СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа за 1 полугодие по русскому языку (10 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа за 1 полугодие 10 класс состоит из вопросов по учебнику Гольцов и некоторых заданий ЕГЭ (1-3, 5, 23)

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа за 1 полугодие по русскому языку (10 класс)»

Контрольная работа за I полугодие (10 класс) 1 вариант

1.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)тОрты ; 2)повторИт ;   3)вероисповедАние ; 4)начАвший

2.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) отдАв; 2) позвалА ;   3)граждАнство ; 4) загнУтый

3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) Современные ИНФОРМАЦОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы. 2) Он славился  мудростью  и раздавал ЖИЗНЕННЫЕ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях. 3) В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей. 4) Мастерство вырастает из тонкого и ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за окружающими людьми.    

4. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) Сергей приютил племянницу, ОДЕЛ и обул её. 2) Густой хвойный лес ОДЕЛ все подножия гор.

3) Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ. 4) Девушка думала о том, как ОДЕТЬ куклу.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1.Чтобы, повысить УНИЖЕННУЮ самооценку нужно много и долго работать над собой, менять полностью свое сознание.

2.Мускат ИГРИСТЫЙ производят в России, США, Болгарии, Венгрии, но законодателем моды по-прежнему является Италия

3.Люди с большим ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ опытом, вроде Назарова, были очень нужны. 4.Недостаток кальция помогут ВОСПОЛНИТЬ , прежде всего, молочные продукты

5.И ВЕЧНЫЙ бой, покой нам только снится

6. В каком предложении есть фразеологический оборот? Запишите номер этого предложения.

1.Отец не находил себе места от волнения. 2После звонка я не нашел себе места в зале и слушал лектора стоя. 3.Я не нашел себе свободного места и вынужден был уйти.

4.Я не нашёл себе места и встал возле окна.

7. Найдите синоним к выделенному слову: крутой берег. Выпишите это слово.

1.Низкий 2.Обрывистый 3.Пологий

8. Укажите способ образования слова СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫМИ

9. Выпишите из предложения слово, соответствующее схеме ¬︢ ˄˄: Послеполуденное солнце безмятежно заблистало, и наступила ниспосланная благодать.

10.На какой принцип орфографии опирается написание пропущенного гласного в слове убеж..ще? 1. Морфологический 2. Фонетический 3. Традиционный 4. Дифференцированный

11. В  каком ряду во всех словах пропущены 2 буквы ?

1)а…естация, а…рибут, ко…едж, либре…о ;

2)криста…, криста…ический, криста…ьно(честно), криста…изировать ;

3) програ…а, хромосо…а, стеногра…а, ко…ентатор;

4).ди…ертация, стре.., экспре…ивный, проце…уальный.

12. В  каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)изд…лека, зан..веска, уд…вительный ; 2)интелл…ктуальный, экон…мический, нагром…здить ;

3) обл…котиться, землетр…сение, заг…релые; 4)бл…городный, бл…стательный, зам…рла.

13. В  каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня? 1)р…стительность, выр..щеннный, р…сист, р…стовчанин;

2)неприк…саемые, к…сательная, неук..снительно, пок…сился;

3) отсч..т, сч…тывать, подсч..тавший, расч…тливый;

4)сотв..рить, притв…риться, тв..рительный, утв…рь.

14. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

землетр .. сение оз .. ряться выск . . чк а при .. ритет расст .. лается

15. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

доск..нально распол..житься з..рница прик..снуться проз..рливый

16. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

уб..ру в..ртуоз в..траж предв..рительный в..нтилятор



Работа по тексту.(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; ( ... )фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

17. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.

2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.

3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.

4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

5) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.

18. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

Во-первых Наоборот Иными словами Лишь

19. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

 ФУНКЦИЯ, -и; ж.

1) В философии: явление, зависящее от другоro и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.

2) В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).

3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желёз.

4) Роль, значение чего-н. (книжн.). Ф. синтаксиса.

5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные ф. Ф. профкома.

20. Из предложения выпишите антонимы. Многие говорят, что дети сегодня стали другие, и с большой радостью объясняют: они ведут себя совсем как взрослые.

21. Выпишите слово разговорного стиля: Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

22. Выпишите слово в переносном значении: Печать большой и необычной дороги лежала теперь на этой семёрке (семерка-семь человек)


















Контрольная работа за I полугодие (10 класс) 2 вариант

1.В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)понЯв ; 2)позвонИт ;   3) мЕстностей; 4) сливОвый.

2.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) начАв; 2)дождАлась  ;  3)бАнты ; 4) понЯвший.

3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) На крутых склонах с КАМЕНИСТОЙ почвой тающая снеговаявода сбегает вниз.

2)Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи  сапоги впору НАДЕТЬ. 3) Современная ИНФОРМАЦИОННАЯ служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда. 4)По мнению критиков, этой картине явно не хватает ЖИТЕЙСКИХ красок 

4. В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?

1) В любом деле ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ фактор играет огромную роль.

2) Командир полка отличался справедливым, ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ отношением к солдатам.

3) Какие ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ качества вы цените в людях больше всего?

4) ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ раса – это совокупность людей, обладающая генетико-физиологической общностью и происходящая из определённого ареала.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1.Жена - не рукавица: с белой ручки не ОТРЯХНЁШЬ. 2.ГОДОВОЙ доход семьи был мизерным.

3.ПЛАТА за совершённые ошибки показалась Иванову слишком высокой.

4.Срок УПЛАТЫ НДФЛ с выплат к отпуску совпадает со сроком УПЛАТЫ налога на доходы с заработной платы.

5.Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ лицом пошла навстречу Кистеру, что у него сердце забилось от радости.

6. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм? Запишите номер этого предложения.

1.Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы. 2.Не тратьте время на пустые разговоры.

3.Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность.

4.Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.

7. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду. Выпишите это слово.

1.Надоедливый 2.Назойливый 3.Дотошный 4.Докучный

8. Укажите способ образования слова   ПРЕДДВЕРИЕ

9. Выпишите из предложения слово, соответствующее схеме ¬︢ ˄˄:: Ветви раскинулись в стороны, словно руки, сведенные намертво в страстной мольбе.

10.На какой принцип орфографии опирается написание пропущенного гласного в слове напр..женный? 1. Морфологический 2. Фонетический 3. Традиционный 4. Дифференцированный

11. В  каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)изд…лека, зан..веска, уд…вительный ; 2)интелл…ктуальный, экон…мический, нагром…здить ;

3) обл…котиться, землетр…сение, заг…релые; 4)бл…городный, бл…стательный, зам…рла.

12. В  каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня? 1)раск…чать, заск…чить, выск…чка, ск…чок ; 2) отм..кать. непром…каемый, вым..кать,см…ковать; 3)предл..жение, безотл..гательный, изл..жить, сл..гаемое ;

4)см…ренный, зам..рать, прим..риться, обм..реть.

13. В  каком ряду во всех словах пропущены 2 буквы ? 1)а…естация, а…рибут, ко…едж, либре…о ; 2)криста…, криста…ический, криста…ьно(честно), криста…изировать ;

3) програ…а, хромосо…а, стеногра…а, ко…ентатор;

4).ди…ертация, стре.., экспре…ивный, проце…уальный.

14. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

нест.. бильный сп..раль тв..рожок предв..рительный тв..рительный

15. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

перекл..каться разл..ваться ш..девр бл..стательный водор..сли

16. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

л..нгвистический фин..нсист м..ридиан ош..ломлённый прот..реть



Работа по тексту. (1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. (2)С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3) современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

17. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 1) Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

2) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.

4) Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

5) Запасы природных материалов, которые используются с древности по сегодняшний день, не безграничны, и это должен помнить современный человек.

18. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.

Хотя Благодаря этому Лишь Однако Например,

19. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МАТЕРИА́Л [рья ], -а, муж.

1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.

2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.

3. обычно мн. Собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.

4. Тканьёвое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.

20. Из предложения выпишите антонимы. Ведь сами по себе они не хороши и не плохи, они лишь мощная, неопределённая «возможность», дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная во всём.

21. Выпишите слово разговорного стиля: Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога.

22. Выпишите слово в переносном значении: И взлёт в твоей жизни обеспечен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!