Контроль и оценка результатов учебной деятельности
Контроль – это система проверки результатов обучения и воспитания учащихся; совокупность действий, позволяющих выявить качественную и количественную характеристики обучения, оценить, как усвоен учащимися материал учебной программы.
В начальной школе могут использоваться различные виды контроля: устный опрос, стартовая работа, самостоятельные работы, тематические проверочные и контрольные работы, тестовый контроль, проверка сформированности навыка чтения и т.д.
Стартовая диагностика проводится в начале учебного года и позволяет определить уровень знаний учащихся на его начало. Стартовая работа составляется на основе итоговой работы ща предыдущий год.
Тематические контрольные работы проводятся после прохождения основополагающих тем. На неё отводится 15-20 мин.
Контроль по математике можно дифференцировать и проводить в несколько этапов: контроль за формированием устных вычислительных навыков; контроль за формированием умения выполнять письменные арифметические действия; контроль за формированием умения решать задачи. Такой контроль проводится в течении15-20 мин на отдельных уроках. Комбинированные контрольные работы рассчитаны на целый урок.
В качестве письменных работ в начальной школе могут использоваться тесты. Тест может содержать от 5 до 10 заданий. На выполнение теста отводится 8 – 10 мин.
Для определения проблемных зон в знаниях учащихся на уроках проводятся самостоятельные работы. Самостоятельная работа занимает не более 5 -10 мин учебного времени на уроке. Целью работы не является выставление отметок в классный журнал.
Контроль по русскому (белорусскому) языку
Контрольное списывание (1-2 класс).
Самостоятельные работы (не более 10 мин)
Проверочные работы (15 - 20 мин)
Диктанты обучающие (выборочный, предупредительный, свободный, творческий)
Диктанты контрольные
Словарные диктанты (1раз в месяц обучающие)
Контрольный словарный диктант
К/р по теме (5 задан. 15-20 мин) – уровневый подход
Тестовые работы (5 заданий) – уровневый подход
К/д с грамматическим заданием ( текст меньше на 10 слов, 3 задания)
Изложение и сочинение
Работа по развитию речи на каждом уроке, не реже 1 раза в 2 недели занимает часть урока
Контроль по литературному чтению
Поурочный контроль
навык чтения,
выразительность чтения произведений различных жанров, чтение наизусть,
читательские умения работы с текстом,
литературные представления и знания.
Тематический контроль
В конце раздела (обобщение и систематизация ). Проведение теста (отводится лишь часть урока).
Диагностика уровня развития читательских умений
3-4 класс(5 заданий от узнавания до понимания основной мысли, под руководством учителя).
Контроль по математике
Устный опрос
Устный счёт (каждый урок)
Математический диктант (1 раз в неделю, КУС – 1 раз в полугодие)
Домашнее задание, классная работа
Самостоятельная работа (не реже 1 раза в неделю)
Тестовая работа
Контрольная работа (1 кл.- 25 мин, 2-4 кл. – 35-40 мин) 5 заданий
Контрольные, проверочные, самостоятельные работы – уровневый подход,
Контроль по предмету «Человек и мир»
Фронтальный и индивидуальный опрос (рассказ-описание), решение ситуативных задач.
(наводящие вопросы, план, опорные слова, дополнительные вопросы продуктивного характера)
Практические умения (картографические, хронологические)
Графические работы (заполни таблицу, дополни схему и т.д.)
Устно
Письменно (тест из 5 постепенно усложняющихся заданий)
Итоговая проверочная работа (в конце года)
Первый уровень – 1-2 балла (низкий)
Выбери правильный ответ из предложенных.
Подчеркни однозначные числа.
Впиши пропущенные слова в названия произведений.
Запиши № задачи, в которой, чтобы ответить на вопрос, необходимо найти время.
Обведи из предложенных фигур только квадраты.
Подчеркни среди ряда слов имена существительные.
Выпиши …
Второй – 3-4 балла (удовлетворительный)
Закончи данное предложение.
Дополни фразу.
Дай определение...
Перечисли …
Выбери правильный ответ из множества вариантов
В каком …
Запишите формулу
Списать предложение, вставляя пропущенные буквы
Вставь нужные слова…
Назови…
Как называются..?
Найди ответ на вопрос…
Третий – 5-6 баллов (средний)
Опиши…
Решите простое уравнение
Вычисли…
Вставьте пропущенные буквы, в скобках укажите проверочные слова
Опиши растение и др.
Ответьте на вопросы к тексту
Сравни числа и числовые выражения…
В отрывке из сказки подчеркни сравнения.
Установи последовательность событий в рассказе (пронумеруй предложения).
Четвёртый – 7-8 баллов (достаточный)
Заполни схему…
Сформулируй…
Приведите пример, иллюстрирующий, доказывающий…
Обоснуй…
Аргументируйте
Сделай сравнительную характеристику…
Выполни разбор…
Установи соответствие…
Подчеркни грамматическую основу, выпиши словосочетания.
Допиши окончания…, обозначь …
Установи причинно-следственные связи
Пятый – 9-10 баллов (высокий)
Составь условие с конкретными данными
Найди закономерность и вставь пропущенные числа…
Оцени последствия…
Составь и реши уравнение…
Измени текст, так ….
Объясни к чему приведут изменения …
Классифицируй …
Смоделируй …
Перестрой предложение так, чтобы…
Составь опорно-логическую схему…
Подберите слова к схемам