СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по истории - «Буржуазные реформы 60-х-70-х гг. в России»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по истории - «Буржуазные реформы 60-х-70-х гг. в России»

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по истории - «Буржуазные реформы 60-х-70-х гг. в России»»

24



БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине история

Буржуазные реформы 60-х-70-х гг. в России









Выполнил: студент ПКС-16гр. I курса

______________

(подпись)

Фамилия Соболева

Имя Полина

Отчество Николаевна

Проверил: Пашаев Ш. Н.













Покачи 2017 год

Содержание


Введение 3

1. Предпосылки крестьянской реформы 4

1.1. Крестьянская реформа 1861г. 6

2. Земская и городская реформы 10

2.1. Земская реформа 10

2.2. Городская реформа 12

3. Судебная и военная реформы 14

3.1. Судебная реформа 14

3.2. Военная реформа 1861-1874 гг. 16

4. Реформы в сфере образования, науки и культуры 18

5. Значение реформ 22

Список литературы 24

















ВВЕДЕНИЕ


Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века - общее название социально-экономических преобразований эпохи императора Александра II, в которые принято включать все крупнейшие реформы 60-70-х гг. XIX века.

Причины проведения этих преобразований – в кризисе феодально-крепостнической системы и активных попытках самодержавия преодолеть этот кризис путем осуществления ряда мероприятий во всех сферах жизни российского общества.

Александр II короновался в трагический период российской истории. Завершалась Крымская война. В обществе господствовало настроение уныния. Будущее всем казалось неопределенным. Смена царствований совпала с острым проявлением стихий­ной и осознанной необходимости коренных преобразований, продиктованных внешними и внутренними обстоятельствами, с кризисом всей николаевской системы. «Прежняя система от­жила свой век» - таков приговор одного из идеологов этой системы М. Н. Погодина, произнесенный им через три месяца после смерти Николая I.1 Со вступлением Александра II на престол во всех слоях русского общества пробудились надежды на серьезные перемены.

По своей натуре Александр II не был реформатором. Однако, вступив на престол, Александр нашел в себе мужество признать крах николаевской системы и необходимость перемен. Новый император понимал, что общество могло выйти из оцепенения только путем глубоких реформ. Для него было ясно, что ключевым вопросом является отмена крепостного права, о необходимости которой он заявил уже в 1856 г. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу».


1. ПРЕДПОСЫЛКИ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ


Предпосылки, которые, в конечном счете, привели к отмене крепостного права в России, складывались давно. В первую очередь они выражались в углублении в последние десятилетия перед реформой 1861 г. социально-экономических процессов разложения крепостничества.

Возможности крепостного хозяйства как экономической системы уже на исходе первой четверти XIX в. были исчерпаны, и оно вступило в полосу глубокого кризиса. Новые, капиталистические по характеру явления в экономике вступили в конфликт с крепостничеством, которое стало серьезным тормозом для развития промышленности и торговли, крестьянского предпринимательства. Помещичье хозяйство, базировавшееся на подневольном крепостном труде, всё более приходило в упадок. Кризис в первую очередь поразил барщинные имения (в них к середине XIX в. находилось 71% крепостных крестьян), выразившийся в прогрессирующем падении производительности барщинного труда. Крестьянин всё более тяготился барской работой, стараясь как можно меньше тратить на нее свои силы. Показателем упадка помещичьих хозяйств был и рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. Помещики всё больше стали закладывать и перезакладывать свои «крепостные души» в этих учреждениях. Если в начале XIX в. ими было заложено 5% крепостных крестьян, а к 30-м годам - 42%, то к 1859 г. - уже 65%2.

Другой важной причиной, заставившей помещиков пойти на отмену крепостного права, был социальный фактор – нарастание крестьянских бунтов. В 1851-1860 гг. их происходило до 100 ежегодно. Крестьянский протест уже не ограничивался локальными, разрозненными бунтами и выливался в массовые движения, которые охватывали одновременно сотни тысяч крестьян десятков губерний.

Необходимо было такое крупное потрясение, как Крымская война 1853-1856 гг., чтобы царское правительство вплотную приступило к подготовке отмены крепостного права. Поражение в войне открыло глаза правящему классу на главную причину экономической и военно-технической отсталости страны – крепостное право – и на социальную опасность его дальнейшего сохранения.

Крепостная Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских стран. Крепостное хозяйство и особенно государственные финансы оказались в состоянии глубокого кризиса: громадные расходы на войну серьезно подорвали финансовую систему государства3.

За время с 1853 по 1856 г. общая сумма дефицита выросла с 52 млн. до 307 млн. руб. сер., уменьшилась золотая обеспеченность бумажных денег более чем на 50%, сре­ди статей дохода вырос удельный вес винных откупов - с 1/3 в 1845 г. до 43% в 1853 - 1856 гг. Известный экономист Л. Тенгоборский в своей записке (январь 1857г.) пришел к заключе­нию: «Необходимо принять неотложно самые решительные ме­ры к сокращению расходов..., ибо в противном случае государ­ственное банкротство неминуемо». Постоянно растущий дефи­цит бюджета поставил страну на грань финансового кризиса, вынуждая «верхи» к преобразованиям4.

Таким образом, перед российским самодержавием встали неотложные задачи: выйти из тяжелого финансового кризиса, разрешить острые социальные проблемы и при этом сохранить положение России в ранге великих держав. Разрешение этих задач упиралось в необходимость отмены крепостного права и проведения ряда других социальных и экономических реформ. Главной в череде этих реформ стала крестьянская реформа 1861 г.– отмена крепостного права.


1.1. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 ГОДА


19 февраля 1861 года Александр II (1855-1881) подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», которым было отменено крепостное право в России, и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Манифестом 1861г.

Главным содержанием крестьянской реформы была отмена крепостного состояния, как официально именовалось право собственности помещика на крестьян. Теперь крестьян перестали продавать, дарить, проигрывать в карты, менять на собак, закладывать, ссылать в Сибирь или избивать по приказу помещика. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами. Это означало, что теперь они могли на свое имя заключать различные сделки, открывать торговые и промышленные заведения.

После обнародования манифеста об освобождении крестьян вступили в силу основные правовые положения, согласно которым крестьяне получали личную свободу, т.е. перестава­ли быть собственностью помещика и получали определенные граждан­ские права:

- самостоятельно заключать сделки;

- промыслами по своему усмотрению;

- переходить в другие сословия;

- поступать на службу;

- приобретать движимое и недвижимое имущество и т.п.

Первоначально по манифесту крестьяне получали только личную свободу. Все земли оставались за помещиками, последние представляли крестьянам в пользование их же усадьбу и земельный надел. За это крестьяне, получившие наименование временнообязанных, несли в пользу помещика барщину или платили оброк. Крестьянская община, т. е. население одного помещичьего имения, должна была выкупать свои земли, и после этого временнообязанные крестьяне становились собственниками. Для осуществления выкупа государство предоставляло крестьянам ссуду, ее крестьянская община обязывалась погашать в течение 49 лет в виде ежегодных платежей, превращавшихся в своеобразный налог.

Эти условия больше всего устраивали государство, которое получило с крестьян намного больше, чем уплатило помещикам, так как выкуп рассматривался как «ссуда» крестьянину, взыскиваемая по 6% в год. В результате до 1 января 1907 г., когда правительство было вынуждено объявить о прекращении выкупных платежей, крестьяне внесли более 1,5 млрд. рублей при рыночной оценке земли около 550 млн. рублей5.

По манифесту около 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили свободу. Размеры крестьянских наделов были неравномерны и колебались по регионам от 2 до 42 десятин на мужскую душу. В среднем получалось около 3,5 десятины на одну душу. При существовавшей тогда агротехнике это было намного меньше, чем необходимо, чтобы обеспечить прожиточный минимум. Совсем не получило земли 724 тыс. дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. 20% земли у крестьян было отрезано.

Законодательные акты 1861 г. явились только началом реформы, проводившейся в жизнь на протяжении целого поколения крестьян. Впервые годы положение крестьян фактически не изменилось, и лишь после перехода на выкуп они освободились от барщины и ряда других натуральных повинностей. Перейти к выкупу не торопились ни помещики, ни крестьяне. Спустя 20 лет после начала реформы лишь половина бывших крепостных освободилась от временнообязанных отношений, и в 1882 г. все они были, наконец, переведены на выкуп. Главная причина этого заключалась в том, что цена земли, а, следовательно, и выкупа, была сильно завышена. Помещикам было невыгодно расставаться с землей, а крестьянам слишком дорого выкупать.

Взвешивая положительные и отрицательные моменты реформы 1861 г., можно сказать, что прогрессивное начало в ней преобладало. Фактически произошла замена крепостничества капитализмом. Огромная масса населения России получила гражданскую свободу и самостоятельно могла решать свою судьбу. Но старая барщинная система была только подорвана, а не уничтожена. Это обстоятельство впоследствии породило сильные общественные потрясения. Отмена крепостного права вызвала необходимость проведения ряда других реформ. В первую очередь потребовалось создать систему местного самоуправления.6


















2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ

2.1. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА


Указом от 1 января 1864 г. в России вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Земства учреждались как всесословные выборные органы местного самоуправления в губерниях и уездах. Появление земств было для России фактом необычным. В их работе участвовали представители всех сословий. При выборах в земства определяющее значение имело не сословное происхождение человека, а его собственность - имущественный ценз. Все избиратели делились на три группы: землевладельцев, горожан и представителей от сельских крестьянских общин. Каждая группа избирала одну треть гласных, т.е. членов земского собрания. На практике это означало непропорциональное представительство от каждой категории. Первую группу преимущественно составляли помещики, но не все, а обладавшие необходимым цензом. Вторую - владельцы крупных торговых и промышленных заведений в городах. Третью - представители от крестьянских общин, которые необязательно были крестьянами. Крестьянские общины могли выбрать своими представителями лиц и из других сословий. В обстановке, когда крестьяне еще не осознали свои права и возможности, от их общин часто выбирались помещики. Вот почему, особенно на первых порах, в земствах преобладали помещики. В выборах совсем не участвовали рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия, не располагавшие необходимым цензом7. Выборная система формировала губернские и уездные земские собрания. Для представителей землевладельческой группы выборы были прямые, т. е. они выбирали непосредственно гласных. Во второй группе выборы были смешанными, т. е. самые крупные владельцы напрямую выбирали гласных, а те, кто располагал собственностью меньших размеров, - через своих представителей. Для крестьян выборы были многоступенчатыми: сельские общества выдвигали представителей на волостные сходы, где избирались выборщики, а те в свою очередь участвовали в уездном съезде. Выборы гласных в уездное земское собрание проводились на уездных съездах всех трех групп избирателей. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях.

Земства имели распорядительные и исполнительные органы. Распорядительные органы (земские собрания) заседали один раз в год и решали общие вопросы: заслушивали отчеты, утверждали земские налоги и выбирали исполнительные органы (земские управы). Председателем Земского собрания был предводитель дворянства.

Земским учреждениям предоставлялся ряд полномочий. Среди них: производство выборов, определение порядка действий земских исполнительных органов и их содержания, рассмотрение земских смет и установление размеров сборов, приобретение и отчуждение недвижимого имущества, определение правил образования и расходов капиталов земств для решения хозяйственных и социальных проблем (дороги, призрение, образование, медицина, страхование, чистота площадей и улиц, санитарное состояние промышленных и других предприятий, порядок работы ярмарок, базаров и др.)8

Введение земств означало развитие новой, капиталистической системы, основанной на самоуправлении, и способствовало хозяйственной активности на местах. Вместе с тем земская реформа содержала ограничения, сдерживавшие общественные силы. Прежде всего, создание земств не было завершено формированием общероссийского представительного органа. Финансовые возможности земств были также ограниченны.


2.2. ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА


В июне 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное управление - городские думы. Основные направления деятельности городских дум были практически такими же, как и земских учреждений. В выборах их гласных участвовали только жители, платившие городские налоги. Все жители, платившие налоги, разделялись на три группы в зависимости от размеров уплачиваемого налога. Каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Первую составляли наиболее крупные налогоплательщики, уплачивавшие треть налогов; вторую - более мелкие, вносящие еще одну треть налогов; третью - все остальные. Каждая группа избирала равное число гласных в городские думы, что создавало преобладание в думах представителей крупной буржуазии и дворянства. Один голос богатых плательщиков, избиравших 1/3 городских гласных, равнялся голосу от нескольких сот средних плательщиков и несколько тысяч мелких. Малое представительство широких городских слоев приводило к тому, что городские проблемы решались главным образом в интересах городских верхов. Гласными городской думы избирался городской голова и члены городской управы.

Первоначально «Городовое положение» было введено в городах Европейской России и Сибири. В 1875-1877 гг. оно распространилось и на национальные окраины, за исключением Средней Азии, а также Польши и Финляндии, где действовало прежнее городское устройство.

Важным принципом деятельности управ была гласность. Положение 1864 года предусматривало, что все сметы, раскладки, отчеты управ, а также результаты ревизий печатаются для всеобщего сведения в «Губернских ведомостях». До 1866 года материалы собраний и управ печатались без предварительной цензуры, за исключением постановлений, нуждавшихся в утверждении губернатора. В 1867 году был принят закон, запрещавший любые сношение между земствами разных губерний, даже по общим делам управления. Все печатные издания были подчинены цензуре губернатора. Было установлено, что отчеты земских управ должны печататься с разрешения губернатора и в количестве, не превышающем число гласных. Таким образом, местное население полностью утратило возможность контролировать деятельность земских учреждений9.

Земства и городские думы были лишены политических функций. Местное самоуправление создавалось правительством с целью улучшения положения дел в тех сферах общественной жизни, до которых у администрации «не доходили руки». Их деятельность ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами. Они занимались устройством и содержанием местных путей сообщения, благотворительных учреждений, почты, местных тюрем, развитием торговли и промышленности, здравоохранения, народного образования и т.д. Например, земские врачи и фельдшеры впервые стали проводить профилактическую работу: делать прививки, бороться с распространением заразных болезней, беря минимальную плату за лечение (5-10 копеек). Все же, несмотря на все усилия, к 1905 г. в российской провинции один врач приходился на 30-40 тысяч человек. Появились земские агрономы, ветеринары, юридические консультации, статистические бюро. В городах думы создавали биржи труда, «дома дешевых квартир» для малоимущих, ночлежки для нищих. Однако деятельность земств и городских дум была ограничена их финансовыми возможностями и контролем со стороны администрации. Губернатор мог отменить любое решение земства или думы10.





3. СУДЕБНАЯ И ВОЕННАЯ РЕФОРМЫ

3.1. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Новые производственные отношения, торгово-промышленная деятельность, земская и городская реформы требовали суда, свободного от вмешательства дворянской администрации, охраняющего право собственности и юридически равного для всех сословий. Для этого 20 ноября 1864 года Александр II подписал указ о судебной реформе и «новые судебные уставы».

Судебная реформа занимает одно из центральных мест среди буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., открывших России путь капиталистического развития. Суть ее состояла в коренном изменении процессуального законодательства и неразрывно связанного с ним судоустройства. Уголовное и гражданское право остались прежними. Это объяснялось особой важностью уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законодательств для обеспечения неприкосновенности личности и имущества, что явилось актуальной задачей в связи с интенсивным развитием капитализма после отмены крепостного права в России

Важное значение для развития российского общества и государственности имели преобразования в области судоустройства и судопроизводства на основе Судебных уставов 1864 г. Они заложили основы всесословного, гласного, устного, состязательного и, как представлялось, независимого от влияния местной администрации суда.

Создавалось два типа судов – окружной (на территории от 3 и более уездов) для уголовных и гражданских дел, и судебные палаты (на территории нескольких судебных округов и губерний) как кассационные инстанции. В окружных судах по уголовным делам предусматривался институт присяжных заседателей.

Мелкие правонарушения рассматривались в мировых судах (судья выбирался уездными земскими собраниями и городскими думами на несколько волостей и участок в городе). Начиная с 1866 года, мировые учреждения были открыты постепенно во всех земских губерниях.

Прокуратура стала составной частью судебного ведомства, для оказания юридической помощи вводился институт адвокатуры (присяжные и частные поверенные)11.

Независимость суда от администрации гарантировалась несменяемостью независимых судей. Судья был независим, его можно было уволить только по решению уголовного суда. Процесс судопроизводства объявлялся гласным, то есть открытым и состязательным. В окружных судах был введен институт выборных присяжных заседателей, которые решали вопрос о виновности или невиновности подсудимых, а степень наказания определялась судом.

В связи с подготовкой судебной реформы была проведена и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный в апреле 1863 г. закон отменял публичное наказание по приговорам гражданских и военных судов. Тем не менее, в новой судебной системе оставалось еще немало черт сословного суда. Так, сохранялись еще духовный суд по церковным делам и военные суды для военных. Полного запрещения телесных наказаний также не последовало: оно сохранялось для податных сословий и для крестьян по приговорам волостных судов, а также для штрафованных солдат и матросов (до ста ударов розгами).

Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору. Судебными уставами также впервые в России вводился нотариат – в городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов.


3.2. ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1861-1874 ГГ.

Это серия преобразований в армии, начавшаяся с реорганизации военного управления и военно-учебных заведений и завершившаяся введением новой системы комплектования армии через всесословную воинскую повинность.

Весь комплекс военных реформ включал в себя следующее:

• сокращение численности армии;

• учреждение системы военных округов, т.е. децентрализацию во­енного управления в стране;

• отмену рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности (с 1 января 1874 г.)12

Большую роль в осуществлении реформы сыграл военный министр Д.А. Ми­лютин (1816–1912), находившийся на этом посту с 1861 по 1881 г. Преобразования начались во второй половине 50-х гг.: сокращалась численность «небоевого элемента» армии и флота; упразднялись военные поселения, институт кантонистов; разрабатывались новые положения по изменению правового статуса казачьих войск и уставов службы для казаков; с 1859г. сокращались сроки службы для нижних чинов с 25 до 15 лет (12 лет действительной службы, 3 года в запасе) в целях создания обученного резерва. Также были отменены телесные наказания.

Затем подверглась изменениям и система военного управления – по изданному 06.08.1864 г. «Положению» вся страна делилась на военные округа (всего 15 округов). Военно-окружная система имела ряд преимуществ, поскольку ликвидировалась излишняя централизация управления, и создавались более благоприятные условия для оперативного руководства войсками, а также сокращались сроки мобилизации запасных в военное время. Воо­ру­жен­ные си­лы Рос­сии раз­де­лились на по­сто­ян­ные вой­ска (кад­ро­вая ар­мия, за­пас, ка­за­чьи вой­ска) и го­су­дар­ст­вен­ное опол­че­ние, а также на дей­ст­вую­щие и за­пас­ные эки­па­жи фло­та. Чис­лен­ность ар­мии по шта­там мир­но­го вре­ме­ни ус­та­навливалась в 760 тыс. сол­дат и офи­це­ров при обу­чен­ном за­па­се в 1 млн. че­ло­век. Через три года реформированию подверглось и центральное военное управление, был введен новый военно-судебный устав, и началась реорганизация военно-учебных заведений. Кадетские корпуса были преобразованы в гимназии, учреждались военные училища, в которые поступали воспитанники военных гимназий. Училища ежегодно выпускали до 600 офицеров. Для специальной подготовки военных специалистов были созданы 16 юнкерских училищ. Была расширена система высшего военного образования в военных академиях. В 1860-70-е гг. проводилось перевооружение армии – переход к нарезному стрелковому и артиллерийскому оружию, созданию парового броненосного флота.

Все эти мероприятия существенно улучшили боеготовность русской армии, особенно ее офицерского корпуса, однако военная реформа могла получить свое завершение лишь при введении новой системы комплектования армии, отказа от рекрутчины и перехода к всеобщей воинской повинности. Проект о ее введении был подготовлен Д.А. Милютиным еще в 1870 г., однако Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» лишь 1 января 1874 г. По закону все воинские силы Российской империи делились на 4 разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска (казачество), запасные войска и ополчение. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, безразличия сословий. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках (9 лет в запасе) и 7 на флоте (3 года в запасе)13.

Эту реформу называют одной из са­мых гуманных реформ 60-70-х гг. XIX в.




4. РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ


Потребности роста промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, внедрение в эти отрасли машинной техники постоянно требовали расширения народного образования. Само осуществление ре форм в управлении, суде, военном деле и т.д. было невозможно без развития сети общеобразовательных и специальных учебных заведений. Все формы народного образования, объем, и содержание преподаваемых дисциплин всегда строго регламентировались и находились под контролем соответствующих правительственных учреждений. Народное образование всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания народных масс в духе преданности «вере, царю и отечеству». Большое влияние на разработку реформ в области просвещения и печати оказал общедемократический подъем в стране после Крымской войны, который заставил самодержавие пойти на некоторую демократизацию высшей школы и на смягчение цензурных правил.

Реформы образования и цензуры 1863-1865 гг. - проведенные Александром II в рамках Либеральных реформ 1860-1870-х гг. преобразования, в которые входят школьная реформа 14.07.1864, реформа гимназий и прогимназий 19.11.1864, новый университетский устав 16.06.1863, цензурная реформа 06.04.1865.

Важное место в ряду «великих» реформ занимала реформа системы народного образования.

Начало подготовки реформы начального и среднего образования было положено учреждением в июле 1861 г. Комитета для разработки школьной реформы. Разработанный им проект был утвержден в 1864 г. как «Положение о начальных народных училищах». Согласно этому документу право открывать начальные школы предоставлялось общественным учреждениям и частным лицам (с разрешения властей).


Материальное обеспечение школ лежало на учредителях, а руководство учебной частью возлагалось на организуемые уездные и губернские училищные советы. В программу начальных училищ входили преподавание чтения, письма, четырех правил арифметики, «закона Божьего» и церковного пения.

По уставу гимназий и прогимназий, принятому в ноябре 1864 г., в среднем образовании вводился принцип сословного равенства. Гимназии делились на классические (гуманитарное образование) и реальные (техническое). Классическая гимназия давала преимущество при поступлении в университет, выпускники реальных чаще поступали в технические ВУЗы. Были учреждены прогимназии – четырехклассные учебные заведения, обучение велось по плану первых четырех лет классической гимназии. Более половины учеников гимназий составляли дети дворян и чиновников, около трети – представителей городской буржуазии, однако и дети крестьян и «иноверцев» в гимназиях были представлены (не менее 10%).

Университетский устав 1863г. стал самым либеральным в дореволюционной России. Его действие распространялось только на российские ВУЗы (всего их на то время действовало 5 – в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Харькове и Киеве). Университеты Польши, Финляндии и Прибалтики имели свои уставы. Каждый университет по уставу должен был иметь 4 факультета – историко-филологический, физико-математический и медицинский (но допускались исключения). Устав предоставлял широкую автономию университетам в области решения учебных и хозяйственно-административных вопросов. Университеты имели собственную цензуру, свободно выписывали из-за рубежа книги. Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты женщинам. Однако правительство не могло не считаться с требованиями прогрессивных российских ученых дать доступ к высшему образованию и женщинам, разрешив открывать частные высшие женские курсы.

Начало высшему женскому образованию в России было положено на рубеже 60 - 70-х годов XIX в. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, а в 1870 г. - Владимирские в Петербурге и «Систематические» по естественным наукам в Киеве. В 1872 г. при Николаевском госпитале в Петербурге были созданы Высшие медицинские женские курсы, в Москве - Высшие женские курсы профессора В.И. Герье историко-филологического направления. Бестужевские курсы получили особую известность, так как давали наиболее основательное высшее образование. Высшая женская школа существовала в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение14.

Правительство вынуждено было изменить и положение с цензурой, которая свирепствовала в дореформенное время. Поэтому особенно значимым явлением в ряду реформ просвещения и печати стало утверждение «Временных правил о печати» в апреле 1865 г., которые отменяли предварительную цензуру для оригинальных сочинений объемом не менее 10 печатных листов, центральные периодические издания освобождались от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел, с условием внесения издателем денежного залога. От цензуры освобождались правительственные и научные издания15. «Временные правила о печати» действовали практически без изменений в течение 40 лет.

Это были весьма незначительные уступки печати, причем они распространялись лишь на столичные города - Москву и Петербург. На провинциальную печать и массовую литературу для народа цензура сохранялась в полной мере.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Реформы 60-70-х гг. значительно изменили социально-политические и экономические отношения в российском обществе. Их характер, как и развитие страны в целом, определялся политикой укрепления российской государственности и России в целом. Власть государства над обществом приобрела новые формы, учитывающие традиционные устои жизни.

Анализ реформаторских мероприятий, проводимых в России в 60 – 70-х годах XIX века, показывает, что они носили буржуазный характер, ибо приспособляли самодержавно-крепостнический строй к потребностям капиталистического развития. Это был еще шаг по превращению феодальной монархии в буржуазную, способствующий формированию начал гражданского общества.

Реформы при всей их половинчатости, незавершенности все же открыли путь для развития капитализма. Так, крестьянская реформа, несмотря на всю ее противоречивость, явилась важнейшим историческим актом прогрессивного значения, став переломной гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране. По сравнению с крепостной эпохой резко возросли темпы экономического развития, сложилась новая социальная структура, характерная для капиталистических стран: сформировались новые социальные слои населения - пролетариат и промышленная буржуазия. Демократизация высшей школы, расширение народного образования, отмена ряда цензурных ограничений, несомненно, способствовала дальнейшему развитию России по капиталистическому пути. В условиях быстрого экономического развития России в конце XIX – начале XX в. и подъема культуры сформировался значительный слой людей интеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы и искусства, школьного и врачебного дела.


Отмена крепостного права и проведение реформ в суде, образовании и печати, военном деле, получивших название Великих реформ, проведение ряда мер для индустриального развития страны обеспечили прочное положение России в ряду крупнейших мировых держав. Капиталистическая Россия набирала темпы для того, чтобы экономически приблизиться к другим странам Европы, обеспечить внутриполитическую устойчивость и политический вес на международной арене. Крупное производство прочно укрепилось в важнейших отраслях промышленности. Россия все шире включалась в мировой рынок как поставщик хлеба и сырья.

Однако малоземелье крестьян, высокие выкупные платежи и сохранение общины со всеми свойственными ей феодальными пережитками (круговой порукой) тормозило развитие капиталистических отношений и создавало условия для будущих революционных потрясений.

Буржуазные по своему содержанию реформы 60 - 70-х годов носили не последовательный и незавершенный характер. Наряду с буржуазными принципами в новых органах местного управления, судебной системе, народном образовании и т.д. реформы вместе с тем ограждали сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли неравноправное положение податных сословий. Уступки, сделанные прежде всего крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации. В противоречивой политике императора Александра II сочетались и реформаторство, и реакционные тенденции. Последние открыто заявили о себе после покушения на Александра II Д.В. Каракозова в 1866 г. Эти тенденции замедляли ход реформ и в ряде случаев искажали их характер. Проводя реформы, самодержавие вместе с тем применяло старые административно-полицейские методы управления, поддерживало сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны. Тем самым создавались условия для проведения серии «контрреформ» в царствование Александра III.

Список литературы


1. Великие реформы в России. 1856 – 1874: Сборник / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Буншнелла.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.- 336с.

2. История России с древнейших времен / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, Г.А. Будник и др.; Под ред. В.Ю. Халтурина: Учеб. пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. – Иваново, 2003.– 340 с.

3. История России с древнейших времен до 1917 года. Учебное пособие. Режим доступа: http://economic.ispu.ru/

4. Кириллов. История России: учебное пособие.- М.: Юрайт – Издат, 2007.- 661с.

5. Отечественная история: Учебник / Под ред. А.П. Волкова.– М.: Военный университет, 2004.- 462с.

6. Отечественная история. IX-XX вв.: Учеб. пособие. В.С. Измозик, Ю.С. Куликов и др. - СПб.: СЗТУ, 2004 - 343 с.

7. Отечественная история в схемах и таблицах. В.В. Кириллов. 2-е изд., дополненное.- М.: Эксмо, 2005.- 336с.

8. Словарь по истории России. Александр II и реформы 60-70-х гг. 19 в. Режим доступа: http://russia.yaxy.ru

9. Федоров В.А. История России, 1861-1917: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по ист. спец. и ист. направлению. - М.: Высш. шк., 2000. - 384с.

История России с древнейших времен до 1917 года. Учебное пособие. Режим доступа: http://economic.ispu.ru


1 См.: Великие реформы в России. 1856 – 1874: Сборник / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Буншнелла.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.- С.27


2 См.:Федоров В.А. История России, 1861-1917: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по ист. спец. и ист. направлению. - М.: Высш. шк., 2000. - 384 с.


3 См.: Великие реформы в России. 1856 – 1874: Сборник / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Буншнелла.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.- С.27


4 Там же

5 См.: Отечественная история. IX-XX вв.: Учеб. пособие. В.С. Измозик, Ю.С. Куликов и др. - СПб.: СЗТУ, 2004 – С.112.


6 Словарь по истории России. Александр II и реформы 60-70-х гг. 19 в. Режим доступа: http://russia.yaxy.ru


7 Словарь по истории России. Александр II и реформы 60-70-х гг. 19 в. Режим доступа: http://russia.yaxy.ru


8 Отечественная история: Учебник / Под ред. А.П. Волкова. – М.: Военный университет, 2004


9 Отечественная история: Учебник / Под ред. А.П. Волкова.– М.: Военный университет, 2004


10 См.: Отечественная история. IX-XX вв.: Учеб. пособие. В.С. Измозик, Ю.С. Куликов и др. - СПб.: СЗТУ, 2004 – С.117.


11 Отечественная история: Учебник / Под ред. А.П. Волкова. – М.: Военный университет, 2004


12 См.: Кириллов. История России: учебное пособие.- М.: Юрайт – Издат, 2007.- С.345.


13 История России с древнейших времен до 1917 года. Учебное пособие. Режим доступа: http://economic.ispu.ru


14 См.:Федоров В.А. История России, 1861-1917: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по ист. спец. и ист. направлению. - М.: Высш. шк., 2000. - 384 с.


15 История России с древнейших времен до 1917 года. Учебное пособие. Режим доступа: http://economic.ispu.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!