СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация учителя-логопеда для родителей "На приём к логопеду"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной консультации описаны причины, по которым родителям следует обратиться к логопеду на приём со своим ребёнком;объяснено с какого возраста следует  обращать внимание на речь ребёнка, а также приведена характеристика речевого развития детей первого, второго и третьего года жизни.

Просмотр содержимого документа
«Консультация учителя-логопеда для родителей "На приём к логопеду"»

НА ПРИЁМ К ЛОГОПЕДУ

Многие родители сталкиваются с проблемой дефектов речи ребёнка. У кого-то ребёнок шепелявит, у других не выговаривает «Р» или вовсе плохо говорит, в то время, как сверстники уже болтают без умолку. Как вести себя родителям, если ребёнок, ровесники которого декламируют стихи, не умеют построить простую форму. Стоит ли ждать, что малыш разговорится?

ИЩЕМ ПРИЧИНУ.

Родителей почему-то пугают призывы сходить к логопеду: «Там на ребёнка повесят ярлык», «Будут втискивать в какие-то нормы, он индивидуальность». Никто не хочет услышать от специалиста, что его малыш «не такой», «хуже других». Избавьтесь от предубеждений. Совсем не обязательно результатом посещения специалиста станет пугающий диагноз. Может быть, вы действительно зря волнуетесь, а ребёнок развивается по возрастной норме! Вам расскажут, когда и чего следует ожидать. Иногда небольшое отставание объясняется тем, что родители мало времени уделяют речевому развитию малыша, считая. Что всё пройдёт само, без их помощи. Однако у каждого ребёнка свой потенциал: один впитывает знания и навыки, как губка, ежедневно удивляя окружение новыми выражениями, другому всё даётся не так легко – с ним взрослым приходится настойчиво проговаривать одно и то же слово, добиваясь запоминания и повторения.

В последнем случае логопед подскажет, как нужно организовать домашнюю работу по развитию речи, чтобы преодолеть отставание.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и вариант задержки у малыша речевого развития. В этом случае обязанность родителей – не упустить момент и заняться коррекционной работой как можно раньше, чтобы полностью решить проблему в школе. Не стоит бояться посещения специалиста как для подтверждения того, что ребёнок развивается в соответствии с нормой, так и в случае выявления отставания, - только знание всех аспектов проблемы приведёт к её благополучному разрешению.

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ.

Что следует понимать под возрастной нормой и как в соответствии с ней должна развиваться речь ребёнка? Конечно, стоит помнить, что чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержка речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два-три года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета. Примерно к трём месяцам младенец начинает выражать свои эмоции и контактировать с окружающими, произнося нараспев звуки «а-а-а», «у-у-у», «э-э-э». Это первый этап развития речи называется гуление. Около шести месяцев малыш активно осваивает согласные звуки «б», «п», «м» и начинает формировать первые слоги «па», «бу». Иногда родителям начинает казаться, что ребёнок произносит слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба», но пока это ещё неосознанный лепет. Только к году или чуть позже ребёнок осваивает первые осмысленные слова. Обычно это «мама», «папа», «дай», «на». То есть первый год жизни характеризуется накоплением большого пассивного словаря. На этом этапе родителям очень важно обращать внимание на то, как ребёнок воспринимает обращённую к нему речь. И хотя сказать он может ещё очень мало, короткие внятные инструкции вполне доступны его пониманию.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ

Второй год жизни характеризуется активным пополнением пассивного словаря. Ребёнок понимает практически всю обращённую к нему речь. А вот активный словарный запас пока запаздывает, что часто вызывает волнение родителей. На протяжении всего второго года жизни разница в количественном накоплении активного словаря разными детьми может быт очень заметной. К концу второго года жизни норме соответствует использование как ста слов, так и трёхсот. В это же время малыш, как правило, овладевает новой речевой структурой – фразой. Она пока короткая и грамматически не оформлена, состоит из двух-трёх слов: хочу есть, идём гулять. На этом этапе освоения речи не стоит обращать внимание на неправильное звукопроизношение. Ребёнок ещё не в состоянии в полной мере управлять движениями языка и губ. Смазанное звуковое оформление слов в этом возрасте обусловлено недостаточным уровнем физиологического развития, что заметно и в неточной координации движений общей и мелкой моторики.

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ

Возрастной период от 2 до 3 лет становится наиболее показательным в плане различия уровня речевого развития одних детей от других. Среди ровесников могут встречаться очень хорошо говорящие малыши. Их речь отличается от речи взрослых лишь тематикой и немного неточным – смягчённым – звуковым оформлением. Рядом с ними другая категория – дети, говорящие короткими фразами, - выглядит весьма уныло. Ощутимое несоответствие детей одного возраста некоему среднему уровню речевого развития порождает массу волнений и вопросов. Когда же родителям стоит начинать бить тревогу?

Настоятельная рекомендация – если вашему малышу исполнилось два с половиной года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на приём к Логопеду! Что следует понимать под «фразовой речью»? Это не обязательное употребление ребёнком правильных развёрнутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту он пользовался не однословными высказываниями, а, выражая свои мысли, умел соединять хотя бы по два-три слова. Если эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, ничего страшного, все недостатки произношения оправданы физиологией и исправимы.

Многие родители заблуждаются, считая, что в функции логопеда входит только обучение ребёнка правильному произношению, и эту коррекцию (то есть визит к специалисту) можно отложить до пяти лет. Коррекция нарушений звукопроизношения – лишь вершина айсберга в комплексной работе логопеда, наряду с такими важными сторонами речевого развития, как расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха. Неправильно думать, что до пяти лет нет необходимости в обращении к логопеду. В таких случаях только специалист может оценить состояние речевого аппарата, развитие речевой функции и истинную причину задержки речи. Иногда она устраняется легко и быстро, а иногда, чтобы помочь малышу, понадобится длительное лечение.

В возрасте от двух до трёх лет закладывается фундамент речевого развития.

Если вовремя не обратить внимание на отставание, то проблема будет только усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть её до школы просто не хватит времени.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!