«Развитие логического мышления у детей с ОНР средствами дидактических игр»
«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка,
имеет то же значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба.
Каков ребёнок будет в игре, таким,
во многом, он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего в игре…»
(А.С.Макаренко)
Идеи развивающего обучения сегодня являются доминирующими в общем процессе образования и воспитания. Наибольшую значимость приобретает подход к учебному материалу, как к средству интеллектуального развития детей. Особую роль в интеллектуальном развитии детей играет логическое мышление.
В методике под формированием логического мышления ребенка имеют ввиду развитие логических приемов мыслительной деятельности, а также умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать на их основе простейшие заключения. В литературе логические приемы умственных действий называют также логическими приемами мышления. Их формирование важно для ребенка как с общеразвивающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления.
Помощь ребенку максимально реализовывать потенциальные возможности и скорректировать имеющихся недостатки, можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной педагогической работы. Обучение должно вести за собой оптимальное развитие, а ребенок оставаться здоровым и жизнерадостным.
Планируя работу по развитию логического мышления посредством дидактических игр, я руководствовалась тем, что обучая детей с ОНР, наиболее удачным решением, является использование игровой деятельности, т.к. она является ведущей в дошкольном возрасте.
Я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию детей на основе дидактических игр, развивающих логическое мышление, как основу интеллектуального развития дошкольников.
В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками , что создает условие для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.
Кроме этого, в логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.
Широкое использование специальных обучающих игр очень важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности и общего умственного развития.
В своей работе я использую следующие игры на развитие логического мышления: «Квадрат Воскобовича», «Собери квадрат Б.П.Никитина», «Лабиринты», «Собери по образцу» (счетные палочки), «Найди сходства и различия», «Пазлы», Палочки Кюизенера, «Танграм», «Блоки Дьенеша»…
Хочу подробнее остановится на некоторых из них.
1. Палочки Кюизенера.
Главная отличительная особенность цветных палочек Кюизенера заключается в том, что малыш осваивает простейшие математические понятия в игровой форме. А значит, математика будет ассоциироваться у него с веселым и увлекательным занятием, позволяющий проявлять свою фантазию и творческий подход. Отметим, что сам автор рекомендовал начинать занятия по своей методике с детьми в возрасте 1 года. При этом он не один раз подчеркивал (и практика это доказала), что его разработка будет одинаково интересна как детям в возрасте 1-2 лет, так и школьникам 8-9 лет.
Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:
игровой – палочки используются в качестве материала для игр (малыш играет с ними как с самыми обычными кубиками или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры). В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша, взрослые помогают ему познакомиться с цветом и размером палочек.
обучающий – выступают в качестве универсального математического пособия, позволяющего «через руки» (то есть, наглядно) сформировать у ребенка понятие числовой последовательности и состава числа.
2.Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут.
Игры Никитина замечательны тем, что в них можно играть всей семьей. Возраст определяется только степенью сложности заданий. С помощью развивающих игр дошкольники учатся: усидчивости и концентрации внимания. развивают мелкую моторику, логическое и аналитическое мышление, также развитию сообразительности, логики, пространственного воображения и т.п. Это отличный методический материал для изучения цветов, раннее обучение счету, изучение геометрических фигур.
Эти игровые технологии - это многофункциональность и безграничный простор для творчества. Они могут заинтересовать и увлечь всех членов семьи. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
3. Блоки Дьенеша.
Что же такое знаменитые логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим деткам? Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет.
Основная цель и задача - помочь детям научиться выполнять логические операции (то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики!) – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.
Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность.
Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
В заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.
Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием и с интересом.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1.Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 208с.
2. Грин, Д. Математические методы анализа алгоритмов / Д. Грин, Д. Кнут. - М.: [не указано], 2014. - 527 c.
3. Гуц, А.К. Математическая логика и теория алгоритмов / А.К. Гуц. - М.: [не указано], 2016.- 581 c.
4. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
5.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240с.
6.Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1999. – 256с.