СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание воспитанников СРЦ для успешной социализации в госучреждении»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание воспитанников СРЦ для успешной социализации в госучреждении»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание воспитанников СРЦ для успешной социализации в госучреждении»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка»


Морозова Елена Николаевна,

воспитатель




Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание воспитанников СРЦ для успешной социализации в госучреждении».


«Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придёт в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниёт. Если детей хоть немного пропитать благоговением, страхом Божьим, то это будет помогать им всю жизнь».

Пифагор


Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

В данной статье я попыталась отразить свой пока ещё небольшой опыт работы по формированию и укреплению духовно-нравственных ценностей у ребят, оставшихся без попечения родителей, а так же детей-сирот.

Воспитанниками нашего СРЦ являются дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Эта категория детей является большой проблемой и болью для нашего общества. Обстоятельства жизни складываются так, что такие дети больше других подвержены негативным воздействиям, нарушающих естественный процесс их социализации (различные виды депривации, негативный опыт социального сиротства и др.). Воздействие неблагоприятных условий, вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, бездуховность, дурные привычки и пр.

Детей сирот характеризуют трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, часто сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, чувство одиночества, повышенную тревожность, страхи, фобии, негативная Я-концепция, низкая самооценка и др. Сиротам, учитывая частые смены окружающей среды (детские дома, воспитатели, сверстники, приходится адаптироваться в период детства, а так же испытать трудности, связанные с адаптацией при вступлении в самостоятельную жизнь. Поэтому этим ребятам нужно особо пристальное внимание, нужно много времени уделять воспитанию и развитию у них способностей, привитию великодушия, честности и других духовно-нравственных человеческих качеств.

Очень важным аспектом для развития духовно-нравственных качеств у ребёнка является сотрудничество с православной церковью, поддержка духовных наставников, посещение святых мест. Всё это укрепляет веру в Бога, веру ребенка в самого себя, в добро, в чудеса, которые происходят с людьми, верующими в Высший Разум.

Работая с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечении родителей в центре помощи детям, я наблюдаю, что мои воспитанники, независимо от возраста, ставят материальные ценности выше духовных.

Любой, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось не в лучшую сторону, а наоборот, в худшую. Нынешнюю жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С момента рождения ребёнка с ним обращаются как с избалованным принцем, царём, богом: его прихоти удовлетворяются сразу же, желания исполняются, как по мгновению волшебной палочки, он окружен всевозможными игрушками (причём в количестве, не соизмеримом с потребностями, разного рода развлечениями, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, дают развиваться в том направлении, куда ребёнок хочет сам…

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку — подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно понять, что всё, что нас окружает, стремится полностью подчинить себе нашу душу — и в религии, и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. А интернет, смартфоны, телевидение и другие гаджеты современного мира часто становится правителем, диктующим современные ценности, мнения, взгляды и вкусы.

Конечно, это работа проблемная и сложная, потому как к настоящему времени в педагогике механизмы ориентации на ценности вступили в противоречие с общей ситуацией развития современного ученика, стали причиной возникновения ряда противоречий во взаимодействии учителей, воспитателей и наших воспитанников. Приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, несмотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций педагога зависит общая атмосфера образовательного процесса.

Михаил Афанасьевич Булгаков считает, что «у детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, привлекательные для них в других людях, у них не сформировано еще отношение к детскому коллективу» [2, с. 173].

Младшие школьники осознают предъявляемые к ним социальные ожидания и ориентируются на хорошее поведение. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственности, усваивается общечеловеческий минимум моральных норм. Это также период для формирования духовно-нравственных чувств. И именно сила и глубина этих чувств, их влияние на поведение ребенка, на его отношение к людям, к природе, к результатам человеческого труда определяют меру нравственной активности.

Новый уровень и характер развития социальной активности ребенка, отражающийся в особенностях его ценностных ориентаций, отмечается в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. Подростки поднимаются уже на уровень осознания моральных требований, формирования представлений о духовно-нравственных ценностях, развития способности к нравственной оценке. Интенсивное общение выступает основой для «тренировки» нравственного поведения. Психологическая роль ценностных ориентаций ребенка на этом этапе формирования его как личности особенно возрастает и усложняется. Последнее обусловливается, в частности, тем, что, в отличие от предыдущего переходного периода, изменение эталонов поведения детей здесь строго не определяется; кроме того, активно развивается потребность ребенка выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и оцениваемое место в коллективе сверстников. В подростковом возрасте нельзя говорить о законченном процессе становления ценностных ориентаций, они только развиваются, именно в этот период набирает силу социальная активность, и развитие ценностных ориентаций оказывает определяющее воздействие на личность, ее активность в социальном плане.

В своей деятельности я ориентируюсь на становление и развитие социальной адаптации личности к реальной жизни.

Основными целями воспитательной работы являются:

- практическая подготовка детей к самостоятельной независимой жизни;

- успешная социализация;

- развить великодушия, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических, личностных качеств у воспитанников.

И хотя можно бесконечно сетовать на низкий уровень духовного здоровья наших детей, но если педагогам, воспитателям и, конечно же, родителям действительно важно, насколько нравственно и духовно приближены дети к образу настоящего патриота, гражданина и просто духовно-развитого человека они будут работать в направлении духовно-нравственного воспитания, опираясь на позитивный воспитательный и педагогически опыт.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!