Просмотр содержимого документа
«Контекстные задачи на уроках географии.»
Особенности построения урока географии в 6 классе с применением контекстных задач.
Алексеева Елена Георгиевна
учитель географии МБОУ «Лицей Климовска»
Каждому педагогу известно, что актуальной проблемой для сегодняшней школы является проблема мотивации. Очень трудно научить чему-либо учеников, если они не проявляют никакого интереса к содержанию урока.
И каждый педагог все чаще и чаще задается вопросом: «Как же выстроить учебные занятия в школе, чтобы содержание обучения соответствовало актуальным интересам ребенка?» Его интерес к учению будет обеспечен, если содержание школьного обучения связать с решением личностно значимых для ученика проблем.
Одним из таких способов мотивации является применение на уроках контекстных задач.
Контекстная задача – что это?
- Это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация или ситуация, которая может произойти, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся.
Как это сделать на уроке?
- Учителю нужно постараться создать на уроке реальную или моделирующую воображаемую жизненную ситуацию и предложить ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Поскольку ситуация представляется ученику знакомой, он принимается за выполнение предложенного учителем задания без страха и сомнения. Но в какой-то момент ученик обнаруживает неполноту или недостоверность своих знаний, представлений – и ситуация, казавшаяся прежде знакомой и понятной, осознается им как проблемная. Осознанная проблема материализуется в сознании субъекта в виде вопроса. Ученики задают вопросы, демонстрируют искреннее желание и готовность искать на эти вопросы ответы .
- На уроках географии контекстная задача позволяет пояснить природное явление или процесс, помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.
Извержение вулкана
Решение контекстных задач можно рассмотреть из фрагмента урока в 6 классе по теме : «Вулканы» - В ходе урока при первичной проверки понимания изученного обучающимся для решения контекстной задачи дается текст. Стихийные природные явления На жизнь людей часто влияют природные процессы, которые непосредственно не связаны с их деятельностью. Они называются стихийными явлениями или природными катастрофами. Люди не могут их предотвратить и даже прогнозировать точно время и силу их проявления. Об одной такой грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня: «24 августа около часа полудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, между тем из горы стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь… Слышался страшный грохот, и происходили непрерывные подземные толчки…Тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски… Когда все закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Один сожгли потоки лавы, другой затопили грязекаменные потоки, а третий завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей».
К тексту дается задание: 1. О каком природном явлении идет речь в данном тексте? Назовите причины подобных явлений. 2. Когда произошло это событие? 3. Какие города исчезли с лица земли, в результате данного природного явления? 4. Почему при раскопках одного из древнейших городов, который пострадал в результате этого явления, археологи не обнаружили останков ни одной кошки? Куда они делись? Объясните этот факт. 5. Как называется эта гора? Где она находится? 6. Есть ли в этом районе другие подобные горы? Если да, то назовите их, расскажите известную вам информацию о них.
ВЫВОД В данном уроке по географии на тему: «Вулканы. Горячие источники» контекстная задача используется на этапе закрепления полученных знаний и умений. Время на ее выполнение 5-7 минут. Задача направлена на диагностику умения учащихся в разных формах работать с текстом: вычитывать нужную информацию, выделять незнакомые слова в тексте и искать их толкование в других источниках, отвечать на вопросы по тексту и уметь письменно выражать свою точку зрения, опираясь на факты из текста. Кроме этого, содержащиеся в задаче факты, способствуют формированию интереса к изучаемому предмету.