СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Условия формирования художественного творчества дошкольников вДОУ на занятиях""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Условия формирования художественного творчества дошкольников вДОУ на занятиях""»

«Консультация для воспитателей: Условия формирования художественного творчества дошкольников в ДОУ

на занятиях»


Одно из наиболее важных условий успешного
развития детского художественного творчества — разнообразие и вариа-
тивность работы с детьми на занятиях:

новизна обстановки,

необычное начало работы,

красивые и разнообразные материалы,

интересные для детей неповторяющиеся задания,

возможность выбора

и еще многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, поиск новых решений, творческие подходы.

Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением

(«Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т.п.). А что случится, если делать по-другому? Кто от этого пострадает? Во-первых, нельзя строить процесс изображения по законам биологии,
во-вторых, педагоги должны знать, что для ребенка движение руки с ка-
рандашом или кистью вниз значительно легче и естественнее, чем вверх,
и линии при этом получаются более слитными, плавными. Когда ребенок
подрастает и рука становится более умелой, он свободно может осущес-
твлять движения в разных направлениях.

 Жесткие, «единственно верные» правила сковывают инициативу педагогов и детей, лишают их возможности проявить творческие способности.

Вот, например, как по-разному можно подвести детей младшего дошкольного возраста к созданию изображений по замыслу. В одном случае воспитатель организует игровую ситуацию, собирает детей около себя и говорит, что сейчас они будут заниматься. В это время раздается стук в дверь. Воспитатель удивляется: «Кто бы это мог быть?». Идет к двери, затем возвращается п говорит, что ребенок из старшей группы принес малышам в подарок игрушки и предложил, если игрушки им понравятся, нарисовать их, а старшие дети повесят эти работы в своей группе.

Педагог предлагает каждому ребенку ту игрушку, которая ему нравится больше всего. На столах приготовлены бумага, краски — все необходимое (материалы для рисования могут быть другими, можно предоставить детям возможность выбора).

Работа с готовыми рисунками может быть продолжена. Так, малыши все вместе относят свои шедевры в старшую группу. Старших же ребят можно попросить придумать рассказ или сказку о той игрушке, изображение которой им больше всего понравилось. Можно записать их рассказы, затем прочитать малышам.

Занятие по замыслу может начаться и по-другому. Воспитатель устраивает в группе выставку детских рисунков, на которых изображены различные предметы, сюжеты. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать себе бумагу (листы разного цвета лежат у него на столе) и подумать, что он хочет нарисовать, какие краски ему понадобятся. Представленные на выставке рисунки дают толчок детскому воображению.

Разнообразие следует предусматривать и в отборе тем, предлагаемых
детям для рисования, лепки, аппликации.

Так, научить малышей изображению предметов той или иной формы можно на разном предметном содержании.

Рассмотрим это на примере круглых или шарообразных предметов.
В процессе обучения можно показывать детям любые предметы круглой
формы: колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары, елоч-
ные шарики, сушки, баранки, яблоки, ягодки, апельсины, хурму, поми-
доры, орехи н многое другое. Из всего этого разнообразия воспитатель
может выбрать для занятия по рисованию, лепке, аппликации то, что
ближе и более знакомо детям его группы. Если в программе стоит зада-
ча научить дошкольников изображать предметы, состоящие из нес-
кольких частей круглой формы, можно также найти разнообразное со-
держание для рисования, лепки и аппликации: бусы, неваляшки,
снеговик, цветы, шары на ниточке, погремушки разного строения, цып-
лята и т. п.

Приведем пример разных занятий по рисованию на одну и ту же тему — «Красивые цветы», может проводиться с детьми разного возраста.

Так, с детьми 7 лет: в центре стоял небольшой столик, на котором учитель поместил ведро с огромным букетом, составленным из разных цветов. Педагог предложил детям нарисовать букет. Их внимание не было заострено на том, что надо нарисовать именно этот букет, да это и не представлялось возможным. Букет из множества цветов был поставлен для того, чтобы каждый ребенок мог рассмотреть его и нарисовать цветы, которые ему больше понравятся. Таким образом предотв-
ращались возможные трудности, связанные с отсутствием у детей отчет-
ливых представлений об изображаемых предметах, умения нарисовать
сложные цветы; обеспечивалось яркое эмоциональное воздействие прек-
расного на психику дошкольников. Столы, за которыми работали дети, бы-
ли расставлены вокруг букета, и все его хорошо видели.

Занятие на эту же тему можно провести и по-другому, в форме коллективного рисования. Воспитатель укрепляет на доске один или два
больших листа белого или лучше — зеленого цвета (тогда это будет полян-
ка или лужайка). 

Возможен и такой вариант.

Воспитатель предлагает детям нарисовать
красивые цветы для платья куклы, заранее готовит кусочки ткани, на ко-
торых изображены простые для воспроизведения цветы, по возможности
организует рассматривание живых цветов.  

Часто детям дают для рисования листы бумаги одного размера и формата (целый альбомный лист или его половину) независимо от темы, даже расположение листа на столе перед ребенком стандартное — по горизонтали. Это лишает ребенка возможности думать, как лучше разместить изображение (изображения) с учетом формы и конструкции предмета.

Для того чтобы научить детей разнообразным композиционным решениям, не создавалось шаблона необходимо кроме развития восприятия предоставлять им для выбора бумагу разного формата и ставить задачу подумать, как лучше положить лист бумаги, чтобы изображение разместилось красиво. Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения.

Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд. у мольбертов и т.д. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно работать.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детское  художественное творчество.

Изобразительное творчество и игра

Значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка. Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется возможность обогащению творческой деятельности.

Применение игровых приемов, игрушек, создание игровых ситуаций. Результат получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные), предметы для игры, декорации или их части, детали костюмов, маски, участвует в оформлении игровых помещений и уголков.

Опыт показывает, что рисунки малышей по сюжету одной игры редко
повторяют друг друга, ведь каждый передает свои впечатления об игре,
личные переживания и собственное отношение к изображаемому. Это яркое проявление детского творчества, основанного на взаимосвязи игры и изобразительной деятельности.

Например, дети становятся художниками и рисуют картины,
выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части
одежды и т.п.

Природа в детском творчестве

Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа «вечно
живая, обновляющаяся, великая в своем разнообразии... всегда является
живым родником поэтического творчества». Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей
с природой обогащает как знания о мире, так и изобразительное творче-
ство маленького художника. Стремление передать образцы природы в ри-
сунке, лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний
и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содер-
жание детского творчества обогащается новыми образами. В детских ри-
сунках, лепке, аппликации появляются новые темы.

Коллективное создание детьми изображений

Коллективное изобразитатьное творчество может быть органично связано со всеми сторонами жизни детей и особенно с другими видами художественно-творческой деятельности (разные виды игр, музыкальная, художественная, речевая деятельность).

Так, исследования показывают, что взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкой, с разнообразными играми обогащает детское творчество, вызывает у ребенка радостное настроение, делает жизнь детей в коллективе интересной и содержательной.

Такая взаимосвязь делает создание коллективных композиций более интересными и значимыми для детей; они видят, что результаты их художе-
ственного творчества широко используются в жизни дошкольного учреж-
дения. Вместе с тем дети видят, что они создают полезные и нужные для
разнообразных целей произведения. Они приобретают необходимые во
всей последующей жизни умения и стремятся делать все своими руками;
реализуют потребность в самоутверждении.

Анализ и оценка детского творчества

Ребенка интересуют не только созданные им изображения, но и то, как к ним относятся взрослые. Не правы те, кто считает, что дети рисуют и лепят для себя, а мнение окружающих их не интересует.

Просмотр и анализ детских работ в конце занятия — важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. В зависимости от того, как осуществляются просмотр, анализ и оценка детских рисунков, лепки и аппликаций, у ребенка возникает либо положительная мотивация деятельности, что служит импульсом для датьнейшего развития творческих способностей, либо отрицательная, когда он отказывается работать.

Что мешает успешному развитию
детского творчества

Воспитатель часто диктует детям, сколько предметов в сюжетном изображении они должны передать (как будто это не творческая художественная деятельность, а занятия по математике). Например, предлагая нарисовать осенний парк, говорит: «Нарисуйте два дерева». Делается это обычно из боязни, что дети не справятся с большим количеством изображений, не успеют завершить работу в срок, но таким образом ограничиваются возможности всех ребят.

Использовать образцы можно только в декоративном рисовании. За образцы, как правило, принимаются предметы народного искусства. Такой
эталон не сковывает инициативу ребенка и развивает эстетическое воспри-
ятие действительности, формирует эстетическое представление.

Форматизм в руководстве изобразительным творчеством детей нам видится и в том, что педагог не только не поощряет внесение ребенком дополнений, обогащающих изображение, но и не разрешает это делать. А ведь внесение дополнений будит воображение ребенка, позволяет полнее передавать образ, характер, особенности предмета. Именно так он творит, и педагогу следует не просто хвалить его за проявленную инициативу, а стимулировать развитие и обогащение образа.

На первое место выдвигаются те принципы, которые в руководстве развитием детского художественного творчества являются определяющими.

1. Один из наиболее важных принципов, на котором
должно основываться руководство художественной деятельностью со
стороны взрослого — связь обучения с жизнью. Это значит, что изобра-
зительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные
ребенком от действительности. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она находит в их творчестве.

2.  Важным принципом, характеризующим специфику рисования, леп-
ки, аппликации, является принцип наглядности. Не следует надеяться на то, что дети когда-то уже видели те или иные объекты. Впечатления от воспринятого ранее могут сглаживаться, стираться в памяти под влиянием новых. К сожалению, все еще очень мало
используются в качестве наглядных средств произведения изобразитель-
ного искусства: репродукции картин, иллюстрации к детским книгам,
подлинные изделия народных мастеров, скульптура и т.д.

Формализм в работе с детьми возникает и тогда, когда педагоги нетворчески, некритически  воспринимают опыт своих коллег (пусть даже и передовой) и рекомендации, которые, как правило, имеют необязательный характер. К тому же они не всегда учитывают конкретные особенности дошкольного учреждения, школы, отдельной группы детей. Методические рекомендации создаются в помощь воспитателю, но
они не могут быть идеальными, подходящими ко всем случаям жизни, по-
этому относиться к ним нужно творчески, учитывая обстановку, в кото-
рой живут дети, их возрастные и индивидуальные особенности, опыт вла-
дения изобразительной деятельностью, уровень развития знаний,
умений, навыков. Бывает, что рекомендации воспринимаются буквально,
как требование, обязательное для выполнения.

Одной из частых ошибок является недооценка возможностей детей
и стремление воспитателя все делать самостоятельно: приготовить все
и разложить на столах, опасаясь, что дети сделают что-то не так. А ведь,
включаясь в посильную подготовку, дети уже мысленно входят в творчес-
кую работу, начинают понимать, что им предстоит делать: рисовать, ле-
пить или вырезать и наклеивать.

Одним из существенных недостатков организации учебных занятий
по изобразительной деятельности следует считать ограниченное количе-
ство материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и леп-
ки: небольшое число используемых детьми способов изображения. Развитию творческих способностей, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного, поиск новых решений.

Некоторые считают, что детям не стоит показывать разнообразную технику изображения, что это, дескать, формализует, засушивает детское творчество. Однако такое мнение ошибочно. Дети любят новизну, им интересны разные приемы рисования, и далеко не все могут самостоятельно выделить и воспроизвести определенные способы изображения.

Неинтересные занятия, нарушение ряда дидактических принципов
учебно-воспитательной деятельности, неправильное руководство детс-
ким творчеством обусловлены и недостаточным уровнем квалификации
педагогов. Профессиональный педагог строит каждое занятие
с учетом личных наблюдений, опыта, прочитанных книг, изученных худо-
жественных альбомов, иллюстраций — иными словами, с опорой на все.
что может помочь в поисках творческого разнообразия решений.

Недостаточно развитое эстетическое восприятие педагогов является причиной формирования штампов, которые внедряются в сознание детей: «Так бывает, а так не бывает» (а жизнь ведь многообразна), «это надо рисовать так, а это вырезается так».

Один из наиболее прочно закрепившихся стандартов — у дерева коричневый ствол. Посмотрите вокруг! Много ли вы увидите деревьев с коричневыми стволами?

Знание условий, отрицательно влияющих на развитие творческих спо-
собностей детей, поможет педагогам избежать ошибок, сделать свою рабо-
ту наиболее эффективной и приносящей радость детям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!