Консультация для воспитателей детского сада
«Сенсорное развитие на занятиях по изодеятельности».
Непосредственное, наглядное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.
На занятиях по рисованию мы закрепляем основные сенсорные представления (цвет краски, кисть мягкая или жёсткая, тонкая или толстая и т.д.), развиваем воображение и умение ставить перед собой задачу.
Первый вопрос, который встаёт на занятиях по рисованию, это - как научить ребёнка правильно держать карандаш? Мы советуем с самого раннего возраста давать детям ручки, фломастеры, карандаши. Малыш не причинит себе вреда, если хотя бы иногда видит, что и как делают этими предметами взрослые, и впервые видит их до года. Если этот момент уже упущен, приучайте ребёнка правильно держать карандаш постепенно.
Не советуем приучать маленьких детей рисовать только правой рукой. Пусть он пробует рисовать и правой, и левой рукой и даже обеими. Это принесёт только пользу: работа рук напрямую связана с развитием обоих полушарий мозга.
При обучении детей раскрашиванию, не настаивайте на обязательном использовании того или иного цвета карандаша по вашему желанию или в пределах контура.
Сверхзадача первых занятий с детьми 3-4 лет состоит в том, чтобы познакомить с карандашом и красками, их свойствами, возможностями, научить держать карандаш и кисть, подружить с ними.
В младшем возрасте мы вводим детей в мир творчества, предлагаем им нарисовать своё представление об окружающем мире, постепенно ориентируем в мире цвета, форм, линий. Когда у ребёнка пробудится интерес к рисованию, он сам будет стараться всё делать правильно. И вот тут мы должны прийти ребёнку на помощь.
Многие дети 3-4 лет не «владеют» рукой, не умеют правильно держать карандаш, плохо знают цвета, не ориентируются в большом выборе цвета. Существует ряд дидактических игр, призванных помочь в этом.
1.«Цветной сыр». Игра на различение цветов и цветовых оттенков (как лото). Для второй младшей группы задание можно упростить.
2.«Трудная дорога».
Цель: «пройти» по дороге, «не сорвавшись» ни вправо, ни влево. Провести линию из одного конца в другой и обратно. Провести линию при горизонтальном положении, при вертикальном положении. Правой рукой и левой поочерёдно.
3. «Молния».
Цель: молния ударяет в землю. Надо очень быстро пробежать карандашом по всем её изломам до точки ухода в землю, не выходя за края молнии.
4. «Чудовище на острове».
Цель: надо, ступив на остров, обойти чудовище, не задев его, но и не сорвавшись в море. Пройти между зубами чудовища, взять сокровище, зажатое в пасти, и вернутся другим путём. Время учитывается, но осторожность важнее.
(для старших групп).
5. «Вдоль по речке»
Цель: «проплыть» по речке из конца в конец как можно быстрее, благополучно преодолев все препятствия.
Плыть надо по течению, против течения, не поворачивая лист и выбирая каждый раз другой путь между препятствиями.
(для старших групп).
Подобные задания можно придумать самим. Если ребёнок в течении хотя бы нескольких недель будет охотно играть в такие игры, рука его станет намного послушней, а это скажется на рисунках.
Занятия должны быть добровольными, а результаты их можно обсуждать лишь с точки зрения чисто спортивных удач и неудач.
Рисунки для «обучающих» игр должны быть формата А4, карандаши разного цвета, не слишком остро заточенными. Оставляемые карандашами следы представляют собой неоспоримый документ хода соревнования.