СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"»

Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики

и речи детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.

Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите ребенка показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами – это говорящий ребенок, если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. Пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

Итак, для развития мелкой моторики рук необходимо применять игры и упражнения, способствующие развитию моторики пальцев рук. Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы действия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его интерес к играм и упражнениям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.


Варианты занятий для развития мелкой моторики:


1. Рисование - можно предложить ребенку необычную форму рисования - без кисточки. Для вовлечения детей в деятельность можно рассказать историю, о том, как "Мышка очень любила рисовать кисточкой, что даже прибежала и забрала наши кисточки. А мы детки добрые и не будем расстраиваться, что наши кисти у мышки, пусть рисует на здоровье. Мы будем творить пальчиками, которые на время превратятся в волшебные кисточки". Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

2. "Пальчиковые бассейны" - в контейнер, любой формы насыпать бусины либо крупу (горох, фасоль) высотой не меньше 6 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком "бассейне" способствует активизации двигательной кинестезии, улучшает динамику праксиса. Дополнительно, поиск предметов различной формы, величины, фактуры позволяет максимально активизировать пальчиковый гнозис, ощущения.


3. Игры с бусинами: “Нанизывание на нить” - можно использовать и задавать определенный рисунок последовательности бусин непосредственно на нити.
Игра: "Выложи бусины по контуру" - предложить ребенку взять любую фигуру, которая нравится, и обвести ее карандашом на листе бумаги, потом брать
по одной бусине и выкладывать по обведенному контуру (можно взять крупу).


4. Игра: "Шнуровка" - берется картонная фигура или карточка, на которой находятся отверстия (можно изготовить самим такую карточку, сделать отверстия и окрасить их в разные цвета, чтобы позже при выполнении задания менять направления нитей). Предложить ребенку взять шнурок (длинную толстую нить) и продеть его через отверстия в фигуре или карточке.


5. Игра: "Составление фигур из счетных палочек" ребенку предлагается выложить на столе перед собой по образцу, затем по памяти и наконец, самостоятельно, по представлению разные фигуры.


6. Игра: "Составление из частей, целого" - это могут быть пазлы из разных материалов. Использование разных материалов способствует развитию тактильных ощущений, терпения, внимания. Расширяет кругозор детей о многообразии материалов, из которых люди делают предметы.


Все эти предлагаемые варианты для развития мелкой моторики плодотворно влияют не только на развитие мелкой моторики, но и развитие общей моторики. Которая в свою очередь, влияет на развитие правильной речи у дошкольников.
Используется пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук. Она устанавливает тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихотворного текста.

Варианты пальчиковой гимнастики:



1. «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.

Пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок.
Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца.


2. «В гости».
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик - малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя!



Выполняется движение пальцев согласно тексту (загибаем пальцы).


3. «Замок».
На двери висит замок
Кто открыть его бы мог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли!



Пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз.

Руки тянуться в разные стороны.
Ладони трутся друг о друга.
Основания ладоней стучат друг о друга.
Пальцы расцепляются.


. «Пальчики».
Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий в дом несет,
Четвертый высыпает,
Самый маленький - шалун все, все съедает.

Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого.


Также, для развития общей и мелкой моторики можно использовать упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Это перекрестные упражнения для рук. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие перекрестные упражнения:


  1. «Кулак - ребро – ладонь».
    Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Предложить ребенку выполнять сначала вместе, затем - самостоятельно. Сначала выполнять правой рукой, затем левой, потом - двумя руками одновременно. Для усвоения данного упражнения, рекомендуется произносить команды вслух. Усложнение данного упражнения состоит в ускорении смены положения рук.


  1. «Зеркальное рисование».
    Положить на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу или фломастеру; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки. К примеру: круги, квадраты, линии и др. При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.



  1. «Ухо – нос».
    Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпускать ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук (с точностью донаоборот). Усложнение упражнения состоит в увеличении темпа смены рук.


Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Понимание значимости развития мелкой моторики сохранит не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения в школе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!