СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью музыкально-игровой деятельности решаются такие задачи музыкального воспитания как: развитие музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма, памяти. В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринуждённой форме происходит развитие музыкальных способностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста"»

Консультация для воспитателей

"Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей раннего возраста"


С помощью музыкально-игровой деятельности решаются такие задачи музыкального воспитания: развитие музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма, памяти, достижение координации пения и движения. В процессе игры, которая является основным видом деятельности дошкольников, в интересной и непринуждённой форме успешно решаются многие музыкальные задачи.

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для развития речи воспитанников.

Пение, как один из видов музыкальной деятельности, способствует развитию речимотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Большинство детских песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений. Выбирая песню принимаю во внимание характер, строение мелодии, диапазон, эстетическую ценность песни, а также песни, которые детям понятны: "Кошка", "Собачка", "Серый зайка умывается", "Лягушки", "Ёжик" и др.

Песня "Бобик"

Вот наш Бобик, славный пёс! Хлопают в ладошки.

- Гав! Гав!

Белый лобик, черный нос  Показывают на свой лоб и нос

-Гав! Гав!

Бобик, Бобик, лапку дай! Протягивают к игрушке руку.

- Гав! Гав!

Сядь на коврик и не лай! "Грозят" указательным пальцем.

- Гав! Гав!

Песня "Да-да-да"

Наряду с песнями я использую на занятиях музыкой малые формы фольклора, такие как небольшие попевки, потешки, заклички, лаконичные и четкие по форме, глубокие и ритмичные. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи. Например: "Петушок", "Киска, брысь!", "Заинька", "Белые гуси", "Вороны" и т. д.

"Тра-та-та"

Тра-та-та! Тра-та-та! Дети хлопают в ладоши.

Вышла кошка за кота

За кота Котовича,  Делают шлепки по коленям двумя руками

одновременно.

За кота Петровича! Шлепки по коленям поочерёдно

"Листопад"

Осень, осень! Листопад!                Ритмичные хлопки.

Лес осенний конопат.                     фонарики.

Листья рыжие шуршат                   Трут ладошку о ладошку.

И летят, летят, летят!                      Качают руками.

Развивая чувство ритма и рифмы, готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.

Например: (упражнение для мышц мягкого нёба и глотки)

"Жаба Квака"

Жаба Квака с солнцем встала,  (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала.  (дети зевают)

Травку сочную сжевала  (имитируют жевательные движения)

Да водички поглотала (глотают)

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а!  (произносят звуки отрывисто и громко)

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша"

Например: (игры, развивающие речевое дыхание, темп речи.) "Пузырь", "Птичка"

"Машина"

Предлагаю детям завести машину, накачать шины и отправиться путешествовать.  Дети крутят руль и издают звук губами на выдохе. Важно следить за правильностью выдоха.

Завели машину ш-ш-ш

Накачали шины ш-ш-ш

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей.

"В осеннем лесу"

В осеннем лесу

Дует ветер ("Ф-ф-ф…" - продолжительный выдох)

Листья дрожат на ветру ("Ш-ш-ш..." - продолжительный выдох)

Листья опадают ("П! П! П!" - короткий активный выдох)

Музыкальные игры и упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание

Для развития фонематического слуха провожу музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: "Птенчики", "Кошка и котёнок", "Кто как лает", "Мишка пляшет – мишка спит" и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков использую такие музыкально-дидактические игры как: "На каком инструменте играю?", "Музыкальные молоточки", "Тихо - громко!" и др.

Еще одной важной задачей, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей, что так же активно влияет на развитие речевых процессов.

Для формирования у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки провожу музыкально-ритмические игры.

Например: "Мы ногами топ-топ", "Полянка", "На дворе мороз и ветер", "Прогулка" и т.д.

Игра "Ноги и ножки" сл. Е. Макшанцевой, муз. В. Агафонникова.

1.Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ. - (Шагают в соответствии с ритмом музыки)

2.Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ. - (Бегут в соответствии с ритмом музыки)

Особую роль в развития речи детей   играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук. На музыкальных занятиях использую пальчиковые игры под музыку, они позволяют эффективно решать задачи речевого развития:

"Пальчики гуляют", "Мишка", "Белка", "Пирожки" и т.д.

Игра "Две тетери"

Как на нашем на лугу - Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. -Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери -Помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали -Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках "клювик"

Улетели. -Помахать руками

Игра "Пирожки"

Также на занятиях использую хороводные игры, которые предполагают построение в круг и выполнение ритмических движений в соответствии с образным словом. Они не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений. Способствуют развитию внимания к действиям других людей. Например: "Карусели", "Раздувайся пузырь", "Лошадка" и др.

Например: "Где же наши ручки"

Где же, где же наши ручки? Дети спрятав за спину выполняют пружинку

Нету наших ручек,

Вот, вот наши ручки, Фонарики

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки Хлопки

Пляшут наши ручки!

Во втором куплете слова 1-го куплета повторяются, но вместо слова "ручки" поём "ножки"

"Зимняя пляска"

  1. Мы погреемся немножко, Дети двигаются по кругу.

Мы похлопаем в ладошки:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Хлопают, подпевают.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

  1. Ножки тоже мы погреем, Дети двигаются по кругу.

Мы потопаем скорее:

Топ, топ, топ, топ, топ, Топают.

Топ, топ, топ, топ, топ.

  1. Рукавицы мы надели, Имитируют "одевание рукавиц",

Не боимся мы метели: скользящие движения правой ладони

Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг, по левой и наоборот.

Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг. Прыгают.

  1. Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились: Дети кружатся.

Да, да, да, да, да,

Да, да, да, да, да.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости. Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, оказывается большая помощь в работе над развитием активной речи детей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!