II. | - Окружающий нас мир постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Изменяется человек – проходит путь от молодости до старости. В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непременно изменяется. Сегодня на уроке мы поговорим об одном из основных видов изменения, развития музыки - контрасте. - Ребята, вы знаете, что такое контраст? - Слово «контраст» означает «противоположность». В музыке часто мелодия неожиданно меняет свое мелодическое движение, радость приходит на смену грусти, резко меняется темп, ритм, динамика. Всем элементам музыкальной речи присуще контрасты. Давайте назовем их. Какие контрасты в мелодии? Ладу? Темпу? Регистру? Динамике? | Подъем и спад Мажор и минор Быстрый и медленный Высокий и низкий Громко и тихо | |
III. | - Сегодня мы с вами послушаем музыкальное произведение, которое написал Д.Б. Кабалевский. Д.Б. Кабалевский – это композитор 20 века. Он очень сильно любил детей, он сам был учителем музыки. Д.Б. написал много песен и музыкальных пьес для детей. Одно из них мы сейчас послушаем. Сядьте ровно. Слушаем мы в полной тишине. Вашей задачей будет ответить на вопрос: какой характер произведения? И как бы вы его назвали. (Слушание) Какой характер у произведения? - Менялся ли характер в пьесе? - Как бы вы назвали эту пьесу? - Д.Б. Кабалевский назвал ее «Клоуны» - Как вы думаете, почему клоуны, а не клоун. И есть ли в музыке контраст? - Послушайте, как звучит мелодия. В начале она направлена вверх, а в средней части – вниз. - Мелодия несколько раз повторяется, все громче, второй клоун пытается подражать своему собрату, но все его попытки заканчиваются неудачей Послушайте всю пьесу целиком еще раз. | - Веселый, задорный, бойкий, озорной. - В средней части характер ее меняется: она начинает звучать осторожно, робко, неуверенно. - В музыке рассказывается о двух клоунах. Один клоун веселый, умелый, а другой - неудачник, все у него валится из рук, все он делает наоборот. | Портрет Д.Б. Кабалевского Слушание: Д.Б. Кабалевский «Клоуны» |
IV. | - А сейчас я вам предлагаю послушать русскую народную песню «Калинка-малинка» и определить, есть ли там контраст и какой? (Слушание) - А сейчас я вам предлагаю проявить свое творчество и устроить свой русский народный оркестр. Перед вами шумовые инструменты. Обратите внимание, как на них играют. (Вызываю по 4 человека) | - Есть темповый контраст. | Р.н.п. «Калинка-малинка» |