СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контекстные задачи на уроках географии.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контекстные задачи на уроках географии. 

Просмотр содержимого документа
«Контекстные задачи на уроках географии.»

Особенности построения урока географии в  6 классе с применением контекстных задач. Алексеева Елена Георгиевна  учитель географии МБОУ «Лицей Климовска»

Особенности построения урока географии в 6 классе с применением контекстных задач.

Алексеева Елена Георгиевна

учитель географии МБОУ «Лицей Климовска»

 Каждому педагогу известно, что актуальной проблемой для сегодняшней школы является проблема мотивации. Очень трудно научить чему-либо учеников, если они не проявляют никакого интереса к содержанию урока.  И каждый педагог все чаще и чаще задается вопросом: «Как же выстроить учебные занятия в школе, чтобы содержание обучения соответствовало актуальным интересам ребенка?» Его интерес к учению будет обеспечен, если содержание школьного обучения связать с решением личностно значимых для ученика проблем. Одним из таких способов мотивации является применение на уроках контекстных задач.

Каждому педагогу известно, что актуальной проблемой для сегодняшней школы является проблема мотивации. Очень трудно научить чему-либо учеников, если они не проявляют никакого интереса к содержанию урока.

И каждый педагог все чаще и чаще задается вопросом: «Как же выстроить учебные занятия в школе, чтобы содержание обучения соответствовало актуальным интересам ребенка?» Его интерес к учению будет обеспечен, если содержание школьного обучения связать с решением личностно значимых для ученика проблем.

Одним из таких способов мотивации является применение на уроках контекстных задач.

Контекстная задача – что это? Это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация или ситуация, которая может произойти, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся.

Контекстная задача – что это?

  • Это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация или ситуация, которая может произойти, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся.
Как это сделать на уроке? Учителю нужно постараться создать на уроке реальную или моделирующую воображаемую жизненную ситуацию и предложить ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Поскольку ситуация представляется ученику знакомой, он принимается за выполнение предложенного учителем задания без страха и сомнения. Но в какой-то момент ученик обнаруживает неполноту или недостоверность своих знаний, представлений – и ситуация, казавшаяся прежде знакомой и понятной, осознается им как проблемная. Осознанная проблема материализуется в сознании субъекта в виде вопроса. Ученики задают вопросы, демонстрируют искреннее желание и готовность искать на эти вопросы ответы . На уроках географии контекстная задача позволяет пояснить природное явление или процесс, помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.

Как это сделать на уроке?

  • Учителю нужно постараться создать на уроке реальную или моделирующую воображаемую жизненную ситуацию и предложить ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Поскольку ситуация представляется ученику знакомой, он принимается за выполнение предложенного учителем задания без страха и сомнения. Но в какой-то момент ученик обнаруживает неполноту или недостоверность своих знаний, представлений – и ситуация, казавшаяся прежде знакомой и понятной, осознается им как проблемная. Осознанная проблема материализуется в сознании субъекта в виде вопроса. Ученики задают вопросы, демонстрируют искреннее желание и готовность искать на эти вопросы ответы .
  • На уроках географии контекстная задача позволяет пояснить природное явление или процесс, помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.
Извержение вулкана

Извержение вулкана

Решение контекстных задач можно рассмотреть из фрагмента урока в 6 классе по теме : «Вулканы» - В ходе урока при первичной проверки понимания изученного обучающимся для решения контекстной задачи дается текст. Стихийные природные явления На жизнь людей часто влияют природные процессы, которые непосредственно не связаны с их деятельностью. Они называются стихийными явлениями или природными катастрофами. Люди не могут их предотвратить и даже прогнозировать точно время и силу их проявления. Об одной такой грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня: «24 августа около часа полудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, между тем из горы стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь… Слышался страшный грохот, и происходили непрерывные подземные толчки…Тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски… Когда все закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Один сожгли потоки лавы, другой затопили грязекаменные потоки, а третий завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей».  

К тексту дается задание:   1. О каком природном явлении идет речь в данном тексте? Назовите причины подобных явлений.  2. Когда произошло это событие?  3. Какие города исчезли с лица земли, в результате данного природного явления?  4. Почему при раскопках одного из древнейших городов, который пострадал в результате этого явления, археологи не обнаружили останков ни одной кошки? Куда они делись? Объясните этот факт.  5. Как называется эта гора? Где она находится?  6. Есть ли в этом районе другие подобные горы? Если да, то назовите их, расскажите известную вам информацию о них.

К тексту дается задание: 1. О каком природном явлении идет речь в данном тексте? Назовите причины подобных явлений. 2. Когда произошло это событие? 3. Какие города исчезли с лица земли, в результате данного природного явления? 4. Почему при раскопках одного из древнейших городов, который пострадал в результате этого явления, археологи не обнаружили останков ни одной кошки? Куда они делись? Объясните этот факт. 5. Как называется эта гора? Где она находится? 6. Есть ли в этом районе другие подобные горы? Если да, то назовите их, расскажите известную вам информацию о них.

 ВЫВОД   В данном уроке по географии на тему: «Вулканы. Горячие источники» контекстная задача используется на этапе закрепления полученных знаний и умений. Время на ее выполнение 5-7 минут. Задача направлена на диагностику умения учащихся в разных формах работать с текстом: вычитывать нужную информацию, выделять незнакомые слова в тексте и искать их толкование в других источниках, отвечать на вопросы по тексту и уметь письменно выражать свою точку зрения, опираясь на факты из текста. Кроме этого, содержащиеся в задаче факты, способствуют формированию интереса к изучаемому предмету.   

ВЫВОД В данном уроке по географии на тему: «Вулканы. Горячие источники» контекстная задача используется на этапе закрепления полученных знаний и умений. Время на ее выполнение 5-7 минут. Задача направлена на диагностику умения учащихся в разных формах работать с текстом: вычитывать нужную информацию, выделять незнакомые слова в тексте и искать их толкование в других источниках, отвечать на вопросы по тексту и уметь письменно выражать свою точку зрения, опираясь на факты из текста. Кроме этого, содержащиеся в задаче факты, способствуют формированию интереса к изучаемому предмету.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!