Консультация для воспитателей по подготовке детей к школе.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том, случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьёй и вовлекает её в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в детские учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных путей пропаганды педагогических знаний, но в сложившейся социально-экономической ситуации этого уже недостаточно.
По итогам анкетирования было выявлено, что у большинства родителей переход детей в школу вызывает беспокойство, чувство страха, неуверенность за своего ребёнка. Практика убедительно показывает, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания позволяет значительно повысить эффективность подготовки детей к школе. К проблемам, негативно влияющим на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста, относятся:
— тестирование дошкольников при приёме в школу;
— форсированная целевая специальная подготовка к школе;
— отсутствие познавательной мотивации к учению;
— психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребёнком в семье;
— жёсткий контроль взрослыми всех видов детской деятельности; — отсутствие у детей самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность;
— боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок.
Возникающие проблемы приводят к различным негативным факторам, таким как проявление неврозов, угасание самостоятельности и творческой активности, снижению умственной активности, искажениями в развитии, динамике ухудшения здоровья.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе означает создание единого образовательного пространства развития ребёнка, которое поддерживается как детским садом, так и семьёй. Принципы такой работы заключается в: непрерывности и единстве общественного и семейного воспитания; системности и плавности; доверии и сотрудничестве между педагогами и родителями.
Важные условия интеграции: корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов; ориентация на потребности, интересы семьи и ребёнка; реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и ДОУ; организация жизни ребёнка с позиции всестороннего личностного развития; развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Интеграция образовательных задач приводит: к развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение; полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности, которые позволяют учитывать особенности возраста, в них осваивается познавательное содержание, формируются новые физиологические функции; нахождению ребёнком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих в процессе общения, стимулировать личностного роста, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.
Интеграция образовательных задач при подготовке детей к школе включает три блока: информационно-аналитический, содержательно- методический, контрольно-оценочный.
Информационно-аналитический блок предполагает: сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучения семей, их трудностей в подготовке детей к школе, запросов на получение педагогической информации с помощью тематического опроса, а также педагогическое просвещение с использованием интерактивных форм: индивидуальные и подгрупповые консультации по актуальным вопросам подготовки к школе, информационные листовки — памятки, библиотека родителей, видеотека. Содержательно- методический блок предполагает организацию общения взрослых с ребёнком и педагогов с родителями и детьми, создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения.
Используются такие формы взаимодействия, как игротеки, открытые занятия, выставки выходного дня, презентации детских достижений, галереи детского рисунка, смотры совместного творчества, театральная пятница, встречи с интересными людьми, викторины, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов.
Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи. Используются экспресс- методы сразу после проведения того или иного мероприятия: оценочные листы, книга отзывов,
самоанализ педагогов, фотовыставки о проведении праздников, театрализованных представлений, занятий.
Применяются также методы оценки отсроченного результата:
собеседование с детьми, учёт активности родителей, повторная диагностика или анкетирование.
Существует несколько показателей эффективности работы детского сада с семьёй: появление у родителей интереса к содержанию занятий; — возникновение дискуссий по инициативе родителей;
— увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формированию личности ребёнка, его внутреннего мира; размышление родителей о правильности используемых ими методов воспитания;
— повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы.
И в заключении хочется вспомнить слова ВЛ. Сухомлинского: «Воспитание — не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка». Только с таким подходом можно обеспечить ребёнку полноценное развитие и дорогу в успешную школьную жизнь.