Л.С. Выготский доказал, что единицей развития детской речи является фонема.
Закон восприятия фонем - закон восприятия звучащей стороны речи
Цель:
Познакомить педагогов с приёмами и методами работы по развитию фонематического слуха.
Задачи:
- Дать понятие фонематический слух и фонематическое восприятие;
- Выделить основные этапы воспитания фонематического слуха и последовательности работы по усвоению звукового строения слова;
- Показать различные игры и упражнения;
- Рассказать о методах и приёмах работы при ознакомлении детей со звуковой стороной слова.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического слуха»»
Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического слуха»
Л. С. Выготский
- Доказал, что единицей развития детской речи является фонема.
- Закон восприятия фонем - закон восприятия звучащей стороны речи
Познакомить педагогов
с приёмами и методами работы по развитию
фонематического слуха.
- Дать понятие фонематический слух
и фонематическое восприятие;
- Выделить основные этапы воспитания
фонематического слуха и последовательности
работы по усвоению звукового строения слова;
- Показать различные игры и упражнения;
- Рассказать о методах и приёмах работы
при ознакомлении детей со звуковой
стороной слова.
- С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
- Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.
- Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребёнок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном периоде ребёнок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав. Знакомство со звуковой стороной слова начинается с прихода их в детский сад.
- Фонематический слух – тонкий, систематизирован-ный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, т.е. это представление ребёнка о звуковом составе слова.
- Формирование
- Формирование
способности различать
гласные звуки;
- способности различать гласные звуки;
- Различать согласные
- Различать согласные
звуки.
- Использование музыкальных инструментов
- Использование игрушек, различных предметов.
Пособия по развитию неречевого слуха
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.
Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
- Фонематическое восприятие –
способность различать фонемы
родного языка и определять
звуковой состав слова.
- слов в предложении;
- слогов в слове;
- звуков в слоге и слове;
- Овладение умением узнавать звук на фоне
слова;
- Выделять первый и последний звук в слове;
- Определять последовательность, качество и
количество звуков в слове;
- Определять место звука в слове по
отношению к другим звукам в слове.
- Развитие фонематического слуха и восприятия у детей в дошкольный период и, прежде всего, ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи.
- В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое сознательное отношение к языку и является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).