СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического слуха»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Л.С. Выготский доказал, что единицей развития детской речи является фонема.

Закон восприятия фонем - закон восприятия звучащей стороны речи

 

Цель: 

Познакомить педагогов с  приёмами и методами работы по развитию фонематического слуха.

Задачи: 

  •  Дать понятие фонематический слух  и фонематическое восприятие;
  •  Выделить основные этапы воспитания фонематического слуха и последовательности   работы по усвоению звукового строения слова;
  •   Показать различные игры и упражнения;
  •   Рассказать о методах  и приёмах работы при ознакомлении детей со звуковой  стороной слова.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического слуха»»

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического слуха»

Консультация для воспитателей: «Развитие фонематического слуха»

Л. С. Выготский Доказал, что единицей развития детской речи является фонема.  Закон восприятия фонем - закон восприятия звучащей стороны речи

Л. С. Выготский

  • Доказал, что единицей развития детской речи является фонема.
  • Закон восприятия фонем - закон восприятия звучащей стороны речи
Познакомить педагогов с приёмами и методами работы по развитию фонематического слуха.

Познакомить педагогов

с приёмами и методами работы по развитию

фонематического слуха.

 Дать понятие фонематический слух  и фонематическое восприятие;  Выделить основные этапы воспитания  фонематического слуха и последовательности  работы по усвоению звукового строения слова;  Показать различные игры и упражнения;  Рассказать о методах и приёмах работы  при ознакомлении детей со звуковой  стороной слова.
  • Дать понятие фонематический слух

и фонематическое восприятие;

  • Выделить основные этапы воспитания

фонематического слуха и последовательности

работы по усвоению звукового строения слова;

  • Показать различные игры и упражнения;
  • Рассказать о методах и приёмах работы

при ознакомлении детей со звуковой

стороной слова.

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
  • С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.д. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
 Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.  Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребёнок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном периоде ребёнок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав. Знакомство со звуковой стороной слова начинается с прихода их в детский сад.
  • Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.
  • Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребёнок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном периоде ребёнок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав. Знакомство со звуковой стороной слова начинается с прихода их в детский сад.
 Фонематический слух  – тонкий, систематизирован-ный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, т.е. это представление ребёнка о звуковом составе слова.

  • Фонематический слух – тонкий, систематизирован-ный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, т.е. это представление ребёнка о звуковом составе слова.
 Формирование  Формирование  способности различать  гласные звуки;  способности различать  гласные звуки;    Различать согласные  Различать согласные  звуки.  звуки.
  • Формирование
  • Формирование

способности различать

гласные звуки;

  • способности различать гласные звуки;

  • Различать согласные
  • Различать согласные

звуки.

  • звуки.
Использование музыкальных инструментов   Использование игрушек, различных предметов.
  • Использование музыкальных инструментов
  • Использование игрушек, различных предметов.

Пособия по развитию неречевого слуха

Пособия по развитию неречевого слуха

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.  Первый этап – узнавание неречевых звуков.  Игра «Угадай, что звучало» Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?  Игра «Шумящие мешочки» Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.  Игра «Волшебная палочка» Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Первый этап – узнавание неречевых звуков.

Игра «Угадай, что звучало»

Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки»

Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.

Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Фонематическое восприятие  –  способность различать фонемы  родного языка и определять  звуковой состав слова.
  • Фонематическое восприятие

способность различать фонемы

родного языка и определять

звуковой состав слова.

Различение и выделение  - слов в предложении;  - слогов в слове;  - звуков в слоге и слове; Овладение умением узнавать звук на фоне  слова; Выделять первый и последний звук в слове; Определять последовательность, качество и  количество звуков в слове; Определять место звука в слове по  отношению к другим звукам в слове.
  • Различение и выделение

- слов в предложении;

- слогов в слове;

- звуков в слоге и слове;

  • Овладение умением узнавать звук на фоне

слова;

  • Выделять первый и последний звук в слове;
  • Определять последовательность, качество и

количество звуков в слове;

  • Определять место звука в слове по

отношению к другим звукам в слове.

Развитие фонематического слуха и восприятия у детей в дошкольный период и, прежде всего, ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия у детей в дошкольный период и, прежде всего, ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи.
   В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое сознательное отношение к языку и является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

  • В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое сознательное отношение к языку и является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!