Консультация для педагогов на тему
«Тауматроп»-чудо-вращалка»
Подготовила: учитель-логопед Нетужилкина И. В.
Слайд 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Организация обучения детей с нарушением речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу.
Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого - занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Возникает вопрос, как же заинтересовать ребенка? Использование игрушек и игр на коррекционных занятиях приучает ребенка фиксировать внимание. Правильно организовав игру, мы не только автоматизируем звук, работаем над грамматическим строем речи и массируем ладони, но и создаем условия для развития воображения, понимания причинно- следственных отношений.
Слайд 2.
Одной из форм подачи речевого материала является использование такого дидактического пособия как «тауматроп». Тауматроп- игрушка, основанная на оптической иллюзии. В переводе с греческого «чудовращалка» — первая оптическая игрушка, демонстрирующая слияние двух изображений в единое целое в восприятии наблюдателя. Именно благодаря такому слиянию, впоследствии, картинки смогли ожить в других оптических игрушках, а затем в кино и анимации.
Слайд 3.
Эта игрушка была особо популярна в Викторианскую эпоху. Викторианская эпоха — период правления Виктории, королевы Британской империи.
Считается что создателем тауматропа является Джон Гершелл. Ещё в 1824 году он поспорил со своим другом Чарльзом Беббиджем, что сможет показать ему одновременно две стороны золотой гинеи, т.е. монеты. Он вращал монету на ребре, а Беббиджа попросил поместить глаз на её уровне. Обе стороны монеты слились воедино. В 1825 Генри Фиттон и доктор Пари, популяризируя этот опыт, превратили его в детскую игрушку, получившую имя тауматроп.
Жозеф Плато о тауматропе: Надо нарисовать два различных предмета на двух сторонах картонного диска таким образом, что, если начать вращать этот диск с большой скоростью вокруг его диаметра как вокруг оси, слияние восприятий двух рисунков создаст третий. Если с одной стороны нарисовать птицу, а с другой — клетку, то птица будет казаться помещенной в клетку.
Слайд 4.
Вскоре стали массово продаваться наборы тауматропов, состоящие из десяти и более композиций на разные тематики, которыми дети любили друг перед другом хвастать и даже обменивались между собой. Например, кита, выпускающего струю воды, меняли на индейца, скачущего верхом на коне. Самыми популярными темами иллюстраций были: птица и клетка; позднее появилась вариация с мышкой с надписью: «Я хочу на свободу»; всадник на лошади; ваза и букет роз; Арлекин и Коломбина – известные образы из итальянского театра масок.
И в наши дни тауматроп по-прежнему завораживает детей и взрослых.
Слайд 5.
Тауматроп — простая игрушка из палочки и двух склеенных бумажных кружков с разными изображениями, например, на одной стороне банка, а на другой лягушка. Если палочку быстро вращать в ладонях, то возникает оптическая иллюзия: изображения «совмещаются» и лягушка оказывается в банке!
Как действует тауматроп: При быстром вращении картонного диска с двумя рисунками наш глаз воспринимает сразу оба изображения, а так как диск вращается на одном месте (вокруг своей оси), то мы видим оба рисунка. Это оптическая иллюзия - в нашем восприятии оба изображения оказываются совмещенными.
Слайд 6.
В младшем дошкольном возрасте тауматроп больше используется как игрушка-забава.
Однако таумотроп можно сделать абсолютно на любую тему – новый год, 23 февраля, 8 марта или даже дикие и домашние животные, птицы, космос, народные игрушки и многое другое.
Слайд 7.
В среднем и старшем дошкольном возрасте его можно использовать:
- при разработке различных игр, например, экологических (картинки с изображением можно/нельзя делать), пдд (сюжетные картинки), логопедических игр (таумотропы на автоматизацию звуков, например, на автоматизацию звука «л», «ль» предлагая следующие изображения: малыш плачет, Влад нашел клад, белка нашла желудь, подсолнух расцвел, Слава мечтал о велосипеде и т.п.), в уголке природы, эмоций, при театрализации сказок.
Его также можно использовать в качестве оживленного подарка! В предверии 8 марта это может быть оживленный букет для мамы или бабушки?
Слайд 8.
Использование тауматропа на логопедических и логоритмических занятиях способствует:
1. автоматизации звукопроизношения (картинки подбираются на отрабатываемый звук);
2.развитию лексико-грамматических категорий (уточнение рода, числа, использование предлогов НА, ПОД, В, ЗА);
3. создает условия для развития причинно-следственных связей (составление коротких рассказов);
4.активизирует мелкие мышц кисти (необходима слаженная работа кистей рук, привлечение внимания к выполняемому действию).
5. ребёнок без посторонней помощи производит самомассаж биологически активных точек на ладони (для малышей можно выполнить тауматроп на шестигранном карандаше).
6. способствует работе над темпом и ритмом движений мелкой моторики (для правильного восприятия требуется удержание определенной скорости вращения).
7. является профилактикой нарушений зрения (повышают и фиксируют угол обзора, время удержания зрительного внимания на объекте).
8. используется, как релаксирующая пауза, помогает завершить занятие на позитивной ноте (сюрпризный момент).
Слайд 9.
Уважаемые коллеги! Я советую вам использовать тауматроп в работе с дошкольниками. Это увлекательно и полезно.
Слайд 10. Спасибо за внимание.