СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контекстные задачи как форма подготовки учащихся к выполнению всероссийской проверочной работы (ВПР) по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Контекстные задачи как форма подготовки учащихся к выполнению всероссийской проверочной работы (ВПР) по русскому языку и литературе»

Министерство образования Кузбасса

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

(КРИПКиПРО)



Центр организационно-методического сопровождения

образовательных программ



Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин



Тема итоговой работы

Контекстные задачи как форма подготовки учащихся к выполнению всероссийской проверочной работы (ВПР) по русскому языку и литературе


Итоговая работа


Срок обучения с «24» февраля 2022 г. по «15» марта 2022 г.






Исполнитель

Бобрышева Александра Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №14»

Территория город Прокопьевск

Телефон +79089486394

Электронная почта: [email protected]




Консультанты:

Вертилецкая И. Г., канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО

Ащеулова И. В., к.ф.н., доцент, методист кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО












Кемерово 2022

Потребность в проведении мониторинга качества образования возникает с учетом условий современных достижений науки и технологий, изменения потребностей и запросов участников образовательного процесса и общества, меняющихся педагогических подходов, методик обучения, содержания и структуры учебных материалов, что предполагает овладение учащимися знаниями, умениями и навыками с целью их дальнейшей реализации в практических жизненных условиях.

В современном образовании на первом месте в оценке качества образования стоит не объем усвоенных учащимся знаний, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных задач и жизненных ситуаций, навыки учащихся применять полученные знания самостоятельно в реальной жизни. Обеспечение мониторинга качества образования происходит на основе проведения проверочной работы

Оценочная процедура Всероссийской системы качества на сегодняшний день - это проведение Всероссийской проверочной работы (ВПР), целью которой является обеспечение единства образовательного пространства РФ и Федерального государственного образовательного стандарта посредством предоставления образовательным организациям единых проверочных критериев оценивания учебного процесса и единых материалов мониторинга и оценки уровня качества образования.

В отличие от итоговой аттестации, ВПР не является экзаменом. Это форма контрольной работы, мониторинг качества знаний, позволяющий определить уровень достижений учащихся по предмету. Помимо этого, ВПР помогает оценить уровень качества преподавания учебных дисциплин в образовательной организации. Мониторинг призван увидеть и скорректировать недостатки изучения предмета. Результаты проведения ВПР не являются показателем для выставления годовых оценок по школьному предмету, по которому проводится контроль.

Задачи проведения ВПР:

  1. Выявить сильные и слабые стороны в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися).

  2. Спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации.

  3. Помочь учащимся избежать лишних стрессов на ГИА.

  4. Помочь учителю и родителям определить образовательную траекторию ученика.

  5. Проанализировать реальный образовательный уровень по отношению к требованиям ФГОС, на котором находится школа, класс и ребенок.

Эти задачи можно решить, используя основные приёмы функциональной грамотности, так как её уровень выступает показателем способности человека адаптироваться к условиям социальной среды. Функциональная грамотность - умение людей применять знания, полученные в разных областях науки, на практике. Она основывается на реальной грамотности (математической, читательской, финансовой, естественнонаучной, коммуникативной, правовой, общественно-политической и др.), что позволяет нам взаимодействовать с окружающим миром, успешно в нём функционировать.

Для подготовки задания № 3, которое проверяет знание орфоэпических норм, в начале учебного года составляю орфоэпический словарик из слов орфоэпического минимума для каждой параллели.

Орфоэпический минимум для 5 класса

Жалюзи́, языково́й (факт), позвони́шь‚ ку́хонный

То́рты, краси́вее, позвони́шь, крапи́ва.

Догово́р, поняла́, столя́р, алфави́т.

Балова́ть, ве́рба, позвони́шь, комба́йнер.

ДремОта, завИдно, жалюзИ, каталОг.

ПриговОр, разОгнутый, газопровОд, ракУшка.

БАнты, взялА, экспЕрт, чЕрпать.

БурьЯна, цемЕнт, удОбнее, свЁкла.

БензопровОд, балОванный, дремОта, зАговор.

КружевА, комбАйнер, намЕрение, тОрты.

ДоговОр, цемЕнт, понялА, красИвее.

ВзялА, граждАнство, о деньгАх, Искра.

ЯзыковОй, экспЕрт, цЕнтнер, шАрфы.

ЗадалА, досУг, боЯзнь, атлЕт.

ВрученА, балОванный, гУсеничный, о деньгАх.

ЗакУпорить, включИть, добЫча, киломЕтр.

ЧЕрпая, ржАвея, балУясь, красИвее.

БАнты, каталОг, ломОть, тОтчас.

БетОн, малЯр, штукатУр, столЯр.

ОстАлась, прИнял, рАзвитее, договОр

ДефИс, диалОг, занятОй, Искра

ПроведенО, принЯв, одолжИт, положИл.

сОгнутый, жалюзИ, занятОй, крапИва

ДавнИшний, звонИт, злОба, балУясь.

кАшлянуть, мусоропровОд, недУг, обеспЕчение.

ПлЕсневеть, ремЕнь, ржАветь, тУфля

за́говор, нача́ть, опто́вый, по́днял.

слИвовый, стАтуя, тОртов, удОбнее

зАперший (дверь), языкОвый, крапИва, балОванный

кружева́, о́трочество, подбодри́ть, хода́тайство

БухгАлтеров, гналА, докумЕнт, квартАл

Арбу́з, краси́вее, положи́ла, ша́рфы

Позвони́м, слу́чай, ту́фля, шкафы́

Затем, не менее двух раз в неделю, работаем с данными словами. Для этого использую различные виды заданий, направленные на запоминание правописания и произношения слов:

  1. Начиная с пятого класса каждый урок русского языка я начинаю с орфоэпической разминки. В течение полминуты мы хором (как скороговорку) проговариваем блоки слов. Я чётко произношу слова, ребята повторяют вслед за мной. Это не только орфоэпическая разминка, но и хороший мобилизующий этап урока. Ребята проговаривают слова, настраиваются на рабочий ритм урока, а потом уже идет объявление темы урока, целеполагание и т.д.

  2. Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. Надо к «коварному» слову подобрать созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался бы отчетливо. Эти пары слов также проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки.

1. У Иры – крапИ ва.

2. У Фёклы – свЁ кла.

3. Лика- малая толИ ка.

4. Ия – санитарИ я.

5. Гена – гЕ незис.

6. Чук купил каучУ к.

7. Где ель- там щавЕ ль.

8. Остынь –нет простЫ нь.

9. Рота прошла через ворО та.

10. МЕ льком взглянешь- на мель сядешь.

11. Рынок оптО вый, фруктовый.

12. Съев тО рты, не влез в шорты.

13. Его то целУ ю, то баУу ю .

Не надо целовА ть,

не надо баловА ть.

14. Кричат «Ура!»

профессорА и докторА ,

директорА и поварА ,

увидев церковные куполА .

15. Грибы –зелЁ нки рассказывали побасЁ нки. (побасёнки- короткий, занимательный рассказ, анекдот, а также вообще выдумка, сказка)

16. Петя уверял, что пЕ тлю завязал.

17. Ядра как Я дрица. Как вам это нравится?! (Ядрица- крупа из нераздробленных зерен гречихи )

18. У ушка – ракУ шка.

19.Молчишь и не звонИ шь.

Простит и позвонИ т.

20. Будешь с нами –

будешь с деньгА ми.

А если «Ах!» -

Забудь о деньгАх.

21. Я кремЕ нь, несмотря на твой ремЕ нь.

22. ВорожеЯ и простынЯ – ударение на Я.

23. Они исконИ (издавна, с незапамятных времён)

мастерскИ вязали платки.

24. Нельзя кричА ть, бряцА ть, озорничА ть.

Можно принУ дить, пристрУ нить.

25. Поэт Минский знал финский и украИ нский.

26. Как он смог проверить каталО г ?

27. Не юли, а закрой жалюзИ.

28. Наш Ник - баловнИ к.

В городе Ницца наша баловнИ ца.

29. Сэр, вам надо в диспансЕ р (сэ).

30. ШлифО вщик и танцО вщик.

31. Маля р и столЯ р .

32. Христопрода вец и книгопрода вец .

33.«Где ноты?» - спросили сирО ты.

34. Вор заключил договО р.

35. Новый хит облегчИ т все его страдания.

36. ТабУ на рагу.(табу-запрет)

37. АфЕра не его сфера.

38. ХозЯ ева из ГулЯева.

39. Не мог написать некролО г.

40. Суровый край. КедрО вый рай.

40. Здесь каждая буква на месте стоит,

И называется всё алфавИ т.

41. Его опЕ ка с начала века.

42. Голь пьет алкогО ль.

43. Парень он видный,

жених завИ дный.

44. Кис-кис пиши через дефИ с.

45. Рог –творО г.

3) Для запоминания в качестве примера можно использовать шуточные стихотворения:

Долго ели тОрты,

Не налезли шорты.

Мама сына баловала,

 вместо супа торт давала.

Для строителей в момент

машина привезет цемент. 

Для приземленья попроси

пилота выпустить шасси.



4)Для проверки использую карточки для работы в парах с взаимопроверкой.

Орфоэпическая разминка №1.Расставь ударение в данных словах.

Августовский, портфель, партер, цемент, корысть, создалась, изогнутый, позвонит, звонит, бармен, диспансер, досуг, вручишь, краны, доверху, налила, звонит, портфель, избалован, приободрить, простолюдин, баловать, балованный, шасси.

Орфоэпическая разминка №2

1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. водопрОвод 2) звонИт 3) впрЫснуть 4) атлАс (ткань)

2 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. звОнит 2)Атлас (географический) 3) нефтепровОд 4) добЫча

3 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. щАвель 2) столЯр 3) баловАть 4) балОванный

4 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. премИровать 2)информИровать 3)нефтепровОд 4) прИнял

5 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)подкралАсь 2)принялАсь 3)заперлАсь 4)началАсь



5) Использую приём «Цепочка», который направлен на запоминание правописания и произношения словарных слов, а также на развитие связной речи учащихся. Необходимо «связать» слова по смыслу, составив с ними предложения.

Например: ВрученА, балОванный, гУсеничный, о деньгАх.

Сергею Петровичу на собрании была вручена грамота за доблестный труд. И несмотря на то, что он и не помышлял о деньгах, работая на гусеничном тракторе, был приятно польщён премией в размере двух тысяч рублей, так как он с детства не был балованным ребёнком, и денег ему всегда не хватало.

6) В рамках «занимательной лингвистики» даю детям такое задание: создай головоломку по поиску словарных слов или слов из орфоэпического минимума (необходимо будет в ответе поставить ударение). Вписать нужно слова по горизонтали и вертикали, а оставшиеся клеточки заполнить любыми буквами. Затем сосед по парте должен найти слова, которые спрятаны.

Для подготовки к заданию №13 в 5 и 6 классах, которое направлено на умение подбирать синонимы и антонимы к словам, использую следующие упражнения:

  1. К предложенным словам подобрать синонимы и антонимы.

  1. Соедини синонимы или антонимы между собой, подбери пару, найди друга.

  1. Вставьте пропущенные синонимы, антонимы из предложенного списка или самостоятельно.

Также необходимо рассматривать синонимы в тексте и давать соответствующие пояснения по их употреблению. Лишь осмыслив функцию синонима, учащийся поймет значение изучения этой темы, поймет и будет учиться выбирать единственное нужное слово, такое слово, которое будет самым точным, самым выразительным.



Для подготовки к заданию №14, в котором необходимо объяснить и записать значение фразеологизма, а затем, используя не менее двух предложений, описать ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма, включив фразеологизм в одно из предложений, использую следующие приёмы:

  1. составляю фразеологический словарик, который доступен учащимся на стендах в кабинете.

Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни: по аналогии с фонтанирующим ключом в сравнении со спокойно истекающими источниками воды.

Биться как рыба об лёд — настойчивые, но напрасные усилия, безрезультатная деятельность

Буря в стакане воды — большие волнения по ничтожному поводу.

Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»

Водой не разольёшь — о крепкой дружбе

Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе

Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать

Возить воду (на ком-л.) — обременять тяжёлой работой, пользуясь его покладистым характером

В тихом омуте черти водятся — о том, кто тих, смирен только с виду

Выйти сухим из воды — без плохих последствий, остаться безнаказанным

Выводить на чистую воду — разоблачать, уличить во лжи

Гнать волну — нести сплетни, провоцировать скандалы

Девятый вал — суровое испытание (высокая волна)

Деньги как вода — имеется в виду та лёгкость, с которой они тратятся

Держаться на плаву — уметь справиться с обстоятельствами, вести успешно дела

Дуть на воду, обжегшись на молокеизлишне осторожничать, помня о прошлых ошибках

Ждать у моря погоды — ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся.

Даю различные творческие задания с использованием фразеологизмов.

2) Задание: Расскажите о своих прогулках по лесу, используя фразеологизмы (устойчивые сочетания слов).

3) Раздаю ребятам карточки с различными тематическими картинками. Необходимо составить тексты со всеми словами, представленными на картинке. Вспомнить фразеологизм с каким-либо из этих слов, записать его, включив в составленный текст.

Подобное задание можно использовать и по работе с пословицами. Я думаю, что подобные творческие задания способны возбудить интерес у учащихся и позволят успешно обучаться русскому языку.

Также при подготовке обучающихся к Всероссийской проверочной работе использую информационные ресурсы сети Интернет. Они помогают оптимизировать учебный процесс, делают его содержательнее и увлекательнее для обучающихся. Также эти ресурсы помогают развивать исследовательскую культуру, выработать навык анализа и отбора нужной информации, формируют сознательный рефлексивный подход к собственной речевой практике.



Название электронного ресурса

Режим доступа

Портал «Русский язык» — Грамота. ру

http:// www.gramota.ru

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

https://saharina.ru/tests/test.php?name=test485.xml

Сайт «Академик»

http://dic.academic.ru

Сайт «Культура письменной речи

http:// www.gramma.ru

Сайт «Якласс»

https://www.yaklass.ru/

Образовательный портал для подготовки к работам «Решу ВПР»

https://vpr.sdamgia.ru/

Образовательный портал для подготовки к ВПР

https://vpr-ege.ru/

Подготовка к ВПР

https://vprklass.ru/6-klass

Онлайн тесты ВПР

https://5splusom-school.ru/predmet/23/

ВПР по русскому языку

https://rustutors.ru/vprrusskiy/vpr6rus/



Для достижения положительных результатов, за две недели перед ВПР использую распечатанные варианты на уроках русского языка. Ребята решают задания, комментируют выполнение, а главное, они визуально представляют целостную работу. Это позволит во время реальной работы избежать страха перед объёмом и формулировкой заданий.





Например, при подготовке к ВПР по русскому языку обучающихся 8 класса можно использовать следующие ситуативные задания:

1. Прочитайте текст и выпишите в исправленном виде слова, в которых женщина допустила ошибки в ударении, заполните таблицу:

Пожилой врач, подал женщине знак рукой, и она расположилась в кресле.

- Что вас беспокоит? - задал он вопрос.

- Я работаю в пекарне и люблю поба́ловать себя деликатесами: груше́вым желе, сливо́вым вареньем, торта́ми с кедровыми орехами, кешью́ и арахисом. Все эти радости приносят мне неска́занное удовольствие. Я не могу отказать себе в моей слабости, но очень боюсь поправиться, ведь моя мечта - стать танцовщи́цей. Я задала себе задачу: сесть на диету, есть лёгкий суп, овощи (например, свеклу́), похудеть и стать красиве́е. Хороший результат должен обле́гчить мою жизнь. Однако вчера вечером моё намере́ние потерпело фиаско….

Слово с ошибкой в ударении

Правильный вариант

поба́ловать

побалова́ть

груше́вым

гру́шевым

сливо́вым

сли́вовым

торта́ми

то́ртами

кешью́

ке́шью

Неска́занное (удовольствие)

несказа́нное

танцовщи́цей

танцо́вщицей

свеклу́

све́клу

красиве́е

краси́вее

обле́гчить

облегчи́ть

намере́ние

наме́рение

Этот приём «лови ошибку» для формирования грамотного произношения можно использовать при отработке задания ВПР № 5 (постановка знака ударения в словах).

2. Второе задание (определение лексического значения слова задание ВПР № 10) с использованием текста из 1 задания: определить лексическое значение слов: несказа́нное и неска́занное. Эти слова пишутся одинаково, но при постановке знака ударения на другой слог, лексическое значение меняется. Как называются такие слова? Омографы. Определите, какое из этих слов подходит к текстам №1 и № 2.

Текст № 1

Зима - прекрасное время года. А особенно хорошо зимой в лесу. Вокруг царит покой и безмолвие, лишь под ногами поскрипывает снег. Деревья-великаны стоят в снежных шубах. Вдруг выглянуло солнце. Все вокруг заискрилось, засверкало. Несказанная красота окружает нас в зимнем лесу! (несказа́нное).

Текст № 2

Начальник решает наказать своего сотрудника за провинность. Сотрудник молчит и стесняется сказать, что виноват не он, не желая выдавать своего коллегу. А зря. Несказанный им аргумент имел бы большое значение для их разговора. (неска́занное).

Подберите синонимы к указанным словам.

Несказа́нное - так говорят, когда не хватает слов для описания предмета, явления, когда трудно передать что-то словами.

Несказа́нное - неописуемое, необыкновенное.

Неска́занное - это те слова, которые не произнесли, по каким-то причинам скрыли, умолчали. Неска́занное - непроизнесённое, утаённое, скрытое (сознательно).

В этом задании используется прием «проблемная ситуация», который побуждает учащихся в разных речевых ситуациях использовать слова с разными лексическими значениями.

3. Приём «ошибкоопасное место» можно использовать при работе над заданием ВПР № 1 (перепешите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания). Определите, какие орфограммы и пунктограммы пропущены и заполните таблицу.

Оч..рованием пропита(н,нн)ы розовое небо на северо(западе) и пурпурные контуры дальних туч.. вздыма..щ..хся за гор..зонтом и ж..мчужные ч..шуйки лёгких обл..ков. Морской ветер влетая(3) в окно ра(з/с)текает..ся(2) по келье пря(н,нн)ым запахом водор..слей. Нельзя (н..)насл..дит..ся такой ноч..ю!

Орфограмма/ пунктограмма

Слово/предложение, объяснение

Безударные гласные проверяемые

очАрованием - чАры
жЕмчужные - жЕмчуг
чЕшуйки - чЕшутся
наслАдиться - услАда

Безударные гласные непроверяемые

горИзонтом (словарное слово)
облАков (словарное слово)

Правописание сложных прилагательных

северо-западе (промежуточная сторона света)

Употребление мягкого знака

туч (мн.ч. сущ.)

З-С после приставок

раСтекаестя (перед глухой Т)

-тся, -ться в глаголах

растекаеТСЯ (ветер что делает?)
не насладиТЬСЯ (нельзя что сделать?)

Н, НН в суффиксах прилагательных

пряНым (запахом) - АН, ЯН, ИН, кроме оловянный, деревянный, стеклянный.

Чередование гласных в корне

водорослей (корни РОС, РАСТ, РАЩ, искл. росток, отрасль, Ростов, Роситслав, ростовщик)

Разделительный Ь

ночЬю (в корне перед Ю)

Суффиксы причастий

вздымаЮЩихся (действ. прич. наст. времени образовано от глагола I спряжения вздымать)

Н, НН в суффиксах причастий

пропитаНы (краткое причастие)

Обособление причастного оборота запятыми

…дальних туч, вздымающихся за горизонтом, (обособляется с двух сторон, так как стоит после определяемого слова)

Обособление деепричастного оборота

…ветер, влетая в окно, растекается (обособляется всегда)

НЕ с глаголом

Не насладиться (раздельно с глаголом)

Частицы НИ и НЕ

Нельзя НЕ насладиться такой ночью! (воклицательное предложение + предложение получает утвердительный смысл, т.е. надо насладиться ночью).

Такой приём позволит быстро распознать орфограмму/пунктограмму в тексте и безошибочно написать слово или поставить знак препинания.

4. Приём «денотатный граф» - это схема-дерево, которая описывает понятие, раскрывая его аспекты; помогает вычленять, например, морфологические признаки (постоянные и непостоянные) разных частей речи. Этот приём удобно использовать при изучении частей речи, особенно при их морфологическом разборе (задание ВПР № 2). Из предыдущего текста разберём деепричастие, используя такой приём:

5. Во второй части задания ВПР необходимо использовать ключевые умения работы с текстом: определить основную мысль, определить микротему абзаца. Для такой работы подойдет приём «таблица - синтез», например, рассмотрим текст и заполним таблицу своими наблюдениями, потом определим основную мысль текса и 3 абзаца:

Текст

(1) Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2) Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3) Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад - в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине. (4) В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5) Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык - это нечто неподвижное, − не бурный поток, а стоячее озеро. (6) Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7) Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8) Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9) Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10) Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны. (11) В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно - к безудержному обновлению речи, другое - к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12) Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык нa неподвижность. (13) Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов - это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14) Всё дело в норме - в гармонии.

(По К.И.Чуковскому)

Таблица-синтез

Ключевые слова

Толкование

Цитаты из текста, которые соотносятся с ключевыми словами

Язык

Сложная знаковая система словесного выражения мыслей, служащая для общения

«...о развитии нашего языка»

Русский язык

Государственный язык Российской Федерации

«…русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике.»

Языковое развитие

Это изменения, которые происходили и происходят в структуре языка, её элементов, частей, их связей.

«…этой особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны…»

Литературный язык

Высшая форма национального языка

«…в литературном языке существуют два противоположные стремления…: одно - к обновлению речи, другое - к охране её старых, издавна установленных форм…»

Ключевое слово текста - язык и однокоренные ему слова. С помощью таблицы можно увидеть, что основная мысль связана с языком. При вычленении существенных признаков ключевого понятия выделяются такие - язык: развивается, менялся, происходило движение, обновление, установленные законы и нормы, охрана. Исходя из вышесказанного можно заключить, что основная мыль текста в том, что язык развивается, меняется, но при этом необходимо сохранять его общенациональные законы и нормы.

Так же определим микротему 3 абзаца:

Ключевые слова

Толкование

Цитаты из текста, которые соотносятся с ключевыми словами

Охранная тенденция

сохранение существуюющих в языке норм и законов

«Эта важная тенденция заключается в сопротивлении новшествам..»

Плотины

сооружение, перегораживающее реку, перегородка

«…язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту».

Барьеров

препятствие

«….которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи»

Исходя из ключевых слов и их основных признаков, микротема абзаца: очень важно сохранять сформированные устойчивые нормы и законы языка для того, чтобы препятствовать беспорядочнму обновлению речи.

6. Один из самых простых и в то же время эффективных приемов при подготовке к ВПР - повтор. Прием «повторение с расширением», когда учитель и/или обучающиеся составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового или уже давно пройденного материала. Например, при подготовке к заданию № 4.

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

  1. решение продума(н,нн)о, написа(н,нн)ое сочинение, дети воспита(н,нн)ы и умны

  2. кова(н,нн)ая решётка, некоше(н,нн)ая трава, кожа(н,нн)ая куртка

  3. занесё(н,нн)ый снегом, юбка дли(н,нн)а, отвечал рассея(н,нн)о

  4. серебря(н,нн)ый иней, правило выуче(н,нн)о, убра(н,нн)ая комната

При отработке этого задания учитель может попросить ребят составить вопросы, которые помогут повторить орфограммы, встретившиеся в данных словах.

  1. Сколько букв Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ан, -ян, -ин? (Одна буква Н). Какие слова исключения из этого правила? (Деревянный, стеклянный, оловянный).

  2. Сколько букв Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на Н и с суффиксами -енн, -онн.? (Две Н).

  3. Сколько букв Н пишется в полных страдательных причастиях прошедшего времени? (Две буквы Н).

  4. Сколько букв Н пишется в кратких причастиях? (Одна буква Н). И так далее.

Итак, при подготовке к ВПР по русскому языку одним из приоритетных методических приёмов формирования функциональной грамотности является работа с тестом. Эта работа позволяет развивать у обучающихся такие умения, как постановка проблемных вопросов, выделение существенных признаков, составление плана, таблиц, схем, использование информации из текста, интерпретация текста и т. д. Тексты заданий отражают коммуникативную, образовательную, социальную, личностную деятельность школьников, необходимую для функционирования в современной культурной среде. Ситуативные задачи, которые можно использовать при отработке заданий ВПР, носят практико-ориентированный характер и способствуют развитию речевой культуры, творческих способностей школьников, а также их применению в различных ситуациях общения для эффективного речевого взаимодействия с окружающими.

Использованная литература

  1. Генкин В.М., Слесарева Т.П. РИТОРИКА / Методические рекомендации Модуль 2 //Основы искусства речи Витебск ВГУ имени П.М.Машерова УДК 808(075.8) ББК 83.70я73 Г34 Печатается по решению ...» С.2.

  2. Конасова Н.Ю. Ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся средней школы// Технологии оценивания образовательных результатов/ Методическое пособие, СПб, 2012.

  3. Демоверсия ВПР 2021 по русскому языку 8 класс. Образец [Электронный ресурс]: https://vprklass.ru/vpr/vpr2021-8kl-ru-demo.pdf




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!