СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда "Маленький молчун"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной консультации предлагается определение термина "задержка речевого развития", описываются причины, приводящие к данному отклонению от нормы речевого развития. Также приведены способы преодоления данного нарушения в развитии, советы родителям.

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда "Маленький молчун"»

Консультация учителя-логопеда для родителей

«МАЛЕНЬКИЙ МОЛЧУН»

Специалисты считают, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX- начала XX века. Объясняется это высоким зашумлением среды: в домах постоянно работают радио. Телевизор, ведутся телефонные разговоры, на улице и в транспорте – грохот, гул. Окружающий шум мешает ребёнку воспринимать голос матери или бабушки, не позволяет вычленять из общего звукового фона отдельные слова.

Как логопеду, мне приходится встречать два противоположных отношения родителей к ребёнку. Первое характерно для сверхобеспокоенных мам: если их малыш в два года ещё не говорит развёрнутыми предложениями, они бьют тревогу. И вторая группа – те, кто уверяет, что их малыш «не как все», что «у него такой темперамент», «индивидуальные особенности», даже если к трём годам словарный запас крохи не превышает 30 слов. И только когда врачи «ставят» задержку речевого развития, обращаются к специалистам.

Задержка речевого развития (ЗРР) – это состояние, когда малыш до 4 лет овладевает речью позже и медленнее, чем его сверстники. При этом умственное и эмоциональное развитие в норме, малыш всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо. Если же одновременно наблюдается отставание интеллектуального характера, говорят о задержке психоречевого развития.

Как правило, ЗРР развивается у деток, имеющих замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь. Обычно это обусловлено генетически.

Кроха может расти молчуном, если родители с ним мало разговаривают: например, усаживают перед телевизором, чтобы заниматься своими делами. Мол, на экране есть и правильная речь, и яркие картинки. На самом деле никакого познавательного процесса в момент просмотра телевидения не происходит, мозг ребёнка впадает в «эмоциональную кому». А порой излишне яркие картинки приводят к перевозбуждению неокрепшей психики малыша, повышенной тревожности и агрессии. Нарушение становления речи у детей могут вызывать и неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, увеличенное внутричерепное давление. Также причинами ЗРР становятся тяжело протекающие инфекции, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы. Иногда недуг развивается на фоне снижения слуха. Ведь для правильного формирования речи малышу необходимо слышать речь окружающих. Обратите внимание, как малыш отзывается на своё имя, реагирует на громкие звуки (особенно после отита, гриппа).

В любом случае, если ваш малыш не отличается разговорчивостью, стоит показаться логопеду. Лучше не давать периоду «молчания» затягиваться: если коррекционное обучение проводится поздно (после 4-5 лет), у ребёнка начинает отставать и интеллектуальное развитие.

При подозрении на ЗРР логопед направит вас на консультацию к психологу и детскому неврологу, диагноз ставится на основании комплексного заключения этих специалистов. Лечение подбирается в соответствии с причиной, вызвавшей задержку развития речи. Если проблема психологическая (недостаток внимания), лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Чаще рассказывайте малышу стихи, пойте песенки, читайте книги. Хороший приём – проговаривать крохе свои действия во время одевания, приготовления еды. На прогулке рассказывайте о птицах и животных, описывайте деревья, цветы. Вам кажется, малыш не понимает или ему неинтересно? На самом деле он записывает всё в «уголки» своей памяти, чтобы однажды удивить вас «речевым потоком». Очень полезны пальчиковые игры, лепка, рисование, складывание мозаики: участки мозга, отвечающие за развитие речи и ручной моторики, тесно взаимосвязаны. Одновременно должны проводиться занятия с логопедом.

Если проблема неврологического характера, то есть вызвана мозговой дисфункцией, лечение назначает врач-невропатолог. Он подберёт курс препаратов, которые стимулируют интеллектуальную деятельность, «подхлёстывают» активность речевых зон. Хороший эффект оказывает транскраниальная микрополяризация: на участки мозга, отвечающие за речь, воздействуют слабым электрическим током (в 10 раз меньше, чем при электрофорезе).

Бывает, ребёнок начинает говорить неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом. Чаще это происходит летом, когда малыш получает много новых впечатлений, а его организм крепнет.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!