Контрольная годовая работа по русскому языку (9 кл).
Тема. Сложное предложение.
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и учебной программы по теме «Сложное предложение».
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:
• в ССП, СПП, БСП, в предложениях с разными видами связи;
• при однородных членах предложения;
• при обособленных определениях, обстоятельствах.
Условий для написания:
• проверяемых безударных гласных и согласных в корне слова;
• не и ни с разными частями речи;
• безударных падежных окончаний имен существительных, прилагательных и причастий;
• -н-нн- в разных частях речи;
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
-морфемного и морфологического разбора слов;
- -выполнения синтаксического разбора сложного предложения;
-определения видов СП;
-реконструирования предложений;
- создания нового творческого содержания в форме монологического высказывания, свободного письма, эссе.
Неземная любовь.
Однажды молодой человек писал письмо своей возлюбленной, которая жила в нескольких километрах отсюда, в соседнем селении. Он говорил ей, как сильно он ее любит и какой восхитительной ее считает. Ее серебряный голос, по его словам, можно слушать вечно: он музыка, украшающая бесцветные сумерки жизни. Ее глаза как две звезды, превращающие ночной мрак в волшебный мир. Он ее никогда никому не отдаст, и ни у кого никогда не было и не будет такой девушки.
В конце он добавил, что, для того чтобы быть с ней, он готов перенести величайшие испытания, столкнуться с непреодолимыми препятствиями, какие только можно представить человеку. Ради нее он бы, не задумываясь, забрался на самую неприступную вершину, переплыл бы самую широкую реку и в дремучем лесу голыми руками сражался бы с самыми свирепыми зверями.
Письмо закончено, и тут он вспомнил, что забыл упомянуть нечто важное, и добавил: «Увидимся в среду, если, конечно, не будет дождя». Грамматические задания.
Задания 1 уровня.
- Произведите морфемный разбор слов:
1вариант – возлюбленный, задумываясь, сумерки;
2 вариант – волшебный, забрался, закончено.
- Выполните морфологический разбор слова:
1вариант – украшающая;
2 вариант – забрался.
Задания 2 уровня.
1. Выполните синтаксический анализ СП:
1 вариант - Однажды молодой человек писал письмо своей возлюбленной, которая жила в нескольких километрах отсюда, в соседнем селении.
2 вариант - Он ее никогда никому не отдаст, и ни у кого никогда не было и не будет такой девушки.
- Осуществите синонимическую замену предложений с прямой речью в косвенную (1 вариант), а с косвенной речью - в прямую (2 вариант).
1 вариант - Письмо закончено, и тут он вспомнил, что забыл упомянуть нечто важное, и добавил: «Увидимся в среду, если, конечно, не будет дождя».
2 вариант - Он говорил ей, как сильно он ее любит и какой восхитительной ее считает.
Задания 3 уровня.
1. Над чем заставила задуматься притча? Составьте связное монологическое высказывание с использованием сложных предложений;
2. Что поняла девушка, когда прочитала письмо молодого человека. Создайте текст частного письма-ответа девушки молодому человеку, употребляя сложные предложения с разными видами связи.
3. Напишите сочинение-эссе на тему «Настоящая любовь – это…»
Технологическая матрица.
№
|
Содержание
(разделы учебной программы)
|
Тема
|
Характеристика заданий
|
Уровни
сложности
Б – базовый.
П-продвинутый.
В- высокий.
|
критерии
|
А
|
В
|
С
|
|
1.
|
Словообразование.
|
Морфемный разбор слов.
|
Произведите морфемный разбор слов.
|
Б
|
|
|
|
|
2.
|
Морфология.
|
Морфологический разбор.
|
Произведите морфологический разбор слова
|
Б
|
|
|
|
|
3.
|
Синтаксис.
|
Порядок синтаксического разбора сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.
|
Выполните синтаксический анализ СП
|
П
|
|
|
|
|
4
|
Синтаксис.
|
Прямая и косвенная речь.
|
Осуществите синонимическую замену предложений с прямой речью в косвенную (1 вариант), а с косвенной речью - в прямую (2 вариант).
|
П
|
|
|
|
|
4
|
Развитие речи.
|
Типы речи. Стили речи.
|
1.Над чем заставила задуматься притча? Составьте связное монологическое высказывание с использованием сложных предложений;
2. Что поняла девушка, когда прочитала письмо молодого человека. Создайте текст частного письма-ответа девушки молодому человеку, употребляя сложные предложения с разными видами связи.
3. Напишите сочинение-эссе на тему «Настоящая любовь – это…»
|
В
|
|
|
|
|
Специфика заданий и критерии оценивания.
№
|
Характеристика заданий
|
Дескрипторы
|
Уровень достижения
|
Максимальный балл за выполнение заданий
|
1
|
Произведите морфемный разбор слов.
|
Правильно выделяет все части слова.
|
3
|
3
|
Допускает 1-2 ошибки в выделении морфем в словах.
|
2
|
Допускает 3-4 ошибки в выделении морфем в словах.
|
1
|
2
|
Произведите морфологический разбор слова
|
Правильно определяет часть речи, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическую роль в предложении.
|
4
|
4
|
Допускает 1-2 ошибки в морфологическом разборе слова.
|
3
|
Допускает 3 ошибки в морфологическом разборе слова.
|
2
|
Допускает 4 ошибки в морфологическом разборе слова.
|
1
|
3
|
Выполните синтаксический анализ СП
|
Правильно выделяет главные и второстепенные члены предложения, определяет части речи, дает полную характеристику предложения, правильно строит схему предложения
|
5
|
5
|
Допускает 1-2 ошибки при выполнении полного синтаксического разбора сложного предложения
|
4
|
Допускает 3-4 ошибки при выполнении полного синтаксического разбора сложного предложения
|
3
|
Допускает 5 ошибок при выполнении полного синтаксического разбора сложного предложения
|
2
|
Допускает 6 ошибок при выполнении полного синтаксического разбора сложного предложения
|
1
|
4
|
Осуществите синонимическую замену предложений с прямой речью в косвенную (1 вариант), а с косвенной речью - в прямую (2 вариант).
|
Правильно реконструирует предложение, расставляет знаки препинания в предложении.
|
5
|
5
|
Допускает 1-2 ошибки при реконструировании предложения, постановке знаков препинания.
|
4
|
Допускает 3 ошибки при реконструировании предложения, постановке знаков препинания.
|
3
|
Допускает 4 ошибки при реконструировании предложения, постановке знаков препинания.
|
2
|
Допускает 5 ошибок при реконструировании предложения, постановке знаков препинания.
|
1
|
5
|
Задания на развитие речи
|
Тему раскрывает полностью, в тексте прослеживается критическое осмысление и творческий подход к изложению материала, в том числе: попытки привлечь неожиданные примеры, метафоры, присутствуют авторские аргументы и формулировки проблемы;
-представляет собственную точку зрения при раскрытии проблемы, дает аргументацию своего собственного мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт;
-работа полностью соответствует содержанию тексту-рассуждению, все части связаны друг с другом по смыслу и логически;
-выводы полностью соответствуют содержанию текста, логической последовательности мысли, предложенной аргументации;
-орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические ошибки отсутствуют.
|
10
|
10
|
Тему раскрывает недостаточно полно, однако присутствует небольшое критическое осмысление и творческий подход;
-собственная точка зрения при раскрытии темы представлена недостаточно полно, используемые аргументы носят в большей степени общий, неконкретный характер;
-работа в целом соответствует содержанию текста-рассуждения, однако логическая и смысловая связь между частями текст в недостаточной степени;
-выводы в целом соответствуют содержанию, логической последовательности мысли, предложенной аргументации; орфографических ошибок допущено не более 2, пунктуационных не более 3, грамматических не более 1, речевых не более -1, фактических не более -1 в изложении, либо понимании и употреблении терминов.
|
7-9
|
Тему раскрывает недостаточно полно, критическое осмысление и творческий подход отсутствует;
-собственная точка зрения при раскрытии темы - незначительна, используемые аргументы – обобщенные;
-работа в целом соответствует содержанию текста, однако логическая и смысловая связь между частями слабая;
-выводы соответствуют содержанию, логической последовательности мысли, предложенной аргументацией не в достаточной мере;
орфографических ошибок допущено не более 3, пунктуационных не более 3, грамматических не более 2, речевых не более -2, фактических не более -1 в изложении, либо понимании и употреблении терминов.
|
5-6
|
Тему раскрыта незначительно;
-собственная точка зрения при раскрытии темы -незначительна, используемые аргументы носят нелогичный характер;
-работа структуры текста-рассуждения соответствует незначительно, между представленными аргументами и заключением текста заметна небольшая логическая и смысловая связь;
-выводы слабо соответствуют содержанию текста, логической последовательности мысли, предложенной аргументацией;
Орфографических ошибок допущено не более 4, пунктуационных не более 4, грамматических не более 2, речевых не более -2, фактических не более -2 в изложении, либо понимании и употреблении терминов.
|
3-4
|
Присутствует попытка выразить свои представления на предложенную тему, но тема не раскрыта;
-представление своей точки зрения при раскрытии проблемы отсутствует, используемые аргументы носят нелогичный характер;
-работа структуры текста-рассуждения не соответствует, однако присутствует незначительная связь между представленными аргументами и заключением текста;
-выводы не соответствуют содержанию текста, однако присутствует незначительная связь между представленными аргументами и заключением;
орфографических ошибок допущено не более 5, пунктуационных не более 3, грамматических не более 2, речевых не более -2, фактических не более -2 в приложении материала, либо в понимании и употреблении терминов.
|
1-2
|
Распределение заданий по содержанию и уровню сложности.
Содержательные линии
|
Воспроизведение знаний
|
Применение знаний
|
|
% соотношения
|
Морфемный разбор слова
|
-
|
|
|
-
|
Морфологический разбор слова
|
-
|
|
|
-
|
Синтаксический анализ сложного предложения
|
|
-
|
|
-
|
Реконструирование предложения
|
|
-
|
|
-
|
Составление связного текста
|
|
|
-
|
-
|
Итого
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ШКОЛЬНУЮ ОЦЕНКУ.
Сумма набранных баллов
|
Оценка
|
12 -15
|
«5»
|
8 -11
|
«4»
|
6 -7
|
«3»
|
0-5
|
«2»
|