Развитие движений у детей с синдромом Дауна
Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точечных движений мелкими мышцами рук, то есть навыки мелкой моторики, составляют основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования. Ранний возраст - это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек.
Дети с синдромом Дауна овладевают навыками крупной моторики гораздо позднее, на это оказывают большое влияние медицинские факторы. Медицинские факторы детей с синдромом Дауна.
Порок сердца и частые респираторные заболевания не дают участвовать активно в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.
Проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве. В таких случаях ребенок лишается возможности обучаться по подражанию.
Снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.
Структурные мозговые нарушения, нарушение в работе мозгового ствола и мозжечка проводят к нарушению реакций равновесия и координации движений. Гипотония, из-за которой медленно нарастает сила мышц. Недостаточность мышечной силы препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия. Гипперподвижность связок обеспечивают устойчивость суставов. Слабые связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижней, чем это нужно для совершения движений. У маленьких детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем. В сочетании с нестабильностью суставов, сниженным тонусом и нарушением тела в пространстве это создает определенные трудности во владении двигательными навыками.
Познавательная деятельность маленького ребенка на прямую связана с развитием двигательной сферы. Ребенок учится в движении. Особенностью развития человека с синдромом Дауна влияет на качество движений. Развитие крупной моторики и способности ориентироваться в пространстве реализуется как в специальных упражнениях и играх, учитывающих особенности развития детей, так и в движения под музыку. Кроме того, нельзя забывать о том, что в бытовых условиях необходимо стимулировать двигательную активность ребенка, но обращать на позы, в которых он сидит, стоит и т.д. Дети с синдромом Дауна делятся на «деятелей» и «созерцателей».
Учитывая тип ребенка, получаем возможность правильно подобрать виды деятельности, верно, рассчитывать степень его участия в них. При составлении программы учитывается возможность противопоказаний в зависимости от состояния здоровья.
Организованная работа с детьми с синдромом Дауна, как правило, ведет к владению следующими навыками.
Умеют садиться из позы, лежа и достаточно уверено сидит без поддержки.
Встают к опоре со стульчика, стоят и передвигаются вдоль опоры.
Ползают. Не все умеют к этому возрасту ползать на четвереньках, возможны передвижения на животе, перекатом и т.д.
Ходят с поддержкой.
Делают первые самостоятельные шаги.
Наиболее важные направления работы на данном этапе.
Улучшение качества имеющихся движений и предупреждение возможности нарушений.
Обучение перехода от одной позы в другую стимуляция появлений новых движений.
Формирование ориентировки в пространстве. Стимуляция исследования пространства, предполагающего как использование уже имеющихся навыков крупной моторики, так и освоение новых способов передвижения.
Прорабатывая перечисленные направления, учитывая все компоненты развития крупной моторики: силу мышц, способность стабилизировать тело, умение сохранять равновесие в статике и динамике, координировать движения, уточнять глубинные телесные ощущения и моторное планирование при смене положений тел в пространстве.
Улучшение качества движений и способы.
При ношении ребенка следует строго придерживаться основного правила - ноги малыша должны быть вместе независимо от того, в какой позе его носят.
В позе «сидя на полу» взрослый своими ногами ограничивает разведения ног у малыша.
Полезно и предпочтительно сидение на возвышении (низкий стульчик, детали мягкого модуля), так как в этой позе направлен вперед.
Активному сведению бедер и коленей способствуют ползанье на четвереньках, залезание на возвышение и ходьба по ступенькам.
Ходьба по песку, гравию, траве, а так же по упругой поверхности и Т.д.
Ходьба по доске.
Переступание через препятствие.
Детям с синдромом Дауна нужно использовать способы на выведение ребенка из равновесия, в различных позах и побуждении его восстанавливать в равновесное положение тел.
Медленно катать на мяче, добиваясь от ребенка реакции возвращения в среднюю позицию.
«Скакать на лошадке» или «по кочкам» сидя на коленях у взрослого, который медленно поочередно приподнимает и опускает свои ноги.
В позе стоя - покачивание за бедра.
Игры с балансиром, качелями и другими игрушками, предполагающие покачивание.
Использование валика - катать в разных направлениях сидя и лежа.
Учить бить по мячу ногой.
Учить стоять на одной ноге.
Важное место в работе с детьми со сниженным тонусом, повышенной эластичностью связок и нарушением баланса занимает обучение смене поз, поскольку такие дети стараются, как можно дольше оставаться в устойчивой позе и избегают перемены положения тела. Стимуляции перемены положения тела влияют на развитие моторного планирования. Пример: сидящий на полу ребенок видит в отдалении интересную игрушку. Что бы взять ее, он должен, сменив позу, встать на четвереньки, доползти до игрушки, снова сесть и только тогда взять ее. Если игрушка стоит на возвышении, то цепочка действий приводящих к цели - желаемые игрушки, окажется длиннее и потребуют дополнительной перемене положений тела. Следует заметить, что значимая для ребенка мотивация помогает сделать задания интереснее и стимулирует его к активным действиям.
Перечень занятий по смене положений тела, которые необходимо освоить ребенку в процессе развития:
из позы, стоя на четвереньках;
из позы, лежа на животе;
из позы, стоя на коленях;
из позы стоя;
Уходит из позы «сидя»:
в позу, лежа на животе;
в позу, стоя на четвереньках;
в позу, стоя на коленях;
в позу, стоя.
Попадать в позу «на коленях»:
из позы, сидя на возвышении;
из позы, лежа на животе;
из позы, стоя на четвереньках.
Вставать к опоре:
из позы, сидя на возвышении;
из позы, сидя на полу;
из позы, стоя на коленях.
5. Ребенок учится из позы «стоя» переходить:
в позу, сидя на стульчике (возвышении);
в позу, сидя на полу.
Каждое новое движение должно «вырастать», которые ужу освоены. Оно должно быть доступно и привлекательно для малыша.
Способы обучения ходьбе:
Ходьба с поддержкой за две руки.
Ходьба с опорой на устойчивую игрушку - каталку.
Ходьба с поддержкой за одну руку.
Самостоятельная ходьба (начиная с 2 -3 шагов без поддержки).
Ходьба по разной поверхности.
Умение бить ногой по мячу.
Ходьба по лежащей на полу дощечке. Ширина доски постепенно уменьшается от 30 до 10- 12 сантиметров.
Ходьба по наклонной плоскости.
Ходьба по ступенькам.
Быстрая ходьба и бег.
Включение сформированных навыков крупной моторики включаются в различные игры, которые помогают стимулировать двигательную активность. Главная цель - соединение имеющихся у ребенка навыков в цепочку последовательных действий, направленных на достижение цели.