буду отвечать на его вопросы…(57)Пока не вырасту.

-(58)А что ты будешь делать, когда вырастешь?

-(59)Я буду защищать собак.

(По Ю. Яковлеву)

Яковлев Юрий Яковлевич (1923- 1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.


2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему директору школы захотелось подарить Таборке собаку?»

  1. Директор считал, что немецкая овчарка будет хорошо дрессированной и не будет бросаться на людей.

  2. Директора просили об этом родители Таборки, которые хотели, чтобы у мальчика был четвероногий друг.

  3. Директор очень устал и хотел поскорее освободиться от «очередного посетителя».

  4. Директор хотел, чтобы новая собака скрасила Таборке горечь утраты.

Ответ:_____________________

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) - Пойди сюда и сядь. Что у тебя за история?- устало произнёс он.

2) Час от часу не легче! Директор с шумом придвинул кресло к столу.

3) В милиции нас продержали два часа. Там один, с усами, даже погладил её и дал ей сахару…

4) Мама сказала: «От собаки одна только грязь!».

Ответ:______________________

4. Из предложений 7-20 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».

Ответ:______________________

5. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одно Н».

Ответ:______________________

6. Замените просторечное слово «заехать» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:______________________

7. Замените словосочетание «директор школы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 46.

Ответ:______________________

9. Среди предложений 47-52 найдите предложение с несогласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

- Женщину она не кусала,(1) она просто играла и ухватила её за пальто. Но женщина рванулась в сторону,(2) и пальто порвалось. Она,(3) наверное,(4) думала, (5)что моя собака кусается,(6) и закричала.

Ответ:______________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 47. Ответ запишите цифрой.

Ответ:______________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я боялся,(1) что с ней что-нибудь случится,(2) и привёл её в класс. Она долго сидела под партой тихо,(3) но потом заскулила,(4) и Нина Петровна стала кричать,(5) а потом велела нам убираться вон.

Ответ:______________________

13. среди предложений 20-26 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________

14. Среди предложений 37-44 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3 Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3

15.1 напишите сочинение –рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного психолога Г.Г. Граник: «В устной речи чувства передают не только слова, но и выражение лица, жесты, звучание голоса. В письменной речи носителем самых разнообразных чувств служит восклицательный знак». Аргументируя свой ответ, приведите 2примера из почитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стеле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Г. Граник. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение . объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «- А что ты будешь делать, когда вырастешь? - Я буду защищать собак».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вани определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.





Просмотр содержимого документа
«вариант 2»

Вариант 2

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.


(1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно.

-(2)Вставай-ка живо! (3)Всю красоту проспишь, соня. (4)На тетеревиный ток опоздаем!

(5)Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, когда я был готов, мы двинулись в путь.

(6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути не было, пришлось сделать крюк – обойти низину. (8)И тут я вспомнил, что ружьё-то мы забыли…

-(9)Не беда, - успокоил меня отец. – Не за тем идём …

(10)Я опустил голову: что же делать в лесу без ружья?! (11)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

(12)Апрельский воздух тревожно и свежо пах талой землёй. (13)У дороги застыли вербы в серебряном пуху. (14)Внезапно отец остановился, затаил дыхание…(15)Вдали, в березняке, кто-то робко, неуверенно бормотал.

-(16)Кто-то проснулся? – спросил я.

-(17)Тетерев-косач, ответил отец.

(18)Я долго приглядывался и заметил на деревьях больших чёрных птиц. (19)Мы спустились в овраг и подошли к ним ближе.

(20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. (21)А одна птица сидела на вершине берёзы, вздувала шею, вскидывала краснобровую голову, распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». (22)Ей по очереди, с расстановкой вторили другие птицы.

-(23)Знаешь, - сказал отец, - это лучшая песня. (24)Послушаешь её, и весь месяц на душе праздник!

-(25)Какой?

-(26)Весенний…(27)Конец зимнему царству…

(28)Отец вдохнул полной грудью воздух, снял шапку.

-(29)Скоро у косачей пляски да игрища на болотах пойдут. (30)Музыка – лесная капель. (31)А слова какие!

(32)Тут он подбоченился, охнул…да и запел вполголоса:

-(33)Куплю балахон, продам шубу…

(34)С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню…

(По А. Баркову)

Барков Александр Сергеевич (род. 1935 г.) - известный писатель, автор книг для детей.



Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.


2 В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему отец рассказчика назвал песню тетерева лучшей?»


1) 20-21 2) 23-27 3) 28-29 4) 32-34

Ответ:_____________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.

2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

Ответ:______________________

4. Из предложений 1- 8 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными –С».

Ответ:______________________

5. Из предложений 11-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН».

Ответ:______________________

6. Замените разговорное слово «живо» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:______________________

7. Замените словосочетание «зимнее царство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 3.

Ответ:______________________

9. Среди предложений 28-32 найдите предложения, осложнённые однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при обращении.

Вставай-ка живо! Всю красоту проспишь,(1) соня. На тетеревиный ток опоздаем!

Я с трудом очнулся от дрёмы,(2) наскоро умылся,(3) выпил кружку молока,(4) и,(5) когда я был готов,(6) мы двинулись в путь.

По рыхлому снегу ступали наугад, (7)то и дело проваливаясь в колдобины.

Ответ:______________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ:______________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки,(1) важно прохаживались по веткам. А одна птица сидела на вершине берёзы, (2)вздувала шею,(3) вскидывала краснобровую голову,(4) распускала веером хвост и всё громче и сильнее бормотала: «Чуф-фых-х, бу-бу-бу». Ей по очереди,(5) с расстановкой вторили другие птицы.

-Знаешь,(6) - сказал отец,(7) - это лучшая песня. Послушаешь её,(8) и весь месяц на душе праздник!

Ответ:______________________

13. среди предложений 1-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________

14. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________



Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3 Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3

15.1 напишите сочинение –рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н.Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами…». Аргументируя свой ответ, приведите 2примера из почитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стеле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.Г. Чернышевского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение . объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«С той поры прошло более тридцати лет, но по сей день помню холодную апрельскую ночь, неблизкий путь к лесу, серебрёный березняк, тёмные силуэты птиц и песню…»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?», взяв в качестве тезиса данное Вани определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.






Просмотр содержимого документа
«вариант 4»

Вариант 4

Часть2

Прочитайте текст и выполните задания 2-14.



(1)Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. (2)Я шёл медленно, рассматривая перелески, деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова. (3)Ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. (4)Может, у этих старых дуплистых берёзок он и останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки своих стихов. (5)Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь, много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.

(6)Сама по себе природа вечна и почти неизменна. (7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек…

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзы, тронутые желтизной. (16)Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть. (17)Несколько минут стояла тишина. (18)Только катер постреливал глушителем да за кормой вскипала пена.

(19)Вскоре мы вышли на самую середину реки, и, когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой, женщина склонила голову набок и запела тихо:

(20)Куда бежишь, тропинка милая,

Куда зовёшь, куда ведёшь…

(21)Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то, повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:

(22)Кого ждала, кого любила я,

Уж не воротишь, не вернёшь…

(23)Они некоторое время молчали, не отрывая серьёзных лиц от берега, и, вздохнув, поправив платочки, продолжали петь, смотря друг на друга и как бы чувствуя родство душ.

(24)А мужчины, сдвинув брови и поджав губы, тоже уставились на хуторок, и кое-кто из них невольно подтягивал, не зная слов или стесняясь петь в голос. (25) И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке. (26)Я смотрел на них, вдохновлённых, и думал о том, что вот все они разные, а сейчас вдруг как бы одинаковыми стали, что-то заставило их сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. (27)Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись.

(По Ю.Грибову)

Грибов Юрий Тарасович (родился в 1925 г.) – русский писатель, журналист, автор многих популярных книг о Великой Отечественной войне.


Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.


2 В каких предложениях содержится информация, необходимая для объяснения предложения 16 текста: «Рабочие отложили карты, а женщины перестали есть»?


1) 4-5 2) 14-15 3) 19-20 4) 24-25

Ответ:_____________________

3. Какого из средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзы, тронутые желтизной»?

1) сравнительный оборот 2) эпитеты 3) метафора 4) гипербола

Ответ:______________________

4. Из предложений 24-27 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

Ответ:______________________

5. Из предложений 6-15 выпишите слово, в котором правописание НН объясняется правилом: «В краткой форме прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного».

Ответ:______________________

6. Замените разговорное слово «ладно» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:______________________

7. Замените словосочетание «порывы творчества», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

Ответ:______________________

9. Среди предложений 1-5 найдите предложения, осложнённые обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при вводном(-ых) слове(-ах).

Я смотрел на них,(1) вдохновлённых,(2) и думал о том,(3) что вот все они разные,(4) а сейчас вдруг как бы одинаковыми стали,(5) что-то заставило их сблизиться, забыться,(6) почувствовать вечную красоту. Ещё подумал я и о том,(7) что красота,(8) видно,(9) живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, (10)не дать ей умереть,(11) не проснувшись.

Ответ:______________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.

Ответ:______________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Вскоре мы вышли на самую середину реки,(1) и,(2) когда за изгибом показался хуторок с убегающей в поле дорогой,(3) женщина склонила голову набок и запела тихо:

Куда бежишь,(4) тропинка милая,(5)

Куда зовёшь,(6) куда ведёшь…

Ответ:______________________

13. среди предложений 13-18 найдите сложносочинённые предложений. Напишите номера этих предложений.

Ответ:______________________

14. Среди предложений 7-15 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________



Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1,15.2 или 15.3 Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3

15.1 напишите сочинение –рассуждение, раскрывая смысл высказывания советского поэта М.В. Исаковского: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». Аргументируя свой ответ, приведите 2примера из почитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стеле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.В. Исаковского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение . объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«…красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?», взяв в качестве тезиса данное Вани определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.







Просмотр содержимого документа
«ключи»

Задания

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

2

4

2

3

2

3

2

1

1

4

4

Прищурились

Сделать

Принесите

Разбудить

5

Вызван

Сонному

Стеклянную

Неизменна

6

Ударить

Быстро или скоро

Нелепость или глупость

Дружно,хорошо, слаженно

7

Школьный директор

Царство зимы

Дверь из стекла

Творческие порывы

8

Нет

Проспишь

Можно научиться

Природа вечна и неизменна

9

51

282932

236

245

10

34 или43

1

1415 или 1514

89 или 98

11

2

3

4

2

12

4

8

25 или 52

23 или 32

13

20

7

6

1618 или 1816

14

44

5

31

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!