СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: "Художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: "Художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр".»

Консультация для воспитателей. «Художественно-эстетическое развитие детей средствами дидактических игр»

Выполнила: Воспитатель Власенко Е.В.

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка». Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического образования отражают различные направления развития у дошкольников эстетического восприятия действительности, способности художественного видения мира, приобщения к миру искусства и развитие художественно-творческих способностей.

Художественно-эстетическое образование дошкольников имеет познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельную, творческую созидательную направленность. Результат этого образования – художественно-эстетическое развитие дошкольников, которое не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников. Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества. На основании анализа образовательных программ ДОУ определены образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», в которых в наибольшей степени организуется художественно-эстетическое образование старших дошкольников и используются дидактические игры. Также программы определяют формы работы с детьми при использовании дидактических игр: это непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей, проведение режимных моментов. Анализ литературы и образовательных программ ДОУ позволяет выделить следующие три критерия для оценки уровня художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста: художественно- познавательный, эмоционально-оценочный и творческо-деятельный. Использование дидактических игр в образовательном процессе старших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который включает руководство дидактическими играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками и их родителями, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том, что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия, художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений. Работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр делится на 3 этапа. Первый этап технологии – ознакомительный, включает 1ый тематический блок «Путешествие по народным промыслам». Он направлен на развитие художественно-познавательного интереса детей, их способности осмысливать прекрасное и высказывать эстетические суждения. В непосредственно образовательной деятельности воспитатель проводил беседы с детьми, в ходе которых знакомим детей с хохломской и гжельской росписью, дымковской, филимоновской, и каргапольской игрушками, семеновскими матрешками, павлово-посадскими платками и шалями. Использовались иллюстрации, фотографии, слайд-презентации изделий и игрушек русских мастеров; аудиокассеты с записью русских народных мелодий и народных песен, стихотворения о декоративно-прикладных промыслах. Такая работа позволила расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа, показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. На первом этапе технологии использовались следующие дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами, которые развивали художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, стимулировали способности детей к осмыслению чувства прекрасного и развивали умение высказывать эстетические суждения: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Во время второго этапа реализовывался 2ой тематический блок «Творим и оцениваем». В совместной художественно-эстетической деятельности детей и взрослых использовались дидактические игры: «Волшебные стеклышки», «Рисунки верёвочкой», «Мой любимый натюрморт», «Клоун», «Составь пейзаж». После каждой дидактической игры, детские работы оценивались самими детьми. Этим развивала умения детей давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства и работам, выполненным самими детьми (своей собственной и других детей). Дидактические игры, которые использовались на втором этапе технологии, необходимы для того чтобы в ненавязчивой игровой форме подготовить детей к практической работе в процессе ручного творчества. Эти игры многофункциональны, их использование позволяет решать задачи, направленные на формирование положительного эмоционального отношения к художественно-эстетической деятельности и развитие умения давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства и работам, выполненным самими детьми. На третьем этапе технологии – творческо-деятельностном – шло развитие у детей потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техниками ручного труда, техническими умениями. 3 блок «Чудо-мастера». На этом этапе использовались 2 группы дидактических игр: 1 группа: дидактические игры на закрепление сенсорные эталоны величины, формы, цвета. Это дидактические игры «Построим дом», «Узоры на песке»; 2 группа: дидактические игры на развитие потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техниками ручного труда. Это дидактические игры «Чудо-мастера», мини-игры «Путаница», «Что сначала, что потом», дидактические игры «Распиши платок», «Собери гжельскую розу». В этих дидактических играх учтены и отражены возможности художественно-эстетического развития детей путем знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. В результате использования дидактических игр дети научились выделять выразительные средства матрешки и дымковской игрушки, городецкой росписи, хохломы и гжели. Дети украшают силуэты предметов необходимыми элементами, фантазируют, проявляют творческую активность, самостоятельно составляют различные композиции. Эти игры способствовали обогащению сенсорно-чувственного опыта детей, развитию их эстетического вкуса, взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра, театр, конструирование), развитию потребности создавать продукты ручного творчества на основе овладения техническими умениями по лепке и рисованию. Таким образом, вся работа по художественно-эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно-познавательный интерес детей к приобретению художественно-эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда, стимулировало способность каждого ребенка к осмыслению чувства прекрасного. Дети научились высказывать эстетические суждения и давать эмоционально-эстетическую оценку произведений искусства, овладели техниками ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!